Усть-Абакан и хакасская степь

Sep 19, 2017 22:22

Усть-Абакан - посёлок городского типа (15 тысяч жителей) в 12 километрах севернее Абакана, своим названием напоминает о том, что слово Абакан - это, в первую очередь, река, а потом уже город. Впрочем, принцип присвоения посёлку такого названия мне непонятен, потому что находится он, на самом деле, не в устье реки Абакан (которое расположено в черте города Абакана), а заметно ниже по Енисею. Впрочем, сам посёлок я увидел лишь краешком, Но зато поближе познакомился со степной природой Хакасии, забравшись на вершину горы Куня, что к северу от посёлка. Высота этой горы над уровнем моря - 569 метров, тогда как высота посёлка у берега Енисея - порядка 250 метров. Таким образом, я поднялся примерно на триста с небольшим метров абсолютной высоты. Несколько тысяч лет назад эта гора служила крепостью у местных тюркских племён - предков современных хакасов. С неё открывается очень живописный вид на Енисей, на посёлок, города Абакан и Черногорск, и, конечно, на бескрайнюю степь.

Усть-Абакан - ещё одно, помимо Минусинска и Черногорска, звено Абаканской агломерации. С автовокзала столицы республики сюда часто ездят маршрутки, и на одной из них приехал я. Именно там я от одного из пассажиров впервые услышал хакасскую речь, - язык по звучанию похож на татарский или казахский (что, впрочем, понятно, поскольку он тоже из тюркских). Маршрутка ехала сначала в том же направлении, что и на Черногорск, свернув с трассы, немного не доезжая до него. На север от Абакана уходит трасса на Красноярск, где Черногорск расположен слева, а Усть-Абакан - справа, у Енисея.

2. Вышел из маршрутки я примерно вот здесь. Пейзажи вокруг - в общем-то, сельские. Погода солнечная, и жара приближается к тридцати градусам. Впрочем, в июне здесь было под сорок.

Рабочий посёлок Усть-Абакан был образован в 1932 году на базе села, основанного в 1909 году. Здесь был построен лесокомбинат, который действует и в наше время, являясь основным местным предприятием.

3. Такой узнаваемый пейзаж сибирской провинции. Здесь характерные для Сибири избы с четырёхскатными крышами.

4. Преимущественно дома деревянные. Что интересно, леса вокруг нет, - степи. Но он есть в достаточном количестве недалеко отсюда - в предгорьях Саян, где начинается тайга. И видимо, сырьё на лесокомбинат поставляется именно оттуда.

5. В застройке попадаются интересные образцы. Обратите внимание на ворота.

Это почти северная окраина посёлка. На самом деле, в Усть-Абакане хватает и многоквартирных домов, в том числе и пятиэтажных. Есть и новостройки. Но центр посёлка я бегло осмотрел на обратном пути, уже вечером.

6. А пока мой путь лежал на гору Куня (ударение на Я). Вот она, отлично видна из посёлка. Справа виден гребень, - это и есть её вершина. Левее можно различить песчаную дорогу, по которой я буду подниматься.

7. В перспективах улицы на гору открываются интересные виды. Правее этого кадра, за домами, течёт великий Енисей.

8. Вот и посёлок остался за спиной. Справа - Енисей. У подножия горы есть пляж, на котором активно рыбачат. Там я рукой попробовал енисейскую воду, - холодная!

9. Начинаю идти вверх. По склону идёт накатанная дорожка. А склон довольно пологий, поэтому подъём сам по себе не изнуряющий. Однако была жара, и почти постоянно дувший ветерок был спасением от степного июльского зноя.

10. Древесная растительность, как видим, отсутствует. Степь, да степь кругом! На фоне голубого неба парят хищные птицы. Точно по фото не различить, но может быть это и орёл.

11. К слову о животном мире. Несколько раз мне встречались суслики. Но сфотографировать удалось только одного. Остальные успевали быстро убежать. Да и этот под камень спрятался.

12. Несмотря на отсутствие деревьев, на тундру степь не похожа. Особенно с учётом того, что тундра в основном влажная и болотистая, тогда как в степи под ногами сухая земля и трава. И какие-то до этих пор не знакомые мне запахи.

