Хвойная. Посёлок леса и рельсов

Oct 11, 2016 23:01

Хвойная - райцентр на северо-востоке Новгородской области, посёлок городского типа в 6 тысяч жителей, своим названием сразу указывает на особенности окружающей природы. А помимо сосновых лесов, здесь ещё есть однопутная тепловозная железная дорога, породившая сам посёлок (как раз из-за станции название посёлка женского рода). Именно по железной дороге я приехал в Хвойную через Будогощь и осматривал это благодатное место тихим июньским вечером.



2. Вокзал в Хвойной - аккуратный и ухоженный (как и большая часть самого посёлка). В зале ожидания была печка с вязанкой дров и выставка детских рисунков, посвящённых малой родине.



Строительство железной дороги Мга - Рыбинск началось в 1916 году, а завершено было уже после революции, - движение поездов открылось в 1923 году. Изначально станция Хвойная была разъездом Трошово (название по находившейся здесь деревне, известной с XVI века), нынешнее название и статус полноценной станции она получила в 1927 году. При станции рос посёлок Хвойная, в 1931 году был образован Хвойнинский район.

3. Станция. Слева виден поезд из Будогощи, на котором я приехал. Вскоре пришёл маневровый тепловоз, и увёл вагоны в тупик.



4. Со стороны посёлка у вокзала стоит бюст Кирова:



5. Ну а теперь отправимся по поселковым улицам. На часах около восьми вечера, а обратный поезд на Питер отправится только в час ночи. Времени столько, что можно гулять, сколько угодно.



6. Прямо от вокзала в центр идёт улица Спорта (топонимика довольно-таки радует, - по соседству ещё есть улицы Связи и Свободы).



7. Парк и, кажется, дом культуры, внешне напоминающий вокзал. Видимо, изначально железнодорожный дом.



8. А этот домик и сейчас в цветах РЖД:



9. Не стоит забывать, что мы находимся в Хвойной. И название посёлка постоянно проявляется даже среди жилых домов!



10. На стене дома чёрный маляр собирается закрасить цифру 15.



11. Хвойнинский район - часть довольно обособленного востока Новгородской области, который начинается примерно от железной дороги Петербург - Москва, и который я обычно называю Боровичским краем. В мае 2014 я ехал из Окуловки в Боровичи на автобусе, шедшем в Хвойную.



12.



13. Идя не спеша от вокзала, я оказался на улице Победы. Это главная улица Хвойной - часть автодороги Боровичи - Хвойная - Кабожа - Пестово. Впрочем, где в Хвойной центр, сказать довольно трудно, - посёлок разделён рекой Песь на примерно равнозначные две части.



14. Школа. В её дворе местные пацаны играли в футбол.



15. Напротив - памятник, говорящий о том, что я нахожусь в самом историческом ядре посёлка:



16. Вечером выходного дня на улицах было довольно малолюдно.



17. Детский сад:



18. Забор и садово-парковое искусство:



19. Многоквартирные дома в Хвойной - в основном двухэтажные.



20. Здание почты и Сбербанка, а в его дворе - сараи и поленница! Да, в крупных городах такого не увидишь...



21. А хозяин этого магазина, по-видимому, армянин:



22. Тенистые улицы. Рядом, за сараями, железная дорога с лесовозными грузовыми составами. В целом, Хвойная немного напомнила мне Идрицу на юге Псковщины.



23.



Как-то я в шутку подумал, что Хвойной подошло бы полное название Хвойно-Рельсовая. Посёлок стоит в окружении живописных сосновых боров, а кое-где прямо на поселковых улицах можно собирать шишки. И основой бытия в Хвойной служит сочетание леса и железной дороги. Из промышленности есть ещё хлебозавод и пивзавод (говорят, местное пиво весьма популярно во всей Новгородской области).

24. Ещё двухэтажки:



25. И жизнеутверждающие лозунги на их стенах:



26. Местные жители:



27. А в основном посёлок выглядит примерно так:



28. Вот этот дом, скорее всего, ещё на самой заре истории посёлка построен. А может быть и остался от деревни Трошово. Больно уж архаично выглядит.



29. Иногда проступают в железнодорожном посёлке черты старой Новгородчины:



30.



31. Через Хвойную протекает речка Песь (приток Чагоды, бассейн Мологи и Волги). Сама по себе не широкая, но на её болотистой долине, поселковая застройка прерывается на полкилометра, - выглядит как нетронутый уголок природы в черте населённого пункта. По этой реке названа соседняя с Хвойной железнодорожная станция.



32. Фактически именно за мостом находится центр Хвойной, но расположен он как-то на отшибе. Однако, похоже, основная часть жизни посёлка сосредоточена именно на этой стороне. В кадре виден обелиск воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне, и, на дальнем плане, центральная площадь.



33. Здесь расположено несколько административных зданий.



