Меня зовут Олег, мне 34 года, и я приглашаю вас провести со мной один день на борту белоснежной 40-футовой яхты Сюрприз. В этот день, 24 августа 2013 , мы с вами завершим переход из Афин в Мармарис: будем ходить под парусом и под мотором, нести вахты, ловить рыбу, ходить в гости, проходить границы, и даже перевернемся разочек. Я познакомлю вас со своими друзьями, покажу нашу яхту, расскажу немного о том, как тут все устроено, и как нам удается с ней справляться.
Без десяти семь меня будит Оксана, супруга моя. С трех часов ночи она стоит на вахте и хочет уже спать.
1.
Меняемся. Оксана ложится в кормовой каюте, и тут же отключается.
2.
Поднимаюсь наверх. Нахожу там Вадима, стоявшего в паре с Оксаной на вахте. Гляди-ка, еще пока держится )))
3.
Что ж, вдвоем веселее. Хотя я достаточно выспался за четыре часа, мог бы в случае чего и один постоять. Если спать не восемь часов подряд, а два-три раза по три-четыре часа, то отдыхаешь вполне себе приемлемо. Возможно, даже не хуже чем обычно. В любом случае, если во время двухдневного перехода на борту есть только два опытных человека (я и Оксана), рассчитывать на полноценный сон, да еще и в обнимку с любимой, к сожалению, не приходится. Зато когда Оксана на вахте, я совершенно спокоен, и сплю как ребенок. Особенно ночных вахт это касается - ведь это только в светлое время суток все окружающие суда видно как на ладони.
4.
Ночью же ты видишь только огни, которые они несут. Где-то целая гирлянда, а где-то пара огоньков всего лишь. И по ним надо разобраться, что это за судно, какого размера, куда движется, есть ли опасность столкновения, кто кому должен уступить, и в какую сторону уступать. Оксане я в этом плане доверяю больше чем себе. Потому и высыпаюсь по-человечески, если знаю, что она на вахте.
Осматриваюсь. Чисто. Ветра нет, идем на моторе. Проверяю курс.
5.
Мы идем на автопилоте, поэтому я просто кнопочками убавляю курс на десять градусов, и яхта берет чуть левее.
Наша скорость пять узлов, это пять морских миль в час. До Родоса - пятнадцать миль. То есть, три часа нам идти осталось. Можно, конечно, добавить газу и сэкономить лишний час времени, но это будет уже не оптимально по расходу топлива. Оставляю пока как есть, а глубине души надеясь на ветер, тогда мотор вообще можно будет выключить.
Вообще-то, конечный пункт нашего маршрута - Мармарис, но так как это уже Турция, а мы сейчас находимся в Греции, то перед выходом из Шенгена нам придется зайти на Родос и заморочиться пограничными формальностями.
Иду чистить перышки. На яхте два совмещенных санузла (туалет + умывальник + душ): основной в салоне, и есть еще один в носовой каюте. На фото основной. Стены в наклейках из разграбленных нами портов. Зубная щетка села, зараза такая. Во всем виноват блок питания - от обычного электричества он работает нормально, а если включить через инвертор, то моментально сгорает. Хотя, казалось бы, что в розетке 220 вольт, что в инверторе... ан нет, три штуки спалили, пока разобрались в чем дело. Вся остальная электроника через инвертор-то без проблем работает, в том числе ноуты, телефоны, а какая-то несчастная зубная щетка берет и умирает. Приходится только на берегу её заряжать, от обычной сети, а это не каждый день бывает. Вот сейчас, например, села, а зарядить уже негде. Придется по-старинке, руками. Хотя от самой щетки я, честно говоря, в восторге, потому что она по-человечески вверх-вниз чистит, а не как обычно, кругами. Разница огромная.
6.
А вот и гальюн. Он же унитаз. Только слив тут ручной: сперва надо откачать содеянное, потом прокачать его морской водой, а потом снова откачать насухо. Всего порядка двадцати возвратно-поступательных движений рукояткой. У меня на правой руке уже мозоль от нее, кроме шуток.
7.
Ставлю чайник.
8.
Мой любимый завтрак - кофе и греческий йогурт. Подсел еще в Хорватии на него. К сожалению, есть вещи, которые в Москве не найти. В частности, вот такой божественный продукт.
9.
