Дабы уберечь возможного читателя от потери времени на занудные заметки, начну с резюме:
мне посчастливилось пересечь на байке Соединённые Штаты Америки от Океана Атлантического до Тихого. Все что будет дальше - моя попытка оставить память об этом путешествии.
В голову приходят какие-то банальные названия рассказу: в след за Солнцем, Америка - от конца до конца (имея ввиду конец 1й трассы и 66й) и много много других не менее раздражительных духу фраз. Первые эмоции поутихли и сейчас в голове осталось - мост к Духу Америки.
Но не надо искать в этом какой либо глубокий смысл - все буквально: дорога к удивлению изобиловала мостами, порой очень удивительными и поэтому запоминающимися.
А второе - запахи! описывать их мне бесполезно, но их смена, насыщенность и удивительная концентрация еще долго останется в голове.
По плану у меня были совсем другие приключения, но так получилось, что в январе этого года в кругу друзей зародилась идея (а еще точнее сделала очередной шаг) идея пересечь Америку на байках.Indian как первый американский (если ничто не путаю) байк, да и просто красивый, мне бы подошел лучше. Но с арендой их были осложнения и мы остановились на Harley&Davidson. Предлагали и Honda GoldWing и BMW GS1200.
Да, с Goldwing была такая история: на мой вопрос что контора порекомендует в качестве лучшего байка для такого путешествия, в ответ получил Honda. Но это же Америка!
И вот остается месяц до часа Х. Из всех желающих остаюсь только я один. Мысли отказаться стали посещать все чаще и чаще. За две недели - рву спину и кисть. Неделя проходит в горизонтальном режиме.
Короче что говорить, поводов отказаться было гораздо больше. На дне колоды мотивов осталась только одна карта - почему все эти поводы отказаться должны действительно служить отказом? Может это лишь проверка решимости? сажусь за компьютер и покупаю билет в один конец - Москва-Майями.
Почему так? По всем планам дорога должна была составить 5100км. Так как опыта дальнобоя на байке не было, сколько мог проехать в день, да еще и на новом для меня мотоцикле я не знал.
лучший вариант - 50 часов. Есть такой норматив в ассоциации iron butt. Худшим мне виделся - 10 дней. Если не знаешь - зачем беспокоится об этом!
Вот такие были сборы.
Как только все для меня решилось, приятель в один день тоже принимает решение ехать! С тех пор, чуть ли не каждый день я обращал внимание, что Проведение точно было с нами!
День первый:
Полет прошел в полудреме. Трансаэро предложил какой-то старый борт, в котором даже не было видео программ. Tак как летели мы с приятелем из разных мест, по плану было встретится в Майями уже в конторе Eagle Riders. Но славная компания American Airlines решила задержать рейс и стало ясно, что Валера (давайте так звать приятеля) прибудет уже после закрытия конторы по аренде (они работают до 17).
План поменялся: по прилёту я решаю сам брать свой байк или просто на такси поехать в гостиницу, выспаться и уже на следующий день вместе пойти за мотоциклами.
Ну как я мог удержаться, находясь в паре миль и имея в запасе еще 2 часа до закрытия, да и к тому же искать такси - это не метафора. Действительно надо было пройти чуть ли не пол аэропорта и выстоять громадную очередь.
Немного об общении с Eagle Riders. Сайт у них довольно толково сделан. Вся информация на месте. Вот только заказывать через форму на web странице мне не хотелось и я решил связаться по email с Майями офисом напрямую.
почему-то, как это стало ясно потом, заказ был переведен в офис Los Angeles и мне пришлось общаться с Marselino.
Его поведение довольно часто казалось мне странным - до него долго доходило что из-за разницы во времени не всегда мне удобно говорить по телефону, на чем он настаивал. А когда речь доходила до конкретных вопросов, то все что он предлагал - давайте я перезвоню.
