Бор и его канатная дорога

Sep 23, 2017 11:22

Нижний Новгород стоит на высоком правом берегу Волги. И если смотреть на великую реку прямо из центра старинного города, то хорошо виден её низкий левый берег, где далеко до горизонта простираются заливные луга и леса. А ещё там можно увидеть город Бор - спутник Нижнего с населением 78 тысяч жителей, стоящий напротив него, через реку. Интересная особенность расположения этого города - сложная транспортная доступность: мост через Волгу находится в 10 километрах ниже по течению, а по прямому маршруту летом действует паромная переправа. Для возможности быстрого перемещения между Нижним и Бором в 2012 году была открыта канатная дорога через Волгу - уникальный в своём роде вид общественного транспорта в России. Именно канатная дорога сделала Бор широко известным среди туристов. Которые, как правило, ограничиваются поездкой на канатке в две стороны без прогулки по городу. Я же покажу не только канатную дорогу, но и сам город Бор.



В Бор мы с Андреем andrew_rewsr ездили в последний день нашего февральского путешествия в Нижний Новгород. Конечно, и для нас канатная дорога стала поводом для поездки в заволжский город-спутник, но город мы тоже решили основательно осмотреть.

2. На канатке мы лишь возвращались обратно, в направлении "туда" поехав на электричке (то есть в итоге мы сделали круг). В восемь часов утра у перрона Московского вокзала нас ждала электричка до станции Моховые Горы. Именно это и есть ЖД станция на Бору (здесь принято говорить именно так, а не "в Бору"). До конечной станции она будет ехать 40 минут.



3. Первые километры мы едем по Нижегородскому ходу Транссиба и, покидая город, выезжаем на железнодорожный мост через Волгу. Параллельно идут два автомобильных моста, один из которых ещё строится.



4. Перебравшись на левый берег Волги, мы формально уже въехали в черту города Бор, но фактически до города здесь ещё довольно далеко. За мостом - станция Толоконцево, где от магистрали отходит ветка на Моховые Горы (подробнее смотрите карту Нижегородского ЖД узла). Электричка меняет направление движения: хотя вообще-то есть прямой выход на Моховые Горы со стороны моста, но сделано это ради заезда электрички в Толоконцево, а оно дальше ответвления.



5. Короткая ветка Толоконцево - Моховые Горы - однопутная, построена в 1929 году (через 2 года после завершения Нижегородского хода Транссиба), и строилась она в первую очередь как подъездной путь к борским заводам. Идёт она в основном среди окраин города и каких-то дач. Из примечательного - новодельная церковь рядом с платформой Спортивная.



6. А вот и конечная - станция Моховые Горы. Она совсем небольшая, и по виду даже не скажешь, что это главная станция города с почти 80-тысячным населением.



7. На станции есть бывший вокзал. Видимо, сохранился с 1929 года. Сейчас это, похоже, здание дежурного.



8. Есть здесь и более современный вокзал. Из-за обшивки не понять, новый он или позднесоветский.



9. Выходим в город - прежде всего, на привокзальную улицу Крупской. Интересно, что подразумевается под "родиной Октября"? Особенно интересно это сочетается с магазином "Ноябрь" внизу кадра.



10. Как уже сказано, на Бору мы были в последний день путешествия, и в последний день длинных февральских выходных. И именно тогда нам заметно повезло с погодой. Если предыдущие дни были пасмурными, с серым небом и околонулевой температурой, то сегодня было солнечно, и слегка подморозило (примерно -8 градусов). Свои недостатки, впрочем, у этого тоже были, - вчерашняя слякоть превратилась в гололёд, а ещё со стороны Волги периодически дул холодный ветер.



11. С первых же минут на Бору мы видим интересные образцы сталинской архитектуры:



Бор как город возник в советскую эпоху. Прежде на месте города были лишь заволжские сёла, взиравшие с другого берега на старинный Нижегородский кремль, но в начале 20 века эти сёла слились в Борскую слободу - своего рода, предместье Нижнего, в 1911 году здесь был основан судостроительный завод (ныне верфь "Нижегородский теплоход"). После революции промышленное развитие продолжилось, - появились силикатный и стекольный заводы, небольшой металлургический завод "Красная Рамень" (до наших дней не дожил). Всё это привело к тому, что в 1938 году Бор стал городом, насчитывая к тому моменту уже 25 тысяч жителей.

12. Некоторые сталинки в этом городе вполне достойны уровня областного центра. Это самый центр Бора. В девять часов утра выходного дня здесь было малолюдно.



13.



14. Так мы вышли на площадь Победы - главную площадь города, на которую в почти буквальном смысле ведут все дороги. На переднем плане виден обелиск Великой Отечественной войне.