13. Тем временем, я уже набрал немаленькую высоту, и внизу справа виден Енисей! Здесь, как и в других окрестностях Абакана, по реке проходит граница двух российских регионов. Я в Хакасии, а противоположный берег - это Красноярский край.

14. Оглянувшись, я вижу на переднем плане оставшийся внизу Усть-Абакан. Вдалеке - окраины Абакана и, в частности, Абаканская ТЭЦ, которую вблизи я не снимал.

15. А вот так выглядят спальные районы города. Среди этих многоэтажек я гулял. Особенно хорошо различим Спасо-Преображенский собор, - его купола ярко блестят на солнце. На переднем плане - одна из проток Енисея.

16. А я продолжаю подъём. В некоторых местах крутизна уклона заметно увеличивается. Идти по таким участкам приходится медленно, дабы поберечь силы.

17. Поднимаясь по склону, я услышал откуда-то раздающийся взрыв. Обернувшись налево, увидел вдалеке густые клубы дыма над землёй. Это взрывные работы на угольном разрезе, которых в Хакасии довольно немало (какой это именно, определить затрудняюсь). К сожалению, фотоаппарат в такой интересный момент не сфокусировался. Но уж как получилось.

18. Отсюда же, со склонов Куни, хорошо просматривается Черногорск - город, рождённый и живущий добычей угля.

19. В этом пейзаже я хорошо различил улицы, по которым ходил.

20. Ещё немного поднявшись, я вышел на гребень, идущий к вершине, и смог увидеть пейзаж по другую сторону горы. А там расстилается бескрайний степной простор. Мне, как человеку, привыкшему к лесу, такой пейзаж довольно неуютен (причём в тундре я такого ощущения не испытывал). Хотя, конечно, это по-своему интересно. Увы, фотографии не передают всей полноты ощущений.

Название Куня восходит к хакасскому (и, можно сказать, общетюркскому) Кюн-Таг, то есть "Гора Солнца". Археологические исследования свидетельствуют о том, что гора использовалась в качестве естественной крепости ещё в Бронзовом веке (то есть около 4 тысяч лет назад). Позднее Куня была священным местом. В качестве напоминания об этом у северо-восточного подножия горы сохранилась Подкунинская писаница - собрание наскальных рисунков времён от 2-го тысячелетия до VIII-III веков до нашей эры. Туда я, к сожалению, не дошёл, - изначально это в планах было, но не рассчитал силы и время.

21. Сама Куня является наивысшей точкой Подкунинской гряды - цепочки невысоких гор.

22. Просторы Минусинской котловины!

23. Впереди - вершина. Осталось совсем немного! Когда я приближался к вершине, ветер всё чаще стал затихать. И тогда я понял, что спасает он, в первую очередь, не от жары, которая более-менее терпима, а от жутко надоедливой мошкары, которую, однако, сносило даже лёгким дуновением.

24. Несколько раз видел вот такие стопки камней. Интересно, для чего это?

25. И вот, дорога, осталась позади, и я на вершине! Подъём занял чуть больше полутора часов.

26. Обзор открывается интереснейший. Вдалеке виден Абакан (а поближе - Усть-Абакан). А вот Минусинск с Куни не видно, - загораживают холмы. По просторам течёт Енисей, разделённый на множество проток. Здесь короткий участок (от плотины Майнской ГЭС), где он имеет естественную ширину.

27. Но именно тут этот участок реки и заканчивается. Дальше начинается Красноярское водохранилище - зона затопления Красноярской ГЭС (её я видел в 2014 году). До плотины отсюда более трёхсот километров, но водохранилище из-за особенностей рельефа очень сильно вытянуто. Вдалеке справа видно начало Тубинского залива - затопленного устья реки Тубы. Судя по фотографиям, там тоже очень живописное место.

28. У входа в Тубинский залив находится очень красивая гора Тепсей (на фото выше видна по центру) с необычными красноватыми скалами, которые особенно красиво смотрятся на закате (это фото уже не с вершины Куни).

30. Северный склон Куни уже совсем не такой пологий, - с той стороны на гору просто так не забраться. Там находится дачный посёлок. Это место напомнило мне окрестности Дивногорска и Красноярской ГЭС, несмотря на то, что пейзаж там совсем другой, таёжный. Однако чувствуется неуловимая атмосфера одной и той же реки.

