Сужался круг, редели сосны,
Два солнца встретились в окне,
Одно всходило из-за Тосно,
Другое заходило в Дне
(Б. Л. Пастернак)
Маленький город Дно в Псковской области одной своей чертой схож с городом
Бологое. И эту черту можно охарактеризовать как "Многие проезжали, но едва ли кто-то там был". Но если Бологое находится на полпути меж двух российских столиц, то Дно больше знакомо тем, кто привык ездить поездами, отправляющимися из Санкт-Петербурга с Витебского вокзала (в основном в Белоруссию и Украину). К числу этих людей отношусь и я: при ежегодных, начиная с раннего детства, железнодорожных поездках из Питера в Минск мне больше всего запоминалась станция Дно с коротким названием и очень красивым вокзалом. Ездить этим маршрутом я продолжаю и поныне, а при январской поездке во Псков я решил съездить в это самое Дно, чтобы просто хоть раз увидеть, как выглядит город, который я столько раз проезжал, но ни разу там не был.
Из Пскова в Дно ходит два пригородных поезда в день. Утренний, на котором ехал я, отправляется в 7-45. Я ожидал, что поеду на дизель-поезде РА1 (в Псковской области их внедрили довольно давно), но на путях стоял "подкидыш" из тепловоза ТЭП70 и двух сидячих вагонов с мягкими креслами.
2. Фото поезда уже после прибытия в Дно:
В вагоне было тепло, уютно и не многолюдно, горел тусклый свет. Неторопливая трёхчасовая езда под стук колёс ранним утром, - всё это способствовало сну. Первые полтора-два часа дороги я спал.
3.
4. За окном - снова морозное ясное утро:
5. И в пол одиннадцатого утра я прибыл на станцию Дно:
История сего населённого пункта довольно давняя. Уже в XV веке в переписной окладной книге Шелонской пятины Новгородской Руси упоминается деревня Дно Большое (а вместе с ней, по соседству, Донце Меньшое). В XIX веке это было довольно крупное село, ставшее уже волостным центром (в составе Порховского уезда Псковской губернии). Но самое главное произошло немного позже. В 1897 году через Дно прошла Бологое-Псковская железная дорога (явившаяся, по сути, продолжением Рыбинско-Бологовской, до сих пор километраж по этой линии начинается от Рыбинска), а в 1904 году - Петербурго-Витебская. В результате заурядному селу крупно повезло, - здесь образовался важный железнодорожный узел. Уже при советской власти, в 1925 году, Дно стало городом.
6. Изначально здесь был деревянный вокзал, построенный в 1897 году. Но в 1944 году он был взорван немцами при отступлении. Нынешний вокзал построен в стиле сталинского ампира в 1949 году.
Надо сказать, что, проезжая ежегодно город Дно, я всё равно видел его главную достопримечательность - вокзал, который действительно очень красив и монументален, а главное, огромен для такого маленького городка. Несложно догадаться, что он является символом этого города. Вплоть до того, что мы видим вокзал на гербе города, на фоне схематично изображённого железнодорожного узла. Из чего можно сделать вывод, что железная дорога - хлеб города Дно.
Кстати, что интересно, здесь не принято склонять название этого города. Как и в Бологое.
7. Вокзал, как видим, островного типа, то есть находится между путями (в Псковской области аналогично устроены вокзалы в Новосокольниках и
Великих Луках). Одна сторона зовётся Витебской, вторая - Бологовской.
8. Интерьер вокзала. В кадре заметна раритетная схема движения поездов по этой станции. Точнее, там показаны все направления, куда можно доехать отсюда прямым поездом.
Пассажирское сообщение здесь активное, поскольку на станции Дно делают остановку все поезда, идущие по Петербурго-Витебской железной дороге (по Бологое-Псковской ходит один поезд - Москва - Псков). А вот местное сообщение развалено: пригородные поезда ходят только в Псков и Новосокольники (дважды в день). Движение на Оредеж и Старую Руссу было отменено после Нового года, а ведь ещё не так уж и давно ходил даже поезд Дно - Бологое...
Кстати, о существовании станции Дно знают не только те, кто много лет её проезжает, но и те, кто помнит (опять же из детства) стихи Маршака "Дама сдавала в багаж".
9. Паровоз-памятник "революционным и боевым традициям дновских железнодорожников":
10. Крест, поставленный несколько лет назад в память об отречении Николая II от престола, которое он подписал, по более старой версии, именно здесь (стихи Пастернака, процитированные вверху, посвящены именно этому событию). Хотя на самом деле произошло это в Пскове, а на станции Дно царский поезд свернул с главного хода, так как подступы к Петрограду по железной дороге были уже перекрыты.
11. Здесь же, на станции, стоит скромный памятник местному герою - руководительнице дновского партизанского подполья в период немецкой оккупации Анастасии Александровне Бисениек (фамилия от мужа-латыша Фёдора Бисениекса), расстрелянной немцами осенью 1943 года.
12. Выходим в город. Привокзальная улица, как ни странно, называется Невская.
13. Дно - маленький город (8,5 тысяч жителей), поэтому здесь много частного сектора.
14.
15. Картина неприглядная, к сожалению. Внешне Дно выглядит весьма депрессивным городом.
16.
17. Оштукатуренные двухэтажные хрущёвки.
18. Какая-то дореволюционная железнодорожная постройка поблизости от вокзала. Надо же, а старый вокзал ведь не сохранился.
19. В городском парке - братская могила освободителей Дно от фашистов в 1944 году:
20. Рядом - нетипичный памятник Ленину. Белый, в кепке, да ещё и сидит.
21. Ещё один памятник освободителям города:
22.
23. Улица Советская:
24. Сталинская постройка, в которой сейчас находится "центр дополнительного образования детей". Подозреваю, что тоже какой-нибудь бывший райком партии, как в Острове.
25. Здесь преобладает застройка конца 1940-х-начала 50-х годов:
26. Маленькая автостанция, у которой даже нет зала ожидания. Касса, как оказалось, всё таки есть, ибо, когда уезжал отсюда (а уезжал я уже на автобусе), люди садились с билетами; я же оплатил проезд прямо водителю, потому как где там касса, я понять так и не смог, а до отправления оставалось всего пару минут.
27.
28. Улица Бисениек и двухэтажные хрущёвки. На самом деле, пятиэтажка на заглавном кадре - редкий по своей высоте дом в этом городе. Дно в целом город малоэтажный, большую часть его занимает частный сектор (что хорошо можно увидеть, если приглядеться к карте).
29.
30. Торговые ряды. Дновский гостиный двор, так сказать.
31. йывогрот скелпмоК. Здесь я оставшиеся полчаса ожидал автобуса (стоять на улице в такой мороз было бы несподручно).
А после этого уехал в Порхов. Вот так я и увидел наконец городок Дно, через который столько раз с детства проезжал на поезде. Хотя он не располагает особенно никакими достопримечательностями (кроме вокзала) и даже оставляет скорее грустные впечатления. Но целью моей было именно побывать там, где я только проезжал, ведь поезд не даёт полноценной возможности узнать, как идёт жизнь в тех местах, которые проезжаешь за несколько минут.