Беломорск. Часть 2

Mar 09, 2017 22:14

Осмотрев в первой части Заводскую сторону и дельту порожистой реки Выг с островами, где сохранилось в составе города поморское село Сорока, отправимся теперь на левый берег Выга, выходящий к морю и железной дороге, а потом оттуда - в посёлок Водников на другом конце Беломорска.



Общая карта, на которой показано расположение Портовой стороны и посёлка Водников:



Первая карта с локализацией фотографий:



2. Для начала - ещё одна частица старого села - остров Сорокский. Видна уже показанная церковь Зосимы и Савватия.



3. Поморье!



4. А на левый берег продолжается осевая магистраль города. Три четырёхэтажки за мостом - один из самых узнаваемых беломорских видов.



5. У одного из этих домов стоит памятник земляку герою Великой Отечественной - Андрею Пашкову, уроженцу деревни Ендогуба тогда Сорокской волости, а теперь Беломорского района, погибшему в Германии в январе 1945 года. Его же именем здесь названа улица.



6. Напротив - парк имени Пашкова с мемориалом воинам-землякам. Приятный и благоустроенный.



7. Рядом - скромный памятник героям Гражданской войны.



Советская власть в Сороке была установлена в ноябре 1917 года, но 6 июля 1918 село было занято британскими интервентами и находилось в их руках вплоть до марта 1920 года, когда сюда, вскоре после Архангельска, вошла Красная армия. Финские войска, в тот же период занимавшие часть Северной Карелии, досюда, впрочем, не дошли.

8. Рядом есть ещё одно памятное здание. Сейчас, увы, заброшенное. Как уже говорилось, Беломорск был временной столицей Карелии во время финской оккупации Петрозаводска. И вот в этом здании был штаб Карельского фронта, который простирался от реки Свирь до Баренцева моря. Попытки наступления на Медвежьегорск и Кестеньгу в 1942 году, героическая оборона Заполярья, - все важные решения насчёт этих событий принимались здесь, вот в этом здании. Жаль, что Беломорску не дали звание "Город воинской славы".



9. Рядом - бомбоубежище, возможно, времён войны. Несмотря на расположение штаба фронта и важный транспортный узел, Беломорск бомбили только в декабре 1941 года.



10. Граффити на барачном доме по соседству:



11. А эти дома построены в 1917 году для железнодорожников.



12. Ещё один беломорский кошак:



13. Дворы, типовые дома... Вроде бы и всё стандартно и знакомо, как и в любом городе. Но на самом деле, каждый город неповторим, и для беломорчан родные именно те виды, что я показываю здесь.



14. А ещё из домов с кадра выше можно видеть рельсы и поезда. Здесь, почти по краю города, проходит железная дорога, и находится станция.



Это Мурманская магистраль, построенная в Первую мировую войну (1916 год). Станция сначала называлась Сорокская Бухта, потом просто Сорокская, а название Беломорск получила лишь в 1965 году. В 1941 году станция стала узловой, - была построена линия вдоль Белого моря до станции Обозерская на Архангельской магистрали (по ней я и приезжал в Беломорск). И сейчас здесь крупная и оживлённая станция, а к тому же ещё и сортировочная. Грузовые поезда активно ходят и по магистрали, и по обозерской ветке: на север идут в Мурманский порт, обратно - вывозят руды с Кольского полуострова. Кроме того, у Беломорского узла есть даже обходная ветка, что для городов такого размера редкий случай. Электрификация сюда пришла в 1988 году, и при этом с северной стороны (полностью Мурманская магистраль была электрифицирована уже в 2000-е годы).

Кликабельная карта Беломорского узла:




15. Вокзал, вроде как, 1920-х годов постройки. Расположен он неудобно - за путями относительно города. Приезжая к вокзалу на машине, людям часто приходится стоять на переезде. Но пешком можно просто по платформе выйти к улице Пашкова.



16. С времён постройки дороги сохранилась водонапорная башня:



17. А также дома железнодорожников. До образования города в 1938 году здесь был отдельный посёлок при станции Сорокская.



18. Прибывает очередной поезд (кажется, Адлер - Мурманск). Все пассажирские поезда здесь ходят исключительно под электровозами ЭП1 (из депо ТЧЭ-5 Кандалакша), и для них всех конечным (или начальным) пунктом является Мурманск.