31. Кадр из серии "ощути себя пассажиром вертолёта". Жаль только резкость подкачала.

32. А дальше находится маленькая деревня Мохов. Большинство населения там - хакасы, и это, если быть точнее, аал, а не деревня. Аал (местный вариант слова "аул") - это вполне официальный тип населённого пункта в Хакасии.

33. Взгялнем снова в юго-восточном направлении, то есть в сторону Абакана.

34. Подножие горы, откуда я начинал подъём. Этот кадр фактически противоположен этому.

35. Так с высоты выглядит Усть-Абакан. Виден заброшенный гидролизный завод, который начал угасать в 1990-е годы, а окончательно закрылся в середине 2000-х. При нём даже есть небольшой соцгород, который я видел из окна маршрутки, но не гулял там.

Кстати, на одном из кадров выше из этой же трубы идёт дым. Даже не знаю, для чего её сейчас используют.

36. А это вид на северо-запад. Здесь вдалеке виден ещё один интересный объект - Пригорская обогатительная фабрика. Там обрабатывают баритовую руду, добываемую неподалёку, на Толчеинском месторождении.

37. Сама вершина Куни выглядит примерно так:

38. Среди надписей на камнях обнаружилась одна грузинская. Неожиданно!

39. Вид на Подкунинскую гряду. Хорошо видно, что она являет собой классическую куэсту. То есть один склон пологий, а второй - крутой.

40. Ещё один вид на Енисей, точнее Красноярское водохранилище. Справа видна гора Тепсей.

Что интересно, слово Енисей пришло с севера Сибири - из эвенкийского языка (от Ионесси - "большая вода"). Потому что русские начали осваивать Восточную Сибирь именно с той стороны, уже потом забравшись по Енисею на юг, ближе к верховьям. В хакасском и тувинском языках эта река называется Хем.

41. Спускаюсь. У соседнего с вершиной бугорка смогли вырасти две берёзки.

43. Назад я спускался другой дорогой. И, как в итоге оказалось, зря. Потому что на пути, пройденном на подъёме, я знал дорогу точно, а там, где я спускался, тропинка вскоре пропала. И мне пришлось просто идти напрямик по заросшему травой склону. Благо хоть трава была не высокая. Спускался я через Лисий лог (логом в Сибири называется сухая долина на склоне).

44. И Енисей по мере спуска становится всё ближе:

45. А из восточного склона Куни выступают причудливые слоистые скалы. Причину их красного цвета я не знаю, - может быть, много соединений железа.

46. Каменистый пляж с рыбаками на Енисее. Когда я спустился, уже наступал вечер.

47. Вечернее солнце скрылось за облаками, и гора Тепсей вдалеке обрела очень таинственный вид.

48. Прощальный взгляд на Куню в обратном направлении:

49. Дальше я вернулся в Усть-Абакан и пошёл в центр посёлка. Как видим, там есть и пятиэтажные дома. И коровы. И знак с коровами.

50. Поселковая администрация. На фасаде сохранился герб РСФСР.

51. Это самый центр. Здесь есть двухэтажные барачные дома. Вполне вероятно, что они построены в 1930-е годы, сразу после появления лесозавода.

52. В целом выглядит небогато, но чисто и аккуратно.

53. А это мемориал "Вечная Слава". Построен в 1975 году, то есть к 30-летию Победы.

54. Это, видимо, главная площадь посёлка (левее находится рынок, который вечером уже закончил работу). Справа видна церквушка, обустроенная, видимо, в старом доме.

56. Назад в Абакан я возвращался уже не на маршрутке, а на муниципальном ПАЗике, который шёл заметно дольше. Там мне дали вот такой билет.

И на этом я завершаю рассказ об этом замечательном месте, и вообще о Хакасии. В Усть-Абакан я ездил в последний день своего пребывания в республике, на следующее утро покинув Хакасию в восточном направлении. Я держал прямой курс по железной дороге до Иркутска. А перед этим мне предстояло проехать по "Трассе мужества" - стальной магистрали Абакан - Тайшет. Это самый восточный фрагмент Южсиба, и одна из красивейших железных дорог России. В следующий раз я начну рассказ о ней.