Ставлю удочку. Этот способ ловли называется тролинг, он очень простой и скучный: блесна просто тянется за яхтой, да и все. Никаких особых знаний и навыков не требуется. Если ловить вдали от берега, да еще и на скорости пять-шесть узлов, то ловится обычно тунец, причем крупный, килограмм на десять. Обычно если не сразу, то через день максимум кого-нибудь да поймаешь, а кушать такую рыбину потом целую неделю приходится. Добычу режем на стейки и чаще всего просто жарим на гриле (на фото он справа от удочки).
10.
Но рыбная диета на зватрак, обед и ужин, очень быстро надоедает, поэтому удочку достаем только тогда, когда на яхте достаточно народу, готового в разумный срок осилить любую добычу. Сейчас наш шестеро на борту - осилим. А бывает, кстати, по-разному. Мы-то с Оксаной живем все лето на яхте, а друзья обычно набегами приезжают, на неделю, максимум на две - у всех свои дела на берегу. Потому и получается, что в какие-то дни нас и восемь человек набирается, аж диван в салоне раскладываем, а потом на какое-то время мы с Оксаной можем вообще вдвоем остаться. Но нам и так и так нравится: и шумной компанией весело, и вдвоем просто прекрасно. А сейчас как раз золотая середина - и не тесно, и весело.
Раздувает. Слабенько, но нам хватит. Ставлю полные паруса, глушу мотор.
11.
Есть такой парадокс: если люди спали всю ночь под гул мотора, то внезапная тишина их обычно будит. Так и происходит - народ начинает выползать наверх из кают.
12.
Пытаюсь глянуть что нового в интернете, но через пару минут он внезапно заканчивается.
13.
Очередные два гига выкачали, теперь на Родосе придется карту пополнения покупать. Жаль, чуть-чуть до Турции не дотянули, там же все равно по-новой подключаться. Но это будет только завтра, а день без интернета как-то грустно. К тому же, критично посмотреть, как нам оформить все пограничные формальности в Турции - значит придется еще два гига купить на Родосе, что ж делать.
Кстати, да, поставлю-ка музычку.
14.
А наверху тем временем раздуло до двенадцати. Приборы показывают нашу скорость шесть узлов, температуру воды 26 градусов и глубину 2.9 метра. На самом деле, глубина тут такая, что эхолот не пробивает (несколько сотен метров), а прибор показывает последнюю измеренную. А почему всего 2,9? Ну мало ли, может рыбка какая проплыла под датчиком.
15.
Чартплоттер утверждает, что нам осталось полтора часа до Родоса.
16.
Вообще, моряки - мастера выдумывать всякие непривычные названия для привычных вещей: не туалет, а гальюн; не кухня, а камбуз; не багор, а отпорный крюк, и вообще мы не плаваем а ходим, и не дай бог тебе назвать обычное судно кораблем. Кораблями, если что, могут только военные суда называться. Не удивительно, что привычный всем GPS-навигатор на море зовется чартплоттером. Ну нам-то на самом деле пофиг, мы и плавать не обламываемся, и гальюн у нас обычно туалет, а слово камбуз на нашей яхте вообще ни разу за лето не прозвучало - кухня и есть кухня. А вот чартплоттер как-то все чаще чартплоттер. Чтобы отличать его от того, который в кармане. А в кармане у меня айфон с Навиониксом. Очень удобно, кстати. Особенно, когда спишь. Дотянулся до телефона, глянул не вставая: "Чо там? Ага, понятно. Два часа осталось до порта. Ну-ну. Хорошо идем. Подремлю еще часик." ))). Все скриншоты с него же, кстати.
Десять утра. Подходим к Родосу.
17.
Направляемся в единственную марину.
18.
С берега машет какой-то мужик, жестами показывает, чтобы связались с ним по рации. Номер канала крупно написан на берегу. Настраиваю рацию, выхожу на связь.
19.
Оказывается, мест нет. Ну вот!
Окей, постоим на якоре. В принципе, это даже хорошо, платить никому не надо, не хотелось просто гонять на надувной лодке с паспортами и документами. Но выбора нам не оставили. Спускаем дингу (она же тузик, она же просто лодка).
20.
Собираю со всех паспорта, беру документы на яхту и транзит-лог, который нам оформили на въезде в Грецию. Укладываю все это в непромокаемую сумку, туда же кладу карманную рацию, прыгаю в лодку. Главное - сумку не утопить.
21.
С мной еще трое желающих прогуляться. Едем к берегу. Все высаживаются, а Леша остается в тузике - он хочет заехать на яхту, забрать Юлю и покатать пока по заливу. Но далеко от берега он так и не успел отплыть - пришел порыв встречного ветра, и его перевернуло, накрыв тузиком сверху. Лодка-то маленькая, на ней не стоит садиться рядом с мотором - равновесие теряется.