Слово за слово удалось найти взаимопонимание и выбить небольшую скидку. Дополнительно можно было уменьшить стоимость "поездки-в-один-конец" с 750 USD (плана за возврат байка обратно в Майями) до 375, так как у меня на удивление сохранился проспект офиса в Лос Анжелесе именно с этими цифрами.
Но подтверждение мне нужно было выслать как раз в то время, когда постельное положение было для меня единственным и я не без основания сомневался в реализации задуманного.
Гараж конторы, по факту, оказался довольно большой. Есть и Гуси и Трайки. Но в большей степени (если не только) это HD. Хотя про размер конторы надо было говорить уже после посещения их офиса в L.A. - но до этого еще было так далеко.
По факту, этот горе манагер умудрился списать 105 USD за гостиницу, в которой мы не жили и за лишний день аренды с Валеры. Если бы не этот менеджер, то опыт работы с Eagle Riders я бы оценил на отлично.
Так, вспоминая процесс бронирования байка, я стоял в аэропорту Майями в очереди на паспортный контроль, которая растянулась на полтора часа.
- Цель Вашего визита?
- отдых.
Больше вопросов не последовало!
Стаю в раздумье - звонить в контору что б встречали, или искать такси.
И вот я выхожу на улицу, отметаю последнее сомнение и звоню в Eagle Riders: "Встречайте!". Через 10 минут минивен останавливается около невзрачного ангара с кучей Харлеев внутри.
Формальности занимают буквально 5 минут. На месте решаюсь взять страховку за 29 USD что требует депозит только в 100 USD (вместо 1000 и 2000 по другим тарифам), заказываю услуги заправки бака по возврату за 25 USD (что делать, как потом оказалось совсем не надо) и мы переходим к инструкции по пользованию этим зверем HD Electra Glide 2011 года.
Пробег байка на этот момент составляло около 2500 миль, по сути новый и обкатанный.
Вот такой он Harley&Davidson Electra Glide, чистенький и свеженький ждал меня у Конторы.
Из нюансов - на HD нет ключа стартера. Только ключ блокировки руля, он же ключь от кофров. Может что-то в этом есть, но точно не для нашего "климата". Довольно часто потом забывал блокировать байк, просто его глуша и уходя по делам.
Все остальное то же самое - два колеса, руль, но коробка на 6 передач и двигатель воздушного охлаждения.
Есть еще один нюанс, о котором надо знать - посадочное место для крепление всяких там «доп» вещей- Руль у HD толстый и как видно, не особо располагает наличием свободного места. У меня был вариант крепить что-либо на бензобаке (липучкой 3М зарекомендовавшей себя только с лучшей стороны) и еще была присоска - ее можно смело к стеклу (хоть ветровому, хоть какого либо «ненужного» прибора - давление масла, к примеру).
А вот главным отличием стал вес, который в два раза больше чем у Трансальпа.
Качели передач, что слегка пугали по началу, ничем не смутили. Просто не пользовался "пяткой" и все.
Далее расшифровка коротких заметок, что я делал по окончании каждого дня.
Первые километры все были в ощущениях от нового агрегата.
1. тяжелый байк на поворотах.
На малых скоростях совсем плохо рулится (не забывайте, я только что пересел с Транса).
2. очень горячее сиденье
Точнее кресло! Сиденье очень удобное, но воздушное охлаждение двигателя дает большой шанс закусить яичницей.
3. ветрозащита - никакая - колыхается все.
вот что действительно удивило, так удивило. До этого мне говорили, что на HD можно сидеть с сигаркой в зубах и наслаждаться видами вокруг, как в машине. Ребята - вы вообще ездили на байке с хорошей ветрозащитой?? факт такой - ноги, руги, туловище - все доступно ветрам.
4. ехал в одной футболке и шлеме (прям тру байкер)
Так как сумки распаковывать было (лень??) некогда, очень хотелось уже ехать, сел в чем прилетел - штаны обычные, футболка. Шлем был свой.
5. звук влюбляет в себя - понимаешь почему люди становятся приверженцами этого байке.
