Беломорск. Часть 1

Mar 07, 2017 14:47

В месте, где гранитные карельские скалы омывает северное Белое море, в которое впадает порожистая река Выг, на приполярной 64-й широте, стоит этот небольшой город. 10-тысячный Беломорск - один из двенадцати городов Карелии, и почти самый северный. Хоть и город не отличается большим количеством достопримечательностей, но при этом далеко не лишён колорита и живописности. По площади Беломорск, при своём населении, немаленький, и осмотреть мне его удалось достаточно плотно. Поэтому рассказ о городе будет состоять из двух частей.



В Беломорск я приехал на три дня в гости к Андрею andrew_rewsr, и этот город стал для меня конечным пунктом продолжительного летнего путешествия. Добрался я сюда по железной дороге из Архангельска пригородными поездами с пересадками, о чём рассказал в прошлый раз.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по номерам в посте:




То, что Беломорск интересен и даже несколько необычен, можно увидеть уже по его карте. Дельта у моря, острова, множество мостов, - так и тянет сравнить карельский городок с Петербургом. И даже гранитные берега здесь есть. Но только естественного происхождения. Как город, Беломорск молодой, - городской статус он получил в 1938 году. Однако и появился он не на пустом месте, - поморское село с названием Сорока в дельте реки Выг известно с 1419 года. Оно, в общем, и по-прежнему на островах в дельте сохранилось, такой своеобразный исторический центр Беломорска. А Выг - очень живописная карельская река. Шумная, бурная, с прозрачной водой, пеной, порогами и перекатами среди множества скал.

2.



К концу 19 века Сорока была одним из наиболее крупных и зажиточных сёл Поморья. Тогда же стали формироваться и предпосылки для будущего города: в 1870-е годы промышленник Митрофан Беляев основал здесь два лесозавода и морской порт при них, в 1916 году здесь прошла Мурманская железная дорога, и появилась станция, а в 1930-е годы был построен сколь широко, столь и печально известный Беломорско-Балтийский канал, - именно здесь он и заканчивается. Город был образован путём слияния Сороки с рабочими посёлками, и по-прежнему делится на несколько неоднородных частей. Есть острова в дельте Выга, есть Заводская и Портовая стороны на, соответственно, правом и левом берегах реки. Есть ещё отдалённый от центра посёлков Водников при Беломорканале.

3. Начнём с Заводской стороны. Это улица Октябрьская - осевая магистраль города, которая начинается из главного въезда в него (с мурманской трассы) и дальше меняет названия (Октябрьская, Поморская, Пашкова, Строительная и Порт-Шоссе).



4. Здесь, можно сказать, центр. Самое оживлённое и благоустроенное место маленького городка.



5. Здесь же и школа, с ленинским лозунгом на фасаде.



6. В школьном дворе я обратил внимание на фонарный столб. Не знаю, почему, но такие часто встречаются именно в Карелии.



Заводская сторона находится именно на месте посёлка лесозаводов Беляева. В советские времена здесь, чуть в стороне от жилой части города, построили лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который ныне уже десять лет как не работает. Закрылся в постсоветские годы и морской порт. К сожалению, Беломорск с распада СССР потерял почти половину населения - с 19 до 10 тысяч жителей, и в этом отношении является лидером среди райцентров Карелии. Более-менее спасает город железная дорога, - крупную узловую станцию Беломорск ещё увидим во второй части.

7.



8. Пятиэтажная новостройка на главной улице. Её начали строить ещё в 90-х годах, потом надолго забросили и завершили только в 2011 году.



9. А напротив - скромное небольшое здание администрации Беломорского района:



Что интересно, Беломорский район отнесён (а не приравнен) к районам Крайнего Севера, несмотря на то, что климат здесь относительно мягкий (лето прохладное, но зимы не холоднее, чем, к примеру, на Вологодчине). Да и места давно обжитые, так что в целом Беломорск как Крайний Север совсем не воспринимается.

