Деревянная П, «дураки на самокатах», или ещё раз к вопросу о брэндинге и иконах территорий (ч.2-1)

Jun 21, 2012 14:03


«Урал - опорный бренд державы»

Андрей Козлов,

серия граффити в мкр. «Ботанический»,

г.Екатеринбург, 2008 г.

Часть 2-1.  «Йе»: от оптимизма к пессимизму? (1)

Считается, что инвестиционный климат страны, региона или района в контексте  современной экономики  невозможен без брэнда конкретной территории. Так считал и я, полагаясь на некоторый опыт и креативную фантазию.
В этой связи нередко можно слышать из уст «местных», что у них в районе (округе, регионе) есть как объекты туринтереса и ресурсы для турбизнеса, так и сферы экономики, готовые принять финансирование. Только вот почему-то при явном достатке или даже избытке средств в «центре» или «у них там», ни пресловутый «центр», ни «они» не торопятся вкладываться в данную территорию.
В этом ничего удивительного нет. Представление о своей «малой родине» - подаваемый образ территории в данном случае расходится с принимаемым образом - внешним имиджем территории. Примеров тому немало, на любом уровне - от локального до цивилизационного. Из-за представлений, которые, по сути, есть сложившиеся стереотипы, основанные на мифологемах, люди извне не могут определить истинность того или иного образа, который у них сложился. Так журналисты из Москвы-Европы просят показать им газовые и нефтяные промыслы непосредственно в Тюмени, поскольку у них, живущих за тысячи километров, сложился именно такой образ Тюменской области, и им невдомек, что в области есть округа ХМАО и ЯНАО, где и расположены те самые промыслы, и которые по размерам сопоставимы с отдельными государствам. Американцы, например, заслышав о Санкт-Петербурге, уверены, что речь идет о небольшом городке на полуострове Пинеллас, штат Флорида, на берегу Мексиканского залива, и т.п. Но это бы и ладно…
До последнего можно утешать себя мыслью (оправдывая по сути, тупость и/или «шкурность» администраторов разных уровней), что мол «брэндинг территорий - дело новое, неизвестное, нужно всё взвесить, согласовать» и индульгировать дальше. Поэтому-то чиновники и не ведутся на предлагаемые проекты по данной теме. Может быть, поэтому. А может, просто, мало предлагают…Понимай, как хочешь. В этом, в их почти инстинктивном опасении, есть доля правды. Ведь получается, что государственный человек должен довериться сомнительному с точки зрения системы человеку, будь он какой то «брэндмейкер», или того хуже - креативщик, пиарщик, а то и художник. Тем более, есть прецеденты. 
Относительно недавний пример (2009 г.) - упоминаемый  в 1-й части пражский художник Давид Черны  (David Černý) в очередной раз дал повод для скандала, спровоцировав некоторые страны ЕС на протесты, предъявленные Чешской республике. В этот раз скандальный креатив автора пластиковых 8-ми метровых негритят, ползущих по телебашне (рекомендую побывать - район  Žižkov в Праге) заключался в следующем. Взяв выполнение заказа на инсталляцию для Совета Европы, которая бы выражала привлекательный образ каждой страны Евросоюза, он своей конструкцией « E n tro pa » достаточно цинично высмеял стереотипы об европейских странах. Полное название: Entropa: Stereotypes are Barriers to be Demolished - «Энтропа: разрушить стереотипы и барьеры». Разрушение стереотипов Черны начал с Болгарии, которая позиционируется  в Европе как «Слынчев бряг» (Солнечные берега),  но Черны сотворил ее образ как «страну напольных турецких туалетов». Нидерланды он утопил в море, оставив торчать пики исламских минаретов (притом, что это христианская страна), а на контур карты Литвы Черны поместил писающих желтыми волокнами световодов в сторону России мальчиков. Литва, кстати, не протестовала против такой имиджевой версии своего «независимого» от России государства, а расстроились в основном  брюссельцы из Совета Европы. А ведь есть еще Польша с фигурами монахов, водружающих радужный флаг сексменьшинств и другие образы, «разрушающие стереотипы»… Мало того, Черны провел Совет Европы, создав «Энтропу» почти в одиночку, а не с 27 художниками из стран ЕС, как оговорено было в контракте.
… Евробабки, а точнее кроны в размере 10 млн (482,7 тыс.дол.), согласно информации агентства Bloomberg, Черны вернул, и извинился перед Советом Европы, но осадок остался.
Вот и верь после этого художникам. Ладно, Чехия… самая свободная в плане нравов евространа. Но и там тому же Черны дают по сусалам, когда его заносит. Например,  фигура онаниста, сидящего на крыше Национального театра (Narodni divadlo) и сбрасывающего (понятно, откуда) струю во время дождя, так и осталась на стадии проекта.
У нас же, вопреки представлению о чиновниках, как о людях, плохо реагирующих на современное искусство, особенно в форме брэнд-символики их вотчин, случаются пробои. И тогда, почти по И-Фу Туану, происходит «соскребание» одного текста с пергамента-палимсеста, и нанесение другого. Один из таких примеров, который мы уже рассмотрели в 1-й части - в Перми, воспетой в 2000-е Алексеем Ивановым в серии известных романов и публикаций. Но недавно «Пермь историческая» вступила в конфликт с «Пермью постмодернистской», когда там высадился десант во главе с  Маратом Гельманом и Артемием Лебедевым. Объявленный  ими «Парад буквы П»  с конкурсом «Я люблю П» и другими подзонтичными проектами перекрыли последний кислород «Перми старой», и вроде как развернули старушку лицом в Европу, а задом - к Уралу, частью которого Пермь когда-то и была, причем даже столицей. Теперь это якобы не Урал, но Прикамье («Пермь была хорошо развитым культурным городом Урала» - гласит история, да и карты не врут). Ладно. География может и стерпит. Культура, похоже, тоже. Слоган «Я люблю П», придуманный Гельманом, ставшим директором Пермского музея современного искусства и руководителем  автономного учреждения «Пермский центр развития дизайна», был заявлен им как девиз «пермской культурной революции».
В роли хунвейбинов революции как всегда выступила «прогрессивная молодежь», а в роли их жертв - чиновники, согласившиеся на переформатирование образа земли Пермской… И только некоторые из них заикнулись о несоответствии  «постмодернистского непотребства» с исконно-посконным образом своей малой Родины. Как бы то ни было, но раскрученные ПЦРД и ПМСИ «Красные человечки» (проект арт-группы «Pprofessors» - Марии Заборовской и Андрея Люблинского из Санкт-Петербурга) начали свой трип как в сознании пермяков, так и по просторам РФ. Как и любая успешная пиар-акция, она произрастала на турбуленте, в данном случае - рожденном столкновением взглядов на современное искусство вообще и на его место в пермском иконостасе образов. Так «Red people» защищал губернатор (пока готовился этот текст, он стал экс-губером) Олег Чиркунов, а хаял - глава Минприроды Пермского края Юрий Трутнев. В ноябре 2011-го «человечки на самокатах» отъехали было в неизвестном направлении (тоже часть интриги), что дало повод к высказыванию слов сожаления из уст экс-губернатора края. Вполне возможно, что они искренни. Ведь в кои веки Пермь попала в топы новостей не из-за дыры в земле, что растет в Березниках, а по причине образцовой толерантности местных властей к «очень современной» культуре. Причем степень этой толерантности оказалось настолько достаточной, что ее хватило для привлечения предложенных арт-объектов как брэнд-символов края.
Не знаю как у других, но у нас на Урале был в ходу такой недоэвфемизм, как «дурак на самокате» - применительно к взрослому, который, подобно мальчишке, катается на самокате (самокаты раньше делали самостоятельно из подручных материалов). Вывод был таков: он  «либо дурак, либо придуривается».
Не исключаю ситуации, что теперь каждый чиновник, участвовавший, так или иначе в пермских акциях, вдруг переживает и даже страдает от того, что он, не понимая современного искусства, поддался уговорам «художников». Ведь еще более 10 лет назад предупреждал прозорливый Виктор Пелевин, что «во всем этом постмодернизме ничего нет, кроме хуёв и треугольников», а вы куда смотрели? Правда, в пермском случае, это не х.и с треугольниками, а п…а с самокатами , но от этого, сами понимаете, не легче. И вот, чтобы ни она нас всех не накрыла, ни он (тоже П) - не наступил, согласно прогнозам все того Пелевина, надо как то схорониться.
Может, планируемую вторую серию «красных человечков» назвать не «ред-пиплами» (чуть было не «реднеками»¸J), а более звучно - Fools on the scooter? А, пипл?
Пример же гармоничного подхода к позиционированию Пермского края на рынке образов в сфере туризма представлен сайтом PERMGO. Стильно, современно, адекватно, актуально.

далее: часть 2- 2.

пространство, Урал, столица Урала, П, брендинг территорий

Previous post Next post
Up