В сегодняшней "Советской России", - а где же ещё, - обнародована
программная статья Леонида Развозжаева, недавно вышедшего из тюрьмы соратника Удальцова; в
"Болотные" времена Развозжаев был одним из вожаков "Левого фронта" (был там, можно сказать, главным по организационной работе), осенью 2012 года
был схвачен путинскими слугами, далее путинским "судом" отправлен в тюрьму, - и вот недавно, отбыв выписанный ему срок, освободился. От "Левого фронта" образца 2012-го теперь мало что осталось: кто-то ушёл в другие организации (РКРП-КПСС, ОКП, РРП и так далее... некоторые сразу в Партию Зюганова подались), кого-то совсем выдавили из политики. Можно было бы (без всякого злорадства) сказать, что политический вес Развозжаева, в настоящее время, равен нулю... но так сказать нельзя; за ним нет (и, скорее всего, уже не будет) собственной организации, зато у него, "Левого политзаключенного № 2", имеется политический капитал в виде морального авторитета. Сейчас за Развозжаевым (скорее всего) никто не пойдёт, - но слушать его будут... особенно в том случае, если он скажет нечто, более-менее соответствующее уже сложившимся в среде левой общественности настроениям. Собственно, только поэтому я и считаю нужным дать к вышеупомянутой программной статье несколько пояснений, - никакого желания "ковырять" её у меня нет, но не всё в этой жизни зависит от наших желаний.
Первое, о чём, пожалуй, следует сказать - это логика. Общая логика статьи... которая, вообще-то, отсутствует напрочь, - что, если читать внимательно, бросается в глаза. Смотрите, товарищ Читатель:
"Итак, на мой взгляд, в России сегодня, безусловно, революционная ситуация, это очевидный факт, хотим мы этого или не хотим. Конечно, верхи пока еще могут, но низы - уже не хотят! (...) Сколько пройдет времени до основательных перемен - сказать трудно. Если эти перемены произойдут в ближайшие месяцы, то, вероятнее всего, у России очень плохие перспективы в долгосрочном будущем. Если до перемен у нас есть хотя бы год-два, то у России есть шанс выйти из ситуации эволюционным путем (...) Наши же подходы в организации жизни общества предполагают настоящие революционные преобразования, причем исключительно мирными способами (...) Нам нужно идти в народ, нам нужно засучить рукава и много работать в гуще народных масс, нам нужна революция сознания народных масс (...) На мой взгляд, кроме нас Россию никто не преобразует. Я скажу прямо всякого рода идеалистам: о революции не стоит даже мечтать, в такой ситуации она, скорее, может лишь повредить России. Без широкой прослойки думающих граждан, находящихся в гуще народных масс, никаких серьезных преобразований быть не может. К сожалению, народ не готов к переменам в связи с отсутствием четких ориентиров"
Развозжаев начинает с того, что в России сегодня, - уже сегодня, - имеется революционная ситуация, и связано это именно с тем, что низы не хотят жить по-старому. Заканчивает же он тем, что означенные низы ("народ") "не готовы к переменам в связи с отсутствием четких ориентиров". В промежутке между тезисом и антитезисом проходит мысль о том, что революция "может лишь повредить России", - а левые могут-де спасти Россию от этой напасти, проведя "настоящие революционные преобразования (...) исключительно мирными способами", благодаря чему Россия сможет "выйти из ситуации эволюционным путем". Будь это очередной "голос народа", которые время от времени появляются на страницах "независимой народной газеты", - можно было бы не обратить внимания; но тут, повторюсь, - голос морального авторитета, каждое слово которого обоснованно годами, проведёнными в путинских застенках, имеет, в силу этого, совершенно особый вес.
