Малая Вишера

Apr 05, 2016 18:20

Малая Вишера стоит на железнодорожной магистрали, связывающей две российских столицы. Большинство поездов, следующих из Петербурга в сторону Москвы, делает здесь первую в пути остановку. Здесь же - самая дальняя точка, до которой ходят электрички с Московского вокзала. В общем, довольно типичный для этих мест городок, выросший из железнодорожной станции, и относящийся к категории "почти все проезжали, но почти никто не был". Для меня Малая Вишера стала последним пунктом январской поездки.



В Малую Вишеру я поехал из Любытино автостопом, проезжая по пути довольно живописные холмистые места на северо-восточных отрогах Валдайской возвышенности. Леса, деревