Минский Тракторный завод - это одно из основных предприятий белорусской столицы. Но для большинства туристов, посещающих Минск, эти слова - не более, чем факт из справочной информации о городе. Сам же завод вместе с его соцгородом приезжие обычно обделяют вниманием, - отчётов про этот район я почти не видел. Впрочем, несмотря на то, что для меня Минск с детства почти родной, и знаю я его хорошо, в районе Тракторного завода я сам впервые побывал лишь в этом году, и ознакомился с этой довольно обособленной частью города.
Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в рассказе:
Кстати, о существовании Минского тракторного завода можно узнать, не только читая где-либо сведения о городе, или встречая временами тракторы "Беларус", но и рассматривая схему минского метро, где на второй линии, носящей название Автозаводская (да, есть ведь ещё и МАЗ, но до него я в этот раз не доехал), есть станция с названием Тракторный завод.
2. Вот так выглядит вход в метро, на эту самую станцию (для полноты картины надо было и саму станцию заснять, но я забыл), - видна стойка с красной буквой М над подземным переходом. С этого места и начнём.
3. Повернув голову при выходе из метро, можно увидеть два красивых сталинских здания. Даже с учётом размаха сталинской архитектуры в центре Минска, всё равно впечатляет. Собственно, это и есть парадный фасад МТЗ (Минского тракторного завода).
4. В двух симметричных башенках, повторяющих мотивы привокзальных минских ворот, расположено заводоуправление. А между ними - центральная проходная. Там дальше - большой завод площадью в примерно полтора квадратных километра. Место здесь оживлённое, - из проходной люди выходили и заходили даже в середине рабочего дня.
Минский тракторный завод был основан 29 мая 1946 года и стал одним из флагманов восстановления разрушенного войной города. Первой продукцией МТЗ стал пусковой двигатель ПД-10, сошедший с конвейера осенью 1948 года. В 1950 году завод начал выпускать гусеничные тракторы КД-35, а в 1954 году была выпущена первая собственная разработка - колёсный трактор МТЗ-2, предок современных "Беларусов".
5. Этот трактор стоит на постаменте в качестве памятника рядом с заводоуправлением:
6. Здесь же, рядом, - благоустроенный парк с детскими площадками, некоторые элементы которых сделаны в виде тракторов. Так дети работников завода воочию знакомятся с профессией родителей.
7. Есть также стенды с фотографиями разных моделей тракторов, справкой о них и выдержками из истории предприятия.
В данный момент на МТЗ работает примерно 16 тысяч человек, и выпускает он 62 модели тракторов в количестве около 60 тысяч ежегодно, в том числе и на экспорт. В общем, как уже упомянуто, тракторы "Беларус" нередко можно увидеть и в России.
8. С другой стороны к заводу примыкает машиностроительный колледж, где учатся в том числе и будущие работники МТЗ.
9. А на другой стороне улицы - дворец культуры МТЗ. Построен в 1960-е годы.
10. Вдоль завода проходит шумная и оживлённая улица Долгобродская, которая связывает этот район с центром Минска. Из центра сюда можно попасть на трамвае.
11. Вид по этой же улице на север, в сторону центра. В кадре хорошо видно, как улица поднимается на путепровод над железной дорогой (той самой, что связывает Минск с Москвой). Приходя в центр города, Долгобродская переходит в улицу Козлова.
12. А напротив МТЗ начинается его соцгород, носящий также название Тракторозаводской посёлок. Строился он одновременно с заводом, то есть в конце 1940-х и начале 50-х годов.
13. Это уютный зелёный район со сталинской архитектурой. В стороне от Долгобродской улицы он довольно тихий.
14. Короткий пешеходный бульвар Тракторостроителей (по-белорусски - Трактарабудаўнiкоў) в створе центральной проходной завода. Здесь были небольшие ряды стихийной торговли.
15. А это памятник Казахстанским воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. Почему именно казахстанским, и почему его поставили именно здесь, а не, например, в центре города, - осталось для меня загадкой.
16. Если управление МТЗ навевает ассоциации с минскими воротами у вокзала, то это здание напоминает управление КГБ Беларуси на проспекте Независимости. Такой же угловой несимметричный дом с башенкой, только попроще. Но это бывшее конструкторское бюро МТЗ, а ныне Дом физкультуры. Здание построено в начале 1950-х.
17. Вид на него с другой стороны:
18.
19. Дальше, вглубь Тракторозаводского посёлка, начинаются уже дома попроще.
20. Это уже показанный бульвар Тракторостроителей с другой стороны:
21. Дальше он переходит в улицу Олега Кошевого, воротами которой служат два несимметричных сталинских дома.
22. Как и любой соцгород, минский Тракторозаводской посёлок состоит из малоэтажных сталинок. Но надо сказать, здесь их архитектура довольно необычна.
23.
24. Перспектива улицы Олега Кошевого замыкается высоткой заводского общежития №9 (построено в 1970-е годы).
25.
26. Улицы скрыты раскидистыми зелёными кронами:
Во время строительства МТЗ эти места были окраиной Минска, а место нынешнего соцгорода занимал сосновый лес. Белорусский поэт Петрусь Бровка, посетивший строительство завода и соцгорода, посвятил ему стихи:
Рассунуўшы сосны
Плячамi, што волат,
У лесе ўздымаецца
Трактарагорад
Высока кавальскiя цэхi
Пасталi
На месцы, дзе немцаў
У кацёл зацiскалi
[...]
Узнiмецца горад
У працы няспыннай,
I трактары пойдуць
Шляхамi краiны
27. Тихие дворы. С бельевыми верёвками и бабушками на скамейках у подъездов.
28. Такой вот малоизвестный Минск, куда приезжие не заглядывают. Да и сами минчане из других районов бывают нечасто.
29. В небольшом скверике среди двухэтажных домов стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она, разумеется, уже современная, - построена в 2003-07 годах.
30.
31. Это улица Будённого. Фактически она ограничивает с южной стороны Тракторозаводской посёлок (как историческое ядро соцгорода МТЗ).
32.
33. Параллельно ей проходит более широкая и оживлённая улица Ванеева. Эта улица включена в так называемое "Второе кольцо" - цепочку улиц, составляющих внутренний городской кольцевой маршрут, объезжающий центр.
34. Здесь впереди видно высотное здание - главный корпус БГЭУ (экономический университет). А слева от улицы, напротив жилого района, находится парк имени 50-летия Великого Октября, в котором, в частности, находится стадион "Трактор".
35. Выходим на Партизанский проспект. Это главная магистраль юго-восточной части Минска, которая, выходя за город, продолжается в трассу Минск - Могилёв.
36. На Партизанский проспект выходит парадная сторона соцгорода тракторного завода. Здесь уже довольно солидные сталинки.
37. А в этой высотке располагается Национальный статистический комитет Республики Беларусь:
38. Партизанский проспект уходит в сторону центра города. Чуть дальше есть ещё небольшой рабочий микрорайон в окрестностях метро Пролетарская и ЖД станции Минск-Восточный, но там я пока не побывал.
А про соцгород тракторного завода на этом всё. Как и, пока что, про Минск. Впереди будет ещё несколько рассказов про Беларусь августа 2017 года.