[intro] Этот пост должен был быть посвящён Альпинграду и датироваться 30-м августа 2011 года. Но накануне вечером произошло событие, изменившее ход <моей> истории, и один мой день не состоялся. Также пост мог быть посвящён Чарыну, датироваться 27-м октября года 2012-го, но пришлось встать в 5, выехать в 6, что напрочь лишило меня возможности собратсья с мыслями и выполнить необходимую съёмку.
Зовут меня (некоторые)... ну, скажем, - Аксинья Ивановна, лет мне 35, род занятий - неопределённый, рецидивирующий фриланс; семейное положение отсутствует, соцсетевое «всё сложно» тут не подходит, скорее - «всё как-то не по-людски», но щас не об этом. Живу в Алматы. Один свой день наконец удалось создать из прогулки в близлежащую горную местность, Большое Алматинское ущелье Заилийского Алатау. 7 сентября 2013 года включил в себя пеший подъём к Большому Алматинскому озеру (2500 над уровнем моря), затем ещё подъём - на перевал Чукур (~3200), протяжённый спуск к "Лунной" поляне, далее - к роднику Чукур, отелю "Альпийская роза" - а там и конец пути, круг замкнулся, граждане довольные расходятся по домам. Под катом 70 фотографий.
1. Не надеясь на память девичью, один мой день начала накануне вечером, стаскивая в кучу всё, что должно оказаться под рукой в нестерпимо ранний для меня час подъёма - 6:00. В стартовый пакет сегодняшнего утра входят: линзы Джонсон-и-джонсон-акувью-мойст и капли Реню к ним; очки с/з Окли в чехле от очков Полис, потому что родной не влезет в карман; крем Виши под глаза, дезодорант Эйвон под носки, ибо вибрамы Меррелл ещё ни разу не ходили наверх, надо предохраняться от потёртостей; старушка-раскладушка Нокия, потому что я не могу позволить себе роскошь остаться без связи по вине безымянного китайфона на андроиде; дамские и прочие мелочи в тревелбэге; штаны с надписью на заду "Будь крут" (в кадр не попали) и кепка с надписью на лбу "Просто сделай это". Уф-ф-ф! Один мой день начинается...
2. ...и моему замутнённому недосыпом взору предстают часы; на дату не смотрим, после замены батарейки я не нашла в себе достаточной интеллектуальной мощи, чтобы выставить дату/время, просто запустила часы в полдень, а дату оставила на их совести.
3. Завтрак туриста: плюшка с маком, чай без сахара, часы не в фокусе, тремор.
4. Между тем за окнами светало. Да, мои окна выходят на болото, где, собственно, я и живу (в географическом центре города).
5. Полчаса на впихивание линз в глаза, пять минут на остальные сборы, и в заявленные 7:00 мы уже едем по проспекту Рыскулова, спиной к рассвету, лицом к облакам-блинчикам. Суббота, пробок ещё нет!
6. О, впервые перед нами цель путешествия, прямо по курсу - Большой Алматинский пик, нам куда-то туда! На часах 7:25, хорошо идём.
7. Стрелкой на фото обозначена (довольно-таки приблизительно по местоположению, но почти точно по высоте) высшая точка предстоящего маршрута.
8. Проспект Аль-Фараби, трясущейся рукой, сквозь немытое стекло - хр. Петра и Павла. Тут мы немного заблудимся в неезженных развязках и трижды проедем туда-сюда. А часики тикают, 7:31!
9. Улица Навои. Холодает, начинает закладывать уши - подъём! Шары из цветов на столбах.
10. Город кончился. Ущелье. Хмурый свет, дорога пошла зигзагами, но это ещё никакой не серпантин...
Спутник огорошивает меня сообщением, что мы будем подниматься по трубе (знаю я эту трубу! бесконечная почти-вертикаль, и никакой пощады); я слегка деморализована и не фотографирую вплоть до той минуты, когда оказывается, что мы всё-таки немного по серпантину-то подъедем. Прихожу в себя уже на площадке, где оставляем машину.
11. Вот и труба сифонного водовода, идущая от озера. Прямо по ней мы и потопаем к жемчужине (изумрудине) сегодняшнего путешествия. В городе ещё ненарушенная, хотя и пыльная, зелень, а здесь осень уже отметилась.