Минут пять у Леши уходит на то, чтобы перевернуть лодку обратно.
22.
- Не заводи мотор, - кричу ему с берега.
Вызываю Оксану по рации и даю инструкции, что нужно будет сделать с мотором, когда Леша догребет-таки на веслах до яхты. А надо его опреснить водой из-под крана, вывернуть свечу и хорошенько промыть цилиндр бензином с маслом, иначе соленая вода, вероятно попавшая внутрь, разъест его за несколько дней.
Иду искать порт авторити. Обычно вся портовая бюрократия сидит недалеко от пассажирского причала.
23.
Прихожу туда, вижу офис пограничников.
24.
Объясняю им, что хочу оформить "Чек-аут ту Турки".
- В порт авторити были?
- Нет еще.
- Ну так вам сперва туда.
- А это где?
- Вы пешком?
- Да.
- Сочувствую.
Пограничник объясняет как добраться. Другой конец залива, минут двадцать пешком. Ну и ладно, прогуляемся. Кстати, еще один минус якорной стоянки - так бы я достал складной велик, и было бы мне счастье. Хотя и прогулки, вобщем-то не вредят.
Дошел.
25.
Нахожу костгарда в окошке, он протягивает мне бланк, который надо заполнить. Это хрюлист (crew-list) - список членов экипажа с паспортными данными.
26.
Заполняю, после чего он велит мне сходить на паспортный контроль, в таможню, и снова к нему вернуться. Что ж, зато я уже знаю, где у них тут находится паспортный контроль.
Еще одна прогулка в обратном направлении. По пути захожу в яхтенный магазинчик, покупаю турецкий флаг. Надеюсь, он мне сегодня понадобится.
27.
Пограничники сверяют хрю-лист с паспортами, ставят в каждый паспорт штампы о выезде из Шенгена.
28.
Выписывают мне еще бумажку, смысл которой я так и не понял, но это и не обязательно.
29.
Теперь таможня. К счастью, соседняя дверь. Там смотрят бумаги на яхту, делают какие-то пометки, и отправляют в порт авторити. Это где мы были уже сегодня.
Еще одна пешая прогулка в обратном направлении. По пути не могу пройти мимо шаурмы за два евро.
30.
А еще захожу в водафон покупаю карточку на два гига за двадцать евро. Не хлебом единым, чо.
31.
Добираюсь до знакомого здания, иду к окошку.
32.
Сдаю костгарду транзитлог и показываю бумажку от погранцов. Все ок, нам дают добро на выход.
На берегу меня уже ждут.
33.
Гребем до яхты, поднимаем дингу и якорь.
34.
Пока оформлялись, в море уже прилично так раздуло. На всякий случай, перед выходом кормлю Драминой всех, кто не успел еще прикачаться как следует.
35.
Половина третьего. Берем курс на Мармарис.
36.
Дует 25 узлов, мы разгоняемся до восьми.
37.
Нас начинает некисло так кренить. Это нормально, даже хорошо. Внутри все вверх дном, зато скорость отличная, и солярка не жжется.
Удочка согнулась в три погибели, но это не рыба, это всего лишь блесна так тянет - чем быстрее движется яхта, тем больше усилие на леске.
38.
Мы с Оксаной жадно набрасываемся на интернет. Остальные, может, и рады бы, но компьютер в руки взять боятся - укачать может.
39.
В скайпе нахожу Фила - инструктора, у которого я год назад получал свою лицензию. Дело в том, что он стоит недалеко от Мармариса, и может помочь нам разобраться с оформлением. Фил уверяет, что мы приходим слишком поздно чтобы успеть все сделать одним днем, поэтому нам стоит отложить все формальности на завтра, а вечером по приходу он ждет нас в гости поболтать за жизнь.
- Кто тут окна забыл закрыть? - Оксана всё сечет. И правда, с таким ветром и креном, все окна должны быть герметично закрыты. Косяк )))
40.
Половину дороги до Турции мы проходим буквально за пару часов. Пора менять кортези-флаг. Есть такой обычай: в дань уважения государству, в чьи воды ты заплыл, необходимо поднять его флаг. Снимаю греческий, меняю его на турецкий.
41.