должен признать - звук пробирает! особенно ускорение со слегка переливом топлива, когда он начинает бурчать. Не передаваемое ощущение!
6. при старте ноги уходят назад под действием инерции, а их надо впред - качаю пресс: поэтому у тру байкеров такие большие животы!
А это из области рефлексов. При старте на Трансе, да и на всех спотах (я полагаю), ноги сами уходят на подножки и встают на нужные места под тормоз и передачу. На ХД ты их должен выпрямить и поставить вперед. С этим я слегка путался по началу.
Стоит еще сказать, что качелька передачь довольно четко фиксирует положение стопы на подножке. А вот с правой ногой путаешься по началу. Она у мена становилась на ближний край подножки не дотягиваясь до самого тормоза. Этот нюанс потом сыграл злую шутку со мной. Но это было потом.
7. нейтраль очень плохо ловится
Я думал что на Трансе она у меня злая. Конечно ХД не дотягивает до Ямахи по этому показателю, но мне сложно было поймать ее, пока я не научился слегка нажимать пяткой на качельку.
25км от конторы до отеля растянулись по ощущениям в целый день. Все новое, все интересное, все только начинается! На первой же минуте не хотелось обгонять полицейских, так что делал из себя послушного байкера.
Навигатор повел через платную дорогу. На тот момент у меня из купюр были только сотенки. Сдачи негритянка на шлагбауме не смогла дать, карты она не принимала, пришлось согласиться на вариант пост оплаты: мне выписали какой-то чек, который где-то я должен был заплатить. факт: забил на это дело. Что она там говорила особо услышать в интеграле не получилось. Больше понравилась надпись - останьтесь в своем транспортном средстве!
Кстати о Навигаторе.
С собой у меня было их три:
1. Обновленный Navigon USA 2.0.2 на iPhone 4.
2. Garmin 60CSx с City Navigator North America 2012.40
3. Prolech с Garmin и тем же City Navigator.
Вот только Prolech поставить не удалось. Он подключается к аккумулятору а у ХД он очень глубоко закопан, куда можно добраться только с двумя специальными ключами (со слов технарей в сервисе).
То что я купил ранее кейс Defender для iPhone и крепление на руль - считаю удачей! потому как только этот вариант оказался рабочим и удобным в движении.
60СSx использовался как трекер и как backup. Крепление к нему у меня тоже было и на ХД много мест куда можно его поставить: от бака, до лобового стекла, но место ему было удостоено в кофре, где он так и проездил до конца.
Закончу тогда эту тему - Navigon от того же Garmin оказался с картами заметно меньшей детализации по точкам. Если отсутствие отелей еще можно было простить, то отсутствие заправок уже воспринималось как осложнение.
к тому же поиск мест в Navigon требует постоянного контроля за картой выборки, что усложняет задачу и иногда ставит в тупик отсутствием результатов поиска.
К чести CN - детализация гораздо большая. Как только это было обнаружено, 60CSx стал главным консультантом в спорных вопросах.
Почему отказался от TomTom? Причины банальны - дал шанс новой программе, потому как интерфейс Navigon мне показался более веселым.
Подзарядка была от прикуривателя, что в левой части торпеды ХД. Само зарядное на остановках можно не вытаскивать, так как если руль повернуть, то подлезть к нему не получится. Место еще удобно тем, что защищено от дождя.
Ну и раз первый день еще не закончился, пару слов о движении на байке в Штатах.
Шлем обязаны одевать все, кто арендует байк (условие контракта). Если у тебя свой байк (в штатах), то все что от тебя требуется это очки. Исключение Калифорния - там шлем обязателен всем.
Одним из первых вопросов к практикующим райдерам был можно ли сплитовать (ездить в междурядье). Получил утвердительный ответ, но опять таки не в калифорнии.
Об этом разговоре я еще не раз буду вспоминать в путешествии.
Сперва я припарковался на другой стороне улицы, чуть дальше гостиницы Lombardy Inn. Так как одностороннее направление не способствовало пересечению улицы, пришлось сделать кругаля.
И вот я в гостинице. Паркуюсь, отношу вещи, прихожу в себя.
Через пару часов в окне замечаю такси Валеры. Встретились!!! Пошли отметить начало пути и окропить головы водой Атлантического Океана. Вода купательной температуры, но сил никаких. Спать!!
День второй:
Разница во времени не дает больше спать. Подъем! Быстрые сборы и решение дилеммы: как ехать в контору. До этого утра я ни разу не возил второго номера. Более того, и не собирался!
Но это же электричка и никакие доводы о безопасности не помогли убедить что лучше вызвать такси.
я даже пошел на другую хитрость. Упаковали все вещи в кофры, я решил выкатить байк со стоянки для удобной затем посадки. Разворот был на 180 градусов, со съездом с тротуара. Дорога с небольшим профильным наклоном. Все это привело к тому, что как только я развернул байк, он тут же решил прилечь!
Удержать эту тушу я не смог. Скорость нулевая была и дуги сыграли свою роль (на удивление, никаких царапин на хроме).
Конечно же, это не было запланировано. Анализируя ситуацию я могу заключить следующее:
а. На малых скоростях ХД наклонять вообще нельзя, только поворот руля при вертикальном положении самого байка.
б. ХД ближе к машине! Требует много места и особых навыков. Если поворачиваешь с наклоном, то только газ! Иначе не удержишь. Сразу стало понятно, почему на видео виртуозного владения байком сотрудниками полиции, они довольно быстро двигаются. Медленнее у них просто не получится!
в. Ну и моя уже классическая ошибка - попытка остановки в повороте. сперва надо распрямить байк, а потом тормозить!
г. И наверное главное: байк должен быть таким, что б ты его мог поднять один! Только потом меня догнала мысль, что если бы путешествие я продолжал самостоятельно, то подобное проесшествие могло бы заметно его осложнить, если не прервать полностью.
Даже такое начало дня не отбило желания Валеры ехать вторым номером.
Поднимаем байк с проспекта под удивленные взгляды ранних водителей машин. Начинаем движение.
Наличие второго номера повлияло только на положение байка при остановке на светофоре. Тут сохранять баланс было сложнее. Хотя, может это и нервное было, после падения.
А вот отзывы Валеры были крайне восторженные - очень удобно! Так бы и ехал все время! Даже пошутили по этому поводу.
За пол часа дороги до конторы - рассвело. Но тучи ничего хорошего не обещали.
Приехали в контору за долго до ее открытия. Время ушло на попытки Валеры освоить новый байк и на завтрак в местной забегаловки.
Стоит сразу сказать, что языком в Америке (на южном пути) является Испанский. Про английский можете смело забыть!
И вот двери Eagle Riders открываются. Оформление опять таки быстро и по делу. Но удивило большое количество клиентов, пришедших утром в субботу.
После небольшого аудита имеющегося парка байков, Валера выбирает себе Road King.
Комментарии местных техников напомнили еще об одной упущенной мысле, которая не особо беспокоит когда берешь что-то в аренду: подготовка байка. К чети конторы, они сперва спрашивают о предполагаемом пробеге и готовят байк соответственно.
Не особо понятно что требовалось для подготовки, но они отказали одному байку по состоянию шин. Масло особо ХД не кушают, но нас предупредили, что стоит проверять его уровень.
Все формальности пройдены. Вещи упакованы в кофры и мы стартуем на Key West.
По планам это должен был быть небольшой прохват, что бы привыкнуть к байкам да и немного прийти в себя после перелета. Ох, кто бы знал каким окажется этот день!
Заехав по пути в Dolphin Mall и попытавшись купить что-то для Валеры, мы выходим на трассу номер 1.
Буквально через час мы попадаем в классический тропический ливень!
Это самый «сухой» кадр съемки!
Если для меня, ливень был приключением (куртка IXS работает на все 100%), то Валера, в своей кожанке и джинсах получил все удовольствия сполна.