Почти все пассажирские поезда идут по Мурманской магистрали, и лишь Вологда - Мурманск приходит сюда с Обозерской ветки. Кроме дальних поездов, есть тут и электрички: Кемь - Маленга (тоже в сторону Обозерской) и, в летнее время, Кемь - Медвежья Гора (город Медвежьегорск).

19. Севернее вокзала находится сортировочный парк. Крупная станция хоть как-то спасает ситуацию в Беломорске в нынешнее трудное для него время, - после развала лесокомбината и морского порта именно РЖД и осталось основным работодателем города.



Осмотрев станцию, стоящую на отшибе, вернёмся в городские кварталы. На левобережье Выга - Портовая сторона (её антагонизм с Заводской стороной - давняя тема беломорской жизни). Такой разделённостью города на две стороны Беломорск напомнил мне карельский же Суоярви и новгородскую Окуловку.

20. Портовая сторона выглядит несколько суровее, чем Заводская. Главная улица города здесь уже называется Порт-Шоссе. Частного сектора здесь нет, лишь пятиэтажки на гранитной земле. Кстати, та что поближе, - типично карельская (серия 111-75).



21. И вот такие - с двускатной крышей, тоже характерны почему-то именно для Карелии.



22. Подъездной путь в заброшенную промзону:



23. А в целом Портовая сторона примерно такая. В её облике даже есть что-то от Крайнего Севера, ­- мне пару раз здесь вспомнилась Мурманская область.



24. Есть несколько домов, обшарпанных почти как в Териберке. Вроде бы, дом слева сейчас наполовину необитаем.



Но домов в таком состоянии в городе не много. Вообще, в отчётах путешественников Беломорск нередко описывается как очень мрачное и тоскливое место. Но у меня такого впечатления совсем не сложилось. Вполне милый провинциальный городок с приятными людьми и, как и везде в Карелии, вежливыми водителями. А внешне он выглядит вполне неплохо для города со столь трудной экономической ситуацией.

25. А вот эта пятиэтажка известна под странным названием "Горем-16" - общежитие головного ремонтно-восстановительного поезда №16. Помнится, varandej писал, что даже ночевал там когда-то.



Чуть дальше виден хлебокомбинат. Кстати, хлеб там делают очень вкусный. Но, как это нередко бывает, в торговые сети пускают далеко не все местные продукты. Ассортимент сетевых магазинов в Карелии почти такой же, как в Питере, а беломорский хлеб можно купить лишь в магазинах местного значения.

26. Если Заводскую сторону от моря загораживает ныне заброшенный ЛДК, то Портовая сторона, хоть и дворами, но выходит к Белому морю. Правда, набережной нет, и берег невзрачен. На море отлив, и у берега - темноватый ил и трава среди камней.



27. Вдоль берега - какие-то заброшенные гаражи, бывший подъездной путь к морскому порту и, внезапно, узкоколейный пассажирский вагон. Не знаю, откуда он именно здесь, - узкоколейки в Беломорском районе были в Вирандозере и Маленге.



28. И весь город стоит на карельских скалах. Примерно таких же, какие можно увидеть, например, в Северном Приладожье. В целом по своему облику Беломорск сильно напоминает соседнюю Кемь.



29. На Порт-Шоссе - памятник морякам земснаряда "Чернышевский", затонувшего при шторме в Белом море недалеко от Сороки в 1935 году.



30. Немного необычная автобусная остановка:



31. Центральная районная больница. Она почти на самом краю города, среди зелени и тишины.



32. А это небольшой квартал новостроек для расселения ветхого жилья. Правда, Андрей говорил, что построены они некачественно и, в общем, от барачных домов отличаются только новизной и наличием водопровода.



33. Бывший подъездной путь порта. Шпалы местами ещё лежат. Морской порт в Беломорске ныне почти заброшен. Из него ходит пассажирский теплоход на Соловки, доходящий до острова за три с половиной часа.



34. Ещё один вид на море. На другом берегу бухты видна деревня Сальнаволок и конец Беломорско-Балтийского канала с 19-м шлюзом. Отправимся теперь туда.



На улице Пашкова мы сели на автобус и поехали на другой конец города, через Заводскую сторону, мимо ворот заброшенного ЛДК, и почти через полчаса, проехав по мосту через Беломорканал, вышли из автобуса в посёлке Водников. Он находится не у моря, а в паре километров южнее.

35.



36. Водников - мрачноватая окраина Беломорска с барачными двухэтажками. Здесь проходит автодорога, ведущая вдоль моря вглубь района ­- до села Сумский Посад и дальше.



37. А вот и легендарный Беломорско-Балтийский канал (ББК) протяжённостью 227 километров, построенный в 1931-33 годах. Вероятно, самая знаменитая ГУЛАГовская стройка. Причём тот факт, что канал строится заключёнными, тогда даже афишировался. Более того - слово "зэк" происходит от "з/к" - заключённый каналоармеец. На строительстве канала работало около 100 тысяч заключённых одновременно.



Вплоть до постройки ББК между Балтикой и северными морями каналов никогда не было, несмотря на то, что к началу 20 века существовало уже три волго-балтийских водных системы, и одна волго-беломорская (Северо-Двинский канал). Вероятно, причина в мелководности карельских рек. Начинается ББК из Онежского озера по реке Повенчанке, где он за 20 километров поднимается на водораздел через 7 шлюзов; после водораздела канал выходит в Выгозеро и далее в реку Выг. Устье Выга сохранилось в центре Беломорска, а канал выходит в море здесь, через его правый рукав - реку Шижню.

38. Рядом с Водников, на берегах, расположено поморское село Шижня, известное с 16 века. Чуть дальше - Шиженский железнодорожный мост на ветке Беломорск - Обозерская. Его конструкция необычна, - он разводной, но пролёт его не просто поднимается, а "откатывается" за счёт лежащего на его конце противовеса.



Управление ББК находится в Медвежьегорске. Всего на канале 19 шлюзов. Также есть плотины для регулирования уровня воды и создания водохранилищ, снабжающих заводы в Сегеже и Надвоицах. В 1950-е-60-е годы был построен Выгский каскад ГЭС. Ныне судоходство по каналу в упадке: если в 1980-е годы он пропускал около 7 млн тонн грузов ежегодно, то ныне лишь около 500 тысяч тонн. И это ещё после небольшого подъёма в сравнении с 90-ми годами.

39. Вид на Водников:



40. А в посёлке вечером тишина. Где-то сверху кричат чайки.



41. Улица замыкается на деревянную сталинку - заброшенный дом культуры:



42. Это, вроде как, тоже бывший ДК:



43. Заброшенный морской вокзал. Раньше теплоходы на Соловки ходили отсюда, а не из порта, как сейчас.



44. Канал перед самым выходом к морю. Амбар на другом берегу - интересно, не времён ли его постройки?



45. Почти в двух километрах севернее - деревня Сальнаволок, и берег Белого моря. Теперь на другом берегу бухты видна Портовая сторона.



Собственно, здесь же и 19-й шлюз на выходе канала в море. Но его я как раз и не сфотографировал. Дело в том, что, хоть и формально запрета на фотосъёмку нет, но охрана так не считает и, насколько я знаю, требует стирать снимки. А так как я был уставшим к концу дня, рисковать съёмкой в открытую у меня желания уже не было (хотя мог бы догадаться снять из автобуса по дороге на Водников). Поэтому приведу фото varandej отсюда.



46. А это Сальнаволок. Деревня у моря. Причём исторически в ней жили карелы, несмотря на то, что вокруг все сёла были русскими. Сейчас - преимущественно посёлок беломорских дачников.



47. На одной скале, обильно поросшей мхами и ягодами, - такой не совсем обычный памятник воинам-землякам.



48.



Рассказ о Беломорске я на этом завершаю. Впрочем, в свой трёхдневный приезд туда я не ограничился одним городом. И поэтому впереди - Беломорские петроглифы и живописная карельская природа, а также поморские сёла Сумский Посад, Вирма и Сухое, куда мы в один из дней ездили на велосипедах.

Беломорск:
Часть 1 (Заводская сторона и острова)
Часть 2 (Портовая сторона и канал)

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up