34. Надо сказать, уровень благоустройства в Хвойной меня приятно удивил на фоне Новгородской области в целом. И это ведь уж явно не самый богатый райцентр в области.



35. Новая школа. Скорее всего, такие построили на какие-то дотации в сразу нескольких районах области, - такую же школу я видел в Малой Вишере.



36. Около десяти вечера стали наступать сумерки.



37. Администрация Хвойнинского района:



38. А прилегающий парк утопает в соснах, в очередной раз подтверждая название посёлка.



39. Затем я пошёл обратно к железной дороге. Деревянные дома на улице Советской - похоже, ещё довоенной постройки.



40. Кинотеатр:



41. Пожарная часть и резной-расписной колодец:



42. Вот так я наслаждался июньским поздним вечером в новгородской глубинке...



43. Ещё из местных достопримечательностей попалась построенная в 2000 году деревянная церковь преподобного Никандра Городноезерского, - в честь монаха из этих краёв, основавшего в XVI веке монастырь на озере Городно недалеко от Боровичей (нынешний Любытинский район).



44. Какое-то заброшенное здание:



45. А по соседству - новостройка. Похоже, что самый высокий жилой дом в посёлке (больше трёхэтажных не помню).



46. А потом я опять пришёл к железной дороге. Это - вид на юго-восток, куда я пока не ездил. В сторону Кушаверы, Кабожи, Пестово и, в конечном итоге, Овинища, где Мологская железная дорога примыкает к ветке Сонково - Весьегонск на северо-востоке Тверской области, где я уже ездил в феврале.



За железнодорожным переездом находится леспромхоз, а потом заканчивается посёлок. Поезд на Питер у меня отправится только в 1-06, на небе смеркается, наступает ночь, которая, впрочем, будет недолгой, - всё-таки июнь.

47. На смену поселковым улицам приходит корабельный сосновый бор. Небольшой перелесок отделяет железную дорогу от параллельной ей автомобильной. Иногда, раз в пять минут, проезжают машины.



48. А это лес. Пройдя по дороге с километр, я решил свернуть в сосновое царство и идти вдоль железной дороги. В лесу сосны стоят редко, поэтому и видно всё довольно хорошо. Но на меня вероломно нападают комары, коих тут оказалось не меньше, чем где-нибудь под Выборгом.



49. Сумеречная железная дорога. По ней я, не спеша, выдвинулся обратно в посёлок. За полтора часа, через которые я уехал в Питер, здесь ни одного поезда не проехало. Сейчас линия малодеятельная, хотя лет тридцать назад грузовой поток по ней был достаточно оживлённым. А вообще, это часть культовой "Савёловской глухомани", которой даже посвящён отдельный сайт. В скором будущем я надеюсь ещё проехать по участку между Сонково и Савёлово.



50. Ближе к полуночи темнеет:



51. Снова пересекаю речку Песь, по пешеходному мостику рядом с железнодорожным.



По уже тёмной Вокзальной улице, среди раскидистых деревьев, я вернулся на станцию. А потом был вокзал, коротание времени в ярко освещённом зале ожидания, где в районе полуночи стал собираться народ. Ровно в 0-00 открылась касса, некоторые пассажиры покупали билеты до Питера прямо перед отправлением. Единственный поезд дальнего следования ходит здесь всего раз в неделю и соединяет Петербург со станцией Сонково в Тверской области. Оттуда он выходил в шесть часов вечера, а прибыл в Хвойную в 0-44. Стоянка 22 минуты, - смена локомотивной бригады.

Пожалуй, это один из наиболее интересных и загадочных поездов Октябрьской железной дороги. Один из трёх (наряду с великолукским и костомукшским) поездов, идущих из Питера в глубинку соседних областей, и делающих там остановки на каждой маленькой станции. Из Хвойной в Питер я ехал в сидячем вагоне, рассудив, что на пять с половиной часов пути (пусть даже и ночью) брать плацкарт смысла нет. Вагон мой был в самой голове состава. Ночью я пару раз открывал глаза, видя за окном всё те же знакомые по вчерашнему дню лесные пейзажи с маленькими вокзалами, которые уже видел по пути туда. А проснулся лишь за сорок минут до прибытия, когда проезжали станцию Мга (между прочим, сонковский поезд - единственный, который делает на ней остановку).

52. Прибытие в Питер - в 6-50 утра на Ладожский вокзал. Кстати, Сонково - Петербург - редкий пример поезда дальнего следования, который тянет тепловоз ДМ62 (обычно они таскают пригородные).



Вот так завершилась короткая поездка в Новгородскую область в июне 2016 года, - перроном многолюдного Ладожского вокзала (который, надо сказать, с Новгородской и Тверской областями совсем не ассоциируется).

Природа, Новгородская область, Путешествия, Северо-Запад, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up