Прорвавшись через одну тучу и обессилив (а точнее накрывшись волной новых эмоций) останавливаемся в придорожном кабаке. Пока приходили в себя, новая волна шторма накрывает наше убежище.
Эта та тучка, в которую мы въехали во второй раз.
Отдаю свой дождевик Валере, а себе оставляю бахилы. Уже познанное мной отсутствие аэрозащиты у ХД в дожде превратилось просто в бедствие. Ноги промокли так, что казалось что это не байкерский, а дайверский костюм.
Положение еще усложнилось тем, что в такой ливень искать место ночлега было довольно проблематично, а отсутствие каких либо вразумительных предложений через booking.com только увеличило беспокойство.
У местного языка узнаем, что мы попали не только в сезон дождей, но и на местный музыкальный фестиваль. Все отели забиты полностью.
Единственное что осталось - Hilton за 250 USD на Key Largo. Через пол часа мы были там, решив отдаться неге качественного обслуживания и попытке высушить вещи.
Сам процесс заселения принес интересный опыт, который добавил кучу баллов конторе booking. Нашей брони не оказалось. Девушка порекомендовала позвонить им и передала трубку мне. Далее, полностью обескураженным я продолжаю общение на русском. Все четко, по делу, вежливо! Номер был найден и проблема исчезла.
Как только заселились, дождик прекратился.
Не долго думая, переодеваемся, оставляем все лишнее в номерах и стартуем на Key West.
Забыл сказать, что во время вынужденной остановки рядом с забегаловкой был дайверский магазин. Изначально зашел туда в поисках чего либо для iPhone так как Defender как кейс может и хорош, но он точно не водонепроницаем. Боясь решиться этой путеводной нити Ариадны, купил гермопакет. Отличная вещь оказалась! Он полностью соответствовал размерам телефона, а его оболочка позволяла управлять им даже в перчатках.
Что до расспросов про дайвинг - выяснилось что единственное интересное место это затонувший танкер (ну очень большой), а природная часть вся на мелкой глубине проходит и расценивается больше как снорклинг. Хотя уверен, что там есть и интересные места, но цель нашего путешествия была другой в этот раз.
И вот начались мосты! Не покидает мысль зачем ее делали! Если кто взглянет на карту, то это место правильнее будет описать как мосты, изредка соединённые маленькими островами.
Иногда просто забываешь, что есть земля - одни мосты, мосты справа, мосты слева. И синева моря.
Хотя сейчас пришла другая идея - дорога для удобства транспортировки Кубинцев на материк. Key West - самая южная точк США и до Кубы здесь 150 км, что заставляет людей с острова свободы плыть в страну свободы.
Там же и стоит очень знаменитый (в своих кругах) самый "южный" камень. Небольшое время назад я был в Риме где был вынужден стоять большую очередь для посещения тысячелетней достопримечательности. Увидев такую же очередь на фотографирование у этого камня у меня случился культурный шок!
Но скорее это было больше личное - стояли в очереди в основном люди латинской наружности. может и кубинцы. Их фото больше как насмешка над системой - я сделал это!
Где-то там - Свобода! Куба!
На Кey West начинает (заканчивает, кому что нравится больше) дорога номер 1. Это и было нашей запланированной начальной точкой. Для сведения - эти два столба на одном перекрестке, но с разных сторон улицы.
Выполнив моцион посещения местных "достопримечательностей" и отдав должное замечательной еде в местном ресторанчике, стартуем обратно в гостиницу.
То что она в конце островной дороги даже лучше. Это больше чем по плану и на следующий день мы могли бы продвинутся дальше, а то дождь не внушал доверия.
Обратно дорога прошла в глубоком погружении в Дао!
погрузившись в транс под размерный рокот двигателя, отмечал мимо пролетавшие сказочной красоты места, усиленные красками заката.
Путешествие началось! И так меня пробило, что только криком я смог выплеснуть всю эту сказочную радость и установить контакт со всеми, с кем хотел поделиться этим!