Кроме турецкого флага, мы несем еще два: США и России. В США у нас зарегистрирована яхта, а флаг РФ говорит о том, что на борту русская команда. У каждого флага свое определенное место, так что любой моряк легко определит, что каждый из них означает.
Юля и Леша расположились с подветренной стороны, так что крен на их их сторону, и им удобненько.
42.
А вот Вадиму повезло меньше, наклон яхты явно не в его пользу - так и норовит соскользнуть со скамейки. Но это не мешает ему отключиться в позе эмбриона. Еще бы, он дольше всех сегодня бодрствовал.
43.
Подходим к Мармарисской бухте. Ветер стих, зато издалека заметно, что тут нас ожидает жесткий морской трафик.
44.
Так и есть, буквально пробки из яхт на входе в марину.
45.
Вызываем их по рации. Нам повезло, нашлось свободное местечко. Отключаю автопилот, беру штурвал руками.
46.
Нас встречает маринер на лодке и плывет вперед, показывать куда нам встать. Да уж, плотненько тут.
47.
Встали.
Оформляться уже поздно, завтра утром займемся. А пока не село солнце, надо привести яхту в порядок.
48.
Достаем складные велики, отправляю Лешу в город за симкартой с интернетом.
Кстати, это не прикол про палубу и зубную щетку )))
49.
Купленный интернет работать с нашим wi-fi роутером отказался.
50.
Оказалось, что в Турции нельзя вот так вот запросто купить себе сим-карту, воткнуть ее в иностранное устройство, и получить интернет. У оператора надо как-то отдельно зарегистрироваться, что хочешь пользоваться интернетом с иностранного девайса, и только после этого он включит тебе доступ. Несложно, конечно, но лишняя заморочка, плюс снова мы без связи, как минимум, до утра.
Тем временем, яхту привели в порядок снаружи и изнутри. Теперь не стыдно и вам показать. Салон:
51.
Носовая каюта.
52.
Расскажу, кстати, про яхту в двух словах. Ее построили во Франции в 2007 году, а купили мы ее этой весной. Модель серийная, и достаточно популярная: Beneteau Cyclades 393. По морским меркам, это относительно небольшое судно длиной почти 40 футов (12 метров). Снаружи она вообще не выглядит большой, но внутри можно без проблем организовать восемь спальных мест в трех каютах и салоне с раскладным диванчиком. По мореходности, яхте присвоен класс "А" - это океанский класс, то есть на ней можно совершать любые дальние переходы, вплоть до кругосветки. Правда, для таких подвигов, и яхте и команде необходимо организовать хорошую подготовку, как в плане оборудования, так и просто опыта набраться. Так что до взрослых подвигов мы с ней еще не доросли, а на первый год спокойная Средиземка - самое то.
Штурманский уголок, одна из двух кормовых кают.
53.
Объявляю свободное время.
Все идут гулять по городу, а мы с Оксанкой садимся на велики и едем к Филу. Его катамаран стоит в десяти километрах от нашей марины. Нас ждут сорок минут свежайшего ночного лесного воздуха - кайф. Кстати, велики у нас электрические, поэтому даже крутой серпантин в конце дороги ни разу не напряг.
54.
Оксана давно хотела полазить по катамарану. Ну вот, сбылось. Фил с Галей провели ей небольшую экскурсию и все показали. Места на катамаране, конечно, больше. Плюс его совсем не кренит под парусом. С другой стороны, двойные расходы на содержание и стоянку... да и сам он стоит в два раза дороже. В общем, интересный вариант, конечно, но мы до него еще не дозрели. Тем более, что и яхта нам тоже очень нравится. Очень душевно с ребятами посидели, пора домой.
55.
Возвращаемся на яхту.
Наша марина, в отличие от Фила, находится в самом центре Мармариса, в двух шагах от самой-самой ночной жизни. Время два ночи, а тут такая движуха, что даже жалко как-то вот так вот взять, и сразу спать.
56.
Заходим в бар, берем по пиву.
57.
И тут же понимаем: а силы-то кончились. Значит, все-таки, спать. Возвращаемся на яхту. Т-с-с-с все наши друзья уже спят! Снимаем с великов аккумуляторы, ставим их на зарядку вместе с зубной щеткой, ложимся.
58.
Наконец-то можно обнять Оксану во сне!
59.
P.S. Кстати, да! Это уже второй мой пост в сообществе, а первый был почти два года назад:
Один день кругосветного путешественника. Тогда мы еще на машине с Оксаной катались, про яхту даже не задумывались. Ну в общем вот, жизнь не стоит на месте!