Здесь я понимаю, что мне крышка (на первые полчаса движения). Пусть мы ещё в среднегорье, но кислорода уже не хватает, ноги уже обмирают через каждые двадцать шагов.
12. Только определённый наконец индивидуальный аллюр (длинные медленные шаги - против мелкой рыси моего предводителя) позволяет отдышаться и взяться за фотоаппарат. Нам - туда, наверх, наверх, наверх.
Предводитель осыпает меня насмешками, упрёками и проклятиями за то, что, по его словам, я плохо иду, и не получится из меня курсант. "Слава богу!" - злобно отзываюсь я и тычу его лыжной палкой в зад.
13. После этого наступает РАДОСТЬ СЧАСТЬЕ ВОСТОРГ, потому что немного вниз.
Под мостом, в который упирается стрелка, мы разделяемся: у спутника какие-то дела, дамам там не место...
14. ...дама, как приказано, продолжает карабкаться выше, перелезает через 8 отбойников и притворяется фотолюбителем у роскошного куста, лелея зловещий замысел нормализовать опять сбившееся дыхание.
15. А потом всё становится неважно, потому что осталось несколько шагов, несколько поворотов тропы - и мы увидим Озеро. Знакомые вешки: башня-излучатель...
16. ...ларёк (?)(!)
17. Заповедь от неведомой Кати (Kate, не ты ли, часом?)
18. Озёро. Переваливаешь через плотину, старательно глядя под ноги, чтобы потом сразу, пулей в сердце, - Озёро. Поднимаешь глаза и захлёбываешься отчаянной яркостью его зеркала. Сегодня оно светлое, даже белесое. Большая вода с ледников не успела отстояться.
19. Водоохранная зона, приграничная зона, свирепые таблички, запрещающие здесь находиться, - тьфу на вас ещё раз, мне нужно фото, и оно у меня будет! (Спутник шипит, что "спиной чувствует оптику". Предлагаю ему показать пацанам голый зад, как-то повеселить погранцов - чай, служба-т не сахар! Криво усмехается. Поворачиваюсь в сторону предполагаемого наблюдателя, машу рукой и ору на всю акваторию: "Всем зига, посоны!" Предводитель ржёт конём.) Ух, ледяной бетон! Солнце светит, но ни шиша ещё не греет. Терплю.
20. Время 9:25, по мнению организатора похода, мы уже должны быть в Киргизии. Начинаем подниматься на перевал, поминутно оглядываясь на Озёро. Немножко щемит...
21. На первой перевальной точке предводитель велит притормозить: отсюда Озёро видно в последний раз. В центре - заснеженный пик Озёрный.
22. Теперь будут следовать подъём за спуском, но с каждым разом мы оказываемся всё выше. Наша тропа:
23. Мощные гранодиоритовые выходы (какой-то неугомонный ходявый по всей тропе наоставлял свастик; ох и переломают же ему ходули).
24. Что я говорила? Вниз, в провал, пока не слишком провалился.
25. 9:47 - скорость набрана, акклим пройден, темп ровный. Подъёмы берутся незаметно, по спускам вообще скатываемся, хохоча.
26. Плоские макушки диоритов. На восточном склоне они нам покажут!
27. Перевальная точка. Теперь иногда будет вверх, но это всё равно вниз.
28. Поражают воображение "поляны" идеально овальной формы. Здесь зороастрийские сакральные кучки сооружения из камней, расписанные свастиками того же автора.
29. Мшистые камни, тропа извилиста и крутонаклонна, зимой здесь возможен только ягодичный дрифт, для зимы существует параллельный уступчатый спуск.
30. Раздражённо сопя и шёпотом предавая анафеме удравшего вперёд спутника, делаю-таки кадр: нам сюда, по нитке. 10:17 - понимаю, что обидные слова звучали для стимуляции честолюбия.
31. Дно виднеется.
32. Наиприятнейший участок тропы! Мелкая округлая крошка под ногами превращает спуск по крутяку в увлекательное своей непредсказуемостью катание, с уханьем (у меня) и глухим матом (у предводителя). Бегали когда-нибудь по полю шариков из подшипников? Оно самое.
33. Мы спустились, нехитрый перевал позади. По левому борту - древняя морена, титаническое нагромождение камней с острыми гранями.