Теперь - о "позитивной программе", которую Развозжаев берётся пропагандировать силой своего морального авторитета. Тут, вообще-то, ничего нового, разве что сказано всё достаточно просто, без обиняков и "красивостей" (автор, напомню, организатор, а не идеолог):
"Безусловно, мы, левые, будем настаивать на демократизации не только бытовой жизни общества, но и практически всех сфер, и особенно экономической. То есть это означает, что будет усилена роль профсоюзов, защита прав трудящихся, самоуправление на ряде предприятий, будут организованы тысячи «народных предприятий» с коллективной формой собственности, потребкооперация ударит по сетевому монополизму торговых сетей. А уж такие цели, как парламентская республика и усиление роли парламентов всех уровней, в том числе Государственной думы, которая будет совершенно иной в случае свободных и честных выборов, даже и упоминать, наверное, не стоит"
Отвлечённо говоря, программа - неплохая. Вот только живём мы все, к сожалению, не в отвлечённой действительности, а во вполне определённой;
"постсоветской". Где большинство населения составляют, - со всеми их достоинствами и недостатками, -
советские люди (и даже наши либералы в массе своей, если их поскрести, суть советские либералы, с совершенно совковыми, утопическими представлениями о "правильном капитализме", в конечном счёте неотличимом от свободного труда свободно собравшихся людей). Где, во многом, ещё сохранились, - и сохраняются, потому что российские капиталисты, постоянно "оптимизируя" их под себя, просто не могут себе позволить их полное уничтожение, - "унаследованные" от СССР производственные мощности. Где имеется историческая почва в виде
76 (12.03.1917 - 4.10.1993) лет Советской власти, - и, как показала
историческая практика, её защита является одной из всего двух (второй, к слову, является упоминаемый Развозжаевым исламский экстремизм) побудительных причин, которые могут заставить Советских людей
взяться за оружие.
И вот, стало быть, народу, десятилетиями жившему при Советской власти (даже у совсем молодых людей, которые её не застали, соответствующий опыт, зачастую, всё равно есть, он, по большей части неосознанно, передаётся через воспитание и закрепляется в понятиях... например, в понятии о том, каким должен быть настоящий депутат, народный депутат; все ельцинско-путинские "парламентарии", с самого начала истории ельцинско-путинского "парламентаризма", только тем и живут, что весьма умело, искусно создают соответствующую видимость), - предлагается "усиление роли парламентов всех уровней". Людям, многие годы худо-бедно владевшим всем народно-хозяйственным комплексом СССР, - предлагается влиять на буржуев через "усиление роли профсоюзов" и "самоуправление на ряде предприятий", "ударять по сетевому монополизму торговых сетей" через "потребкооперацию". Развозжаев, повторю, не сказал здесь ничего нового, - левая общественность со всем этим ("парламентской республикой", "боевыми профсоюзами" и так далее) носится этак с 1993 года... но ведь это же настоящее издевательство!
Наконец, следует сказать о практических мероприятиях, которые предлагаются в обсуждаемой статье. Развозжаев совершенно правильно призывает левых идти в народ, - в том числе и к "тюремному населению", - но с чем им туда идти? О программе уже сказано выше, а что касается организации - то тут всё совсем грустно:
"Но левые, как всегда, разделены на сотни движений и партий. Не знаю, есть ли сегодня общая площадка для диалога представителей всех левых и возможен ли он. Но уверен, что это жизненно необходимо. Вероятнее всего, какие-то перемены в ближайшее время возможны внутри партии КПРФ. Честно говоря, хотелось бы, чтобы она в большей степени стала центром притяжения разного рода левых движений. По-моему, результаты последних парламентских выборов должны насторожить лидеров КПРФ, да и актив партии, ведь совершенно ясно, что нынешняя стратегия партии не столь эффективна, как могла бы быть в сложившихся, благоприятных для левых условиях. Итак, объединение левых и левопатриотических сил - наряду с интенсивной пропагандистской работой в массах - вот что обязательно может и обязательно принесет успех российским левым"
Итак, теперь положение Партии Зюганова как
"путеводной звезды" российского, извиняюсь за такое выражение, "коммунистического движения" не только утверждено на деле, но и подтверждено моральным авторитетом "Левого политзаключенного № 2". Хилые
завоевания 2012 года если не уничтожены совсем, то подведены прямо к грани, за которой прекращается существование. И нынче, накануне столетия Великой Октябрьской социалистической революции, всем людям доброй воли придётся как-то с этим жить...