15. Чуть дальше - ещё один военный мемориал:



16. Ещё на площади есть сталинский ДК "Теплоход" и памятник Ильичу:



17. С другой его стороны - небольшой музей военной техники под открытым небом. На переднем плане стоит танк Т-62, за ним - БМП-1 и макет рубки подводной лодки.



18. Самолёт МиГ-21:



19. Профессиональное суеверие насчёт слова "последний" проявилось даже здесь. Но явно не к месту: самолёт поставлен на вечную стоянку, - стало быть, его последний полёт был действительно последним.



20. На другой стороне площади народу было уже побольше:



21. И здесь же, рядом, начинается канатная дорога, и находится её станция Борская (станция на другом конце называется, соответственно, Нижегородская). Но к канатке вернёмся позже, уже в конце.



22. А в основном центр Бора примерно такой:



23.



24. Больница поблизости от центра:



25. Немало в городе и частного сектора, оставшегося, вероятно, ещё от сёл, которые были на месте города.



26. Вообще надо сказать, что Бор город неоднородный и сильно разбросанный по площади. Численность населения 78 тысяч жителей складывается за счёт конгломерата центра города, нескольких разобщённых районов и посёлков.



27. Довольно необычные балконы у этой пятиэтажки:



28. А это место - второй центр притяжения Бора, торговый. Здесь находится рынок и несколько торговых центров. Надо сказать, что для города такого размера их здесь немало. Бор вообще оставляет впечатление зажиточного города.



29. До появления города на этом месте находилось село Мухино.



30. И о нём сохранилось напоминание в виде Успенской церкви, построенной в 1820-е годы:



31. А местами осколки старого села явно проступают в современной городской застройке:



32. А это купеческий дом 1912 года. Ныне - краеведческий музей.



33. И другие купеческие домики начала прошлого столетия. Они уже напоминают о временах, когда нынешний город был Борской слободой. В конце этой улицы видна Знаменская церковь, построенная ещё в 1794 году.



34.



35. В некоторых местах старая Борская слобода сохранилась в почти цельном виде.



36. Ещё два торговых центра. Один большой и современный, а другой - в типовом здании кинотеатра.



37. По соседству - городская администрация:



38. А это уже показанная Знаменская церковь. Построена она в 1790-е годы, но в нынешнем виде она почти новодельная, так как в постсоветские годы возвращена Церкви была в полуразрушенном состоянии.



39. Рядом находится вторая церковь - Сергия Радонежского, ещё более ранняя (1757 год). В паре они образуют ансамбль.



40. На церковной территории меня впечатлила детская площадка в виде корабля. Видно, что судостроительные традиции на Бору живы!



41. Улица Максима Горького ведёт на северо-запад города, к выезду в сторону Нижнего:



42. У одного из домов стоит памятник Анатолию Ванееву - деятелю революционного движения (до революции не дожил), сподвижнику Ленина. Родом он был из Нижнего Новгорода. Кстати, заранее мы об этом памятнике не знали и издалека долго гадали, кто это (наиболее подходящей кандидатурой был Калинин).



43. А немного отойдя от главных улиц в сторону берега Волги, можно лицезреть интересный вид на Нижний Новгород, который отлично просматривается на другом, высоком берегу реки. На переднем плане - заснеженная волжская пойма.



44. Взглянем с приближением. По откосу волжского берега спускается стена Нижегородского кремля. Хорошо видны и постройки внутри кремля. В том числе Михаило-Архангельский собор.



45. Левее видна Чкаловская лестница, Георгиевская и Пороховая башни кремля, слева от которых - площадь Минина и Пожарского. Всё-таки чем особенно интересен Нижний, - в нём самый центр города расположен одновременно на его краю.



Те же места с близкого расстояния - здесь.

46. А это многоэтажные районы города. На переднем плане видна канатная дорога, в том числе и едущие по ней пассажирские кабинки.



Ознакомившись с основной частью Бора, мы сели на городской автобус и поехали к Борскому стеклозаводу, чтобы осмотреть его довольно интересный соцгород. Это обособленная часть города, живущая немного своей жизнью.

47. Борский стеклозавод - наиболее крупное предприятие города, которому, в первую очередь, Бор обязан своим благополучием. Завод был основан в 1934 году, и в наше время производит в основном стёкла для автомобилей. По статистике, стёклами производства БСЗ оснащены около 80% автомобилей, выпускаемых в странах СНГ. Так что если вы ездите на современной отечественной машине, то высока вероятность, что на этом фото вы видите завод, где сделаны её стекла.



48. Заводоуправление с советскими буквами и центральная проходная:



49. Советское панно рядом с управлением:



50. А соцгород выглядит примерно так. Между прочим, его главная улица носит звучное название Стеклозаводское шоссе.



