выношу
из комментов, потому что существенно:
Конфуций и античные этики не пошли дальше заповеди "не делай другим того, чего не желаешь себе", и это была вершина этики больше двух тысяч лет. С позиций современной этики никто не может решать за другого вообще, что для него благо.
Либерализм - универсальная, но не абсолютная вершина этики, -
(
Read more... )
Comments 16
Reply
Мы часто склонны решать за других, что им полезно знать, а что - вредно, что для них хорошо, а что плохо. Согласен, что эта этика ориентирована на "выбор наименьшего зла", но в наши времена стремление к наименьшему злу может оказаться злом наибольшим, и опыт этого понимания становится основой новой этики, в центр ценностной системы ставящей другого, его инаковость и свободу.
Reply
Чем это это наши времена отличаются от других времен? Что внутри человека изменилось?
Reply
И, возможно, социум изменился, стал жестче.
в том смысле, что уже некуда бежать
Reply
А вот все религии пошли сильно дальше. Прямо предписав, чего делать другим, а чего не делать.
Reply
на вскидку вот - Платон - "я буду поступать с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной"
Не считаю, что религии пошли дальше, - просто этика становилась частью религий, но сегодня отождествление религиозного и этического мне представляется мракобесием.
Reply
"Подставь щеку" никак не сводится к ЗП.
Reply
Это как "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный".
Это - не мракобесие, но это и не некая этическая норма, как и "вырви глаз свой"
Reply
Мне это напоминает старый анекдот:
- Мама, дай! -- попросил двухлетний ребенок, протягивая руку к лезвию безопасной бритвы.
Мама немного подумала и дала.
По лицу ребенка медленно расползалась улыбка.
Reply
Самое страшное в этой системе то, что и сами граждане привыкают считать себя как бы детьми, нуждающимися в указаниях свыше и не способных проявить инициативу и просто воспользоваться своим правом даже тогда, когда оно как бы даруется - права уже мало, нужна именно команда.
Reply
Leave a comment