10. Дворы среди пятиэтажек. Неспешная жизнь русской провинции.



В Беломорске, как и в почти всех городах Карелии, процент коренного населения невысок. Конечно, есть тут и потомки поморов, живших в Сороке, и приезжие из деревень района, но всё же многие сюда приехали в советские времена из других краёв работать на комбинате, железной дороге, в порту. В частности, немало здесь и украинцев и белорусов.

11. У берега реки обустроили маленькую набережную, которую ещё планируют расширять. Кстати, туристов в Беломорске немало: во-первых, через него лежит один из маршрутов на Соловки ( наряду с Кемью), а во-вторых, рядом с городом есть своя достопримечательность - древние петроглифы. Сам город здесь просто служит перевалочным пунктом.



12. Какой же северный город без барачных деревянных домов? Впрочем, расселяют их довольно активно.



13. А в стороне от главной улицы Беломорск выглядит примерно вот так. Тихие улочки и деревянные дома прямо на гранитных скалах.



14. Частного сектора в городе много. Поэтому он и большой по площади.



15. На одной из улиц даже есть дореволюционная булыжная мостовая - наследие времён лесозаводов Беляева.



16. А где-то даже живность встречается:



17. Ещё забавная деталь. Так жители одного из домов по улице Пушкинской украсили табличку с номером.



18. А вот и Выг. Хоть и виден он в городе далеко не везде, зато шум его воды можно много где услышать. Карельская природа проступает прямо в городском пейзаже Беломорска, составляя отличное украшение этому городу. А река перед своим устьем делится на несколько проток, образующих острова.



Выг (карельское название Uikunjogi) течёт сюда из Пудожского района, что на востоке Карелии. Фактически это даже две реки - Верхний Выг, который впадает в озеро Выгозеро, и Нижний Выг, который из него вытекает (то есть в Беломорске именно он). Нижний Выг почти целиком включён в гидросистему Беломорканала, но поскольку канал выходит в море через самый дальний рукав Выга - реку Шижню, то в городе сохранилось естественное устье реки. Выше по течению, помимо шлюзов ББК, река проходит через каскад малых ГЭС: снизу вверх по течению - Беломорская, Выгостровская, Маткожненская и Палокоргская, а также Ондская ГЭС на реке Онде - притоке Выга. Также есть регулирующие уровень воды плотины, за счёт которых озёра Выгозеро, Линдозеро и Сегозеро частично являются водохранилищами.

19. Пейзажами Выга можно любоваться долго. Чистая вода шумит, ревёт на перекатах, разбивается о "бараньи лбы" - творения прошедшего здесь когда-то ледника.



20. Ветхий старый домик на главной улице. Как гласит табличка, в годы войны в нём находился штаб партизанского движения Карельского фронта. Кстати, в таком состоянии дом, потому что... признан объектом культурного наследия: просто хозяевам из-за бюрократических сложностей не разрешают его ремонтировать самим.



Отдельная страница истории Беломорска - Военная столица Карелии. Малоизвестный факт, но в 1941-44 годах в Беломорске временно находилось правительство Карело-Финской ССР, поскольку Петрозаводск тогда был оккупирован финскими войсками. Сохранилось в Беломорске и несколько связанных с этим памятных мест.

21. Ближе к окраине города есть вот такой пустырь, где в те же годы находился военный аэродром, который был особенно интересен тем, что взлётно-посадочная полоса у него была деревянной. Внешне о нём здесь уже ничего не напоминает.



22. Вернёмся снова в центр, на Октябрьскую улицу. Городок вполне уютен и приятен для прогулок.



23. Местами скалы выходят прямо из тротуаров! Такой в городе своеобразный ландшафт.



24. Здесь же - единственное в городе каменное дореволюционное здание. Один из корпусов всё тех же лесозаводов Беляева.



25.



26. А дальше - Октябрьский мост через правый рукав Выга. Здесь заканчивается Заводская сторона.