Не ожидал, но уже на второй, по сути, день я решился включить музыку. И тут же попадаю на Pink Floyd, The Wall. Разрыв мозга был окончательным!
Солнце склонилось, наступила ночь. И тут я замечаю, что за мной следит "Всевидящее око"!!! В визоре, сбоку, отражается мой глаз и на фоне пролетающей мимо дороги это зрелище вызывает только мистические мысли.
Так как дождливость погоды все еще сохранялось, iPhone был все еще без зарядки и благополучно выключился. Очень вовремя пришло ощущение, что отель должен быть близко. В этом месте полосы движения были разделены пролеском и заметить отель по ночи не представляло никакой возможности. Указателя тоже не было. Но включив GPS буквально за 5 минут до финальной точки, мы избежали лишних километров.
Потом еще не раз мы отчетливо и с полным осознанием отмечали про Проведение было с нами.
Не, ну какие мы байкеры - пришли в отель, пошли купаться в Мексиканском заливе (сезон открыт!!), потом опреснились в бассейне и закончили день в джакузи созерцая падающих с небес дождь.
Спали без задних ног (да и передние тоже были далеко).
Для возможных последователей - джакузи в Hiltone, как и бассейны, находятся со стороны дороги. То есть, если уж совсем приспичит покупаться - добро пожаловать!
Что запомнилось от байка:
1. очень сильно задувает в коленки. Я даже предположил, что защита на штанах это как раз для ветра, а не падений.
2. ноги все вымокли насквозь под дождем. И это надо сказать спасибо аэродинамике ХД. Только бахилы (когда я догадался их отдеть) немного спасли ситуацию. Но напор такой, что бахилы химзащиты только бы помогли.
3. круиз контроль наше все. Даже не представляю что бы я без него делал! В дальнобой только с ним!!! Выразить удовольствие от его работы крайне сложно. Его наличие позволяет тебе хоть как то "двигаться" в седле и не позволять затекать мышцам.
4. езда без рук. И это тоже спасибо круиз контролю и массе ХД. Можно спокойно ехать откинувшись назад и корректируя движения легким наклоном туловища в нужную сторону.
5. потихоньку приходит привыкание к управлению. Пальцы попадают на нужные кнопки. Ноги встают на свои места. Коробка становится понятной - какие обороты, какие скорости, какие передачи. В большей степени ехать получается на 6й при оборотах 2,5к что соответствует лимиту по скорости в 65 миль в час (около 100кмч)
6. контр руление рулит. одной рукой - очень хорошее упражнение. Читая много книжек об управлении, не было полного понимания (чувства) контрруления. Конечно я его пробовал и применял, но только на тяжелом байке ощущение его действия приходит в полном объеме. На ХД ехать другим способом (мож я и не знаю всего) но будет довольно проблематично, особенно если скорость высокая. Команды байком выполнятся четко: надавил, перестроился. Даже "задержки" о которой упоминают
7. периодически загорался красный ключик - в сервисе не знают что это такое. Потом обратил внимание, что при включении левого поворотника, тут же загорался этот ключик, а сам поворотник не работал. Звонили в службу поддержки, но там похоже нарвались на какого-то ламера, который начал совсем ненужные вопросы задавать. Начал повороты показывать руками. На ХД это даже круто :)
8. Еще один нюанс - хром. Честно говоря, я его не особо люблю. Больше всего он раздражает, когда бликует на солнце. Здесь не обошлось без этого. В некоторых положениях, хром бензобака отражался в ветровом стекле и мешал обзору. Но зато можно было развлекаться по пути и передавать себе приветы на камеру!
Часть 2 -
http://ocm.livejournal.com/115626.htmlЧасть 3 -
http://ocm.livejournal.com/115838.htmlЧасть 4 -
http://ocm.livejournal.com/115984.htmlС видео всех дней можно ознакомится по ссылке
http://ocm.livejournal.com/130483.html