51. Дом культуры стеклозавода. Возле него мы видели народные гуляния, - там праздновали Масленицу. Через несколько минут после создания этого снимка у фасада ДК сожгли чучело.



52. У входа в ДК была и рукописная афиша:



53. Сталинская застройка соцгорода и гуляющие горожане:



54. Современный воинский мемориал на фоне завода. Вечный огонь, как видим, над землёй. Необычное решение.



55. Это старая часть соцгорода. Приятные глазу сталинки, в том числе и явно довоенные. Наверное, летом этот район утопает в зелени.



56. Барачные дома из дранки здесь тоже есть. Но содержат их в более-менее приличном виде.



57. И в целом район стеклозавода выглядит уютным:



58. Есть здесь и типичные для почти любого соцгорода послевоенные двухэтажки:



59. В кадр попал городской автобус. ЛиАЗы на Бору встречаются довольно часто.



60. На двух домах сохранились интересные советские мозаичные панно:



61. Жаль, что мозаика постепенно осыпается.



62. А это уже более поздняя часть соцгорода:



63. Ещё один военный мемориал:



64. А это школа. Перед ней - памятник пионеру-герою Вале Котику, погибшему в 1944 году.



65.



Погуляв по району Стеклозавода, мы снова сели на автобус и вернулись в центр. Теперь с городом нам предстояло прощаться, но впереди была главная его достопримечательность, ради которой большинство туристов и посещает этот город, ей, собственно, и ограничиваясь. Речь, как уже говорилось в самом начале, о канатной дороге. Она появилась совсем недавно: строительство её началось в 2010 году, а открытие состоялось в 2012.

66. Вот так выглядит станция Борская, симметричная Нижегородской. Справа видны кассы. Проезд в одну сторону стоит 90 рублей. Дорого, конечно, но очень удобно, - даёт возможность переместиться в самый центр Нижнего Новгорода за считанные минуты, без долгой дороги через мост, которая, к тому же, нередко сопровождается стоянием в пробках (если не на электричке).



67. Получив билеты (внешне выглядят как обычный чек), поднимаемся и проходим через турникеты.



68. За турникетами - небольшая полукруглая платформа, у которой и останавливаются кабинки. Вместимость каждой из них - примерно 6 человек.



69. Кабинок много, и ждать приходится не больше пяти минут. Вот и мы отправляемся. В кадре видно разделение платформы на зоны высадки (справа) и посадки (слева).



70. Едем! Бор остаётся позади.



71. А впереди, пока ещё вдалеке, - Нижний Новгород. Светит яркое солнце, которое в конце февраля начинает всё более ощутимо пригревать.



Видео. Здесь видно, как мы поднимаемся на самую высокую опору канатной дороги. Кстати, соседи по кабинке, чьи голоса слышны за кадром, были из Москвы. В выходные дни заметную часть пассажиропотока канатки составляют туристы.

image Click to view



72. Под нами уже русло замёрзшей Волги. Хорошо видна дамба, которая по весне защищает Бор от половодья.



73. Виды на Бор и заволжские дали открываются превосходные. Хорошо видны Знаменская и Сергиевская церкви.



74. Ну а потом мы оказываемся в Нижнем. На склоне речного берега хорошо виден Вознесенский Печерский монастырь.



75. Приехали. Дорога заняла примерно 12 минут. Станция Нижегородская полностью идентична Борской.



76. Общим планом:



И напоследок - немного видов на Бор из Нижнего. Виды очень интересные, - Бор с высокого берега просматривается как на ладони. Снимки сделаны от Вознесенского Печерского монастыря.

77. Уже знакомый нам ансамбль из двух церквей. На переднем плане видна канатка.



78. Многоэтажные районы, которые мы не посещали. В кадре в основном советские дома, но на Бору много и новостроек, - город активно строится.



79. Хорошо видна и промзона. Это, вроде, завод "Нижегородский теплоход".



80. А это - хорошо знакомый нам стеклозавод:



81. И другие районы Бора. Ну и, конечно же, природа. Вид из самого центра Нижнего на дали заволжских лесов очень радует глаз. Особенно в хорошую погоду. Там ­- манящая своими лесами заволжская часть Нижегородской области, интересный край, который я ещё надеюсь хорошо изучить.



Про Бор на этом всё. Как уже сказано, это был последний день поездки, и, вернувшись из Бора, мы с Андреем погуляли ещё по центру Нижнего (впервые, кстати, после первого дня попав в Верхнюю часть города), посидели в кафе, потом погуляли в районе вокзала, а там уже и стемнело, и настало время садиться на поезд до Питера. Но ещё днём ранее мы съездили в Арзамас - интересный город на юге Нижегородской области. Именно о нём я расскажу в следующий раз, что будет завершением февральского нижегородского цикла.

Поволжье, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up