27. С моста можно увидеть Белое море. Рукава Выга сливаются здесь воедино, и поток встречается с солёной морской водой.



28. А за мостом почти в цельном виде сохранилось село Сорока, стоящее на островах. Кстати, название села к птицам отношения не имеет: оно восходит к карельскому саари-йоки - "островная река". Несколько островов соединены маленькими деревянными мостами.



29. В селе немало старых домов, иным из которых, наверное, больше ста лет. Всю свою жизнь они смотрят, как бежит мимо них быстрая река.



Самый большой остров так и называется Сорока. Другие - Сорокский, Ковжино и Малое Ковжино, 1-я, 2-я и 3-я Слободки и Больничный.

30. На острове Сорока главная магистраль зовётся уже Поморской улицей:



31. Здесь же - Никольская церковь, перестроенная в 1990-е годы из старой избы - дома капитана Богданова 1907 года постройки.



32. Чуть дальше - типовой почтамт и памятник Василию Солунину - местному революционеру и герою Гражданской войны, погибшему в 1919 году.



33. Это уже левый рукав Выга. Второй мост на главной улице называется Банковский. Ну прямо только грифонов не хватает!



34. Чуть выше по течению - речной порог и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2004 год). Пожалуй, один из самых живописных видов в городе.



Кстати, почти этот же ракурс присутствует на снимке С. М. Прокудина-Горского 1916 года.



35. На другом берегу видна Мурманская железная дорога. Это оживлённая магистраль, - как грузовые, так и пассажирские поезда здесь ходят часто.



36. Вот и церковь. Вполне удачный церковный новодел. Посвящение в честь Зосимы и Савватия не случайно, - это основатели Соловецкого монастыря, который расположен всего в 70 километрах по прямой отсюда. Три инока - Зосима, Савватий, а также Герман, отчалили по Белому морю на тогда ещё не заселённый Соловецкий остров именно отсюда, из Сороки.



37. А это бывшая вторая школа, и ещё один памятник Военной столицы Карелии. В этих стенах находился военный госпиталь.



38. А тут стояло, но, к сожалению, не сохранилось здание, в котором размещалось правительство Карело-Финской ССР. В те годы Карелия была именно отдельной союзной республикой (тоже не самый широко известный факт), то есть с 1941 по 1944 год Беломорск фактически был городом, по статусу равным Еревану или Алма-Ате.



39. Библиотека:



40. А в этом домике во время войны жил не кто иной, как Юрий Владимирович Андропов. С 1940 года он был первым секретарём Комсомола КФССР. И после войны работал в Карелии ещё шесть лет.



41. Беломорский кот:



42. Острова полностью застроены частным сектором. Как уже говорилось, здесь фактически сохранилось село Сорока. При этом немало и новых домов. Дух и атмосфера поморской старины несколько растворились в городской среде, но нельзя сказать, что совсем ушли.



43. Вот так интересно выкрашен один из мостов между островами:



44. Одна из речных проток. Здесь течение поспокойнее.



45. Дом на скале! В городах Карелии (да и, наверное, в соседней Финляндии) это не редкость.



46. Снова булыжная мостовая. Исторически это та же улица, что и на другом берегу. Просто раньше между ними был мост через Выг.



47. Примерно здесь он и находился:



48. На другом берегу хорошо видна Заводская сторона. И кричат чайки над перекатами. Север! Место встречи Карелии с морем.



49. Среди изб встречаются и северные пятистенки. Этот дом уже на соседнем острове Ковжино. Кстати, как видно по номерам домов, улицы здесь прямо по островам и называются, - улица Ковжино, улица Больничный остров, улица 3-я Слободка и т. д.



50. Но вернёмся к Банковскому мосту. За ним просматривается уже левобережная часть города. Там дальше - улица Пашкова, а за ней ЖД вокзал и Портовая сторона.



Та часть города выглядит уже немного иначе. И во второй части отправимся именно туда, а затем в посёлок Водников на другом конце города.

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up