34. Тепло и тихо; сонмы бабочек греются в колеях квадров; здесь уже людно, целыми семьями подъезжают к Альпрозе, здороваемся по обычаю. Спрашивают, запрокинув голову на перевал: - А до озера далеко? Оглядываемся; во-он оттуда, из просвета между тянь-шанскими елями, по синей тропе мы спустились сюда
- До Озера? Далеко...
35. По сю сторону - другое чудо, Лунная поляна. Название, конечно, народное. Короткое ущельице, обомкнутое невысокими сопками, и в самом конце его - ровная, как стол, обширная поляна, изумительное место для базы под соснами.
36. Дорога к роднику; здесь биатлонисты тренируются в стрельбе (не сейчас!). У входа в ущелье отрываем позицию для мортиры - фортификационно безупречную! - не подобраться ни с флангов, ни с тыла. Банку бодрящего и солёной рыбки, господин капрал!
Впрочем, размечталась. Навстречу попадаются пожилые женщины в купальных костюмах, ярко-красного цвета (женщины, не костюмы). Здороваемся.
36-а.
37. Ну и кто сказал, что я плохо хожу? 10:47, а мы уже почти вернулись к старту!
38. Вода родников даже на ощупь иная - гладкое, плотное тяжело ложится в горсть; кажется, что можно сформовать в шар и нести, перекатывая гибкий ледяной хрусталь из ладони в ладонь. Ритуальное омовение.
39. «Альпийская роза». Еда здесь стоит так, будто её готовят в космических лабораториях.
40. Вон по тем загогулинам мы сюда приехали. Дорога для ленивых; после 8:00 охраняется государством, проходится за умеренную плату.
41. Лесник. Лошадь.
42. Когда-то успел пройти час! Пора подкрепиться.
43. Предводитель приступает к сервировке. Сало в кадр не попало. Не успело.
44. Бонус: привет от государства. Перечитываем трижды, наперебой указывая друг другу на особо изящные обороты и яркие метафоры. Эдак можно и лес невзначай сточными водами повредить! Клянёмся избегать несанкционированного выпаса.
45. Отланчевали. Едемте, едемте!
46. В пропасти...
47. ...кипит река.
48. Позади осталась труба, тот самый вертикальный её отрезок, которым меня сегодня не третировали. 11:15, мы возвращаемся в город.
49. На склонах видны следы выработок - военнопленные добывали свинец.
50. Короткая остановка. Слышен говор воды, какой-то невзрачный ручеёк по камням у обочины... Оказывается, возле самой дороги, в расщелине - чуть вскарабкаться и нырнуть между деревьями - скрывается прелестный водопад, две сверкающие парчовые ленты.
51. 11:37 - что-то уморилась я от красот и роскошеств. Скучаю на обочине, спутник затерялся в зарослях.
52. Ближе к городу - всё для праздника. Пристанища и для усталого путника, и для свадебного кортежа, каждому своё. Грязная муть внизу - смог над городом.
53. Минуем ущелье Аюсай (Медвежье, типа). Говорят, там медведи.
54. Вереница залов торжеств (sic!)
54-a.
55. В городе. 12:05. Жара.
56. Опять проспект Аль-Фараби. Скучные стекляшки новостроек, зато простор, зато скорость!
57. Цветные тряпочки полощутся на столбах - должно быть, повествуют о предстоящем событии?
58. Ах, да. День города скоро. Вот и герб городской, а вдали - горнолыжные трамплины и телебашня.
Теперь мы повернём вниз (см. компас Алматы) и хорошенько прогреемся в пробках выходного дня.
60. Недавно найденный портал "Журналко" опрокинул меня в детство. С наслаждением читаю залпом повести, от которых память не сохранила ни названий, ни авторов - только радостное волнение.
61. 15:57, возвращаюсь к фотоулову.
62. Долго не выдерживаю, в 16:26 ноги властно заявляют о себе...
63. ...надо ковроугодно полежать ими вверх; а всё потому, что кто-то про... Проленился, грубо говоря, целый сезон!
64. И-и-и финальный заход на фотографии, добьём усталый организм мозговыми упражнениями; ужинать не буду, почаёвничаю (печенье "Яблочко", варенье яблочно). Иероглифы в нижней части снимка - расписываю часы и кадры.
65. Самострел под занавес. В чистом виде и с закушенной от усердия губой.
66. Водные и иные гигиенические процедуры, умащение отдельных частей тела, антикомариная морилка аж поплавилась от усиленной эксплуатации - "ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не" вот это всё.