(Untitled)

May 27, 2011 16:30

выношу из комментов, потому что существенно:

Конфуций и античные этики не пошли дальше заповеди "не делай другим того, чего не желаешь себе", и это была вершина этики больше двух тысяч лет. С позиций современной этики никто не может решать за другого вообще, что для него благо.
Либерализм - универсальная, но не абсолютная вершина этики, - ( Read more... )

этика, ценности, технологии

Leave a comment

Comments 16

fedro17 May 27 2011, 12:59:10 UTC
Поступать не означает решать, что другим благо. Просто как-то поступать надо в любом случае, если ты намерен жить среди других людей, поэтому выбор "чего не желаешь себе" просто выбор наименьшего из зол. Мне кажется вы подменяете понятия.

Reply

norlink May 27 2011, 13:30:43 UTC
Наши действия основываются на оценке.
Мы часто склонны решать за других, что им полезно знать, а что - вредно, что для них хорошо, а что плохо. Согласен, что эта этика ориентирована на "выбор наименьшего зла", но в наши времена стремление к наименьшему злу может оказаться злом наибольшим, и опыт этого понимания становится основой новой этики, в центр ценностной системы ставящей другого, его инаковость и свободу.

Reply

fedro17 May 27 2011, 13:47:26 UTC
>о в наши времена стремление к наименьшему злу может оказаться злом наибольшим
Чем это это наши времена отличаются от других времен? Что внутри человека изменилось?

Reply

norlink May 27 2011, 14:04:29 UTC
Технологии изменились, а внутри человека - ничего.
И, возможно, социум изменился, стал жестче.
в том смысле, что уже некуда бежать

Reply


messala May 27 2011, 13:19:34 UTC
Насчет Конфуция я не специалист. У "античных этиков" (это кстати кто?) такого не помню.

А вот все религии пошли сильно дальше. Прямо предписав, чего делать другим, а чего не делать.

Reply

norlink May 27 2011, 13:44:54 UTC
Не помню, честно говоря. Но точно помню, что встречал аналогичные максимы у самых разных современиков конфуция.
на вскидку вот - Платон - "я буду поступать с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной"

Не считаю, что религии пошли дальше, - просто этика становилась частью религий, но сегодня отождествление религиозного и этического мне представляется мракобесием.

Reply

messala May 27 2011, 13:48:31 UTC
Несмотря на знаменитое пояснение Гилеля, никакие религиозные этические предписания несводимы к "золотому правилу". Мракобесие или нет, но говорить, что некие "античные этики" выработали правило, которое было "вершиной" две тыщи лет - это, мне кажется, абсурд.

"Подставь щеку" никак не сводится к ЗП.

Reply

norlink May 27 2011, 13:58:23 UTC
Да, "Подставь щеку" выбивается из ряда вообще, поэтому и не стало этической нормой нигде, а я говорю именно о выработке поведенческих норм.
Это как "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный".
Это - не мракобесие, но это и не некая этическая норма, как и "вырви глаз свой"

Reply


anonymous May 27 2011, 17:05:45 UTC
"С позиций современной этики никто не может решать за другого вообще, что для него благо" -- Вы забыли добавить, что это позиции либерастскойльной этики.

Мне это напоминает старый анекдот:
- Мама, дай! -- попросил двухлетний ребенок, протягивая руку к лезвию безопасной бритвы.
Мама немного подумала и дала.

По лицу ребенка медленно расползалась улыбка.

Reply

norlink May 27 2011, 17:34:09 UTC
Вот пример типичный этического архаизма - уподобление взрослых детям, за которых должны решать некие некие "взрослые". Именно на этих представлениях основываются все диктатуры, все формы ограничения свобод и сокрытия информации. Вот - корень зла. Спасибо за иллюстрацию.
Самое страшное в этой системе то, что и сами граждане привыкают считать себя как бы детьми, нуждающимися в указаниях свыше и не способных проявить инициативу и просто воспользоваться своим правом даже тогда, когда оно как бы даруется - права уже мало, нужна именно команда.

Reply


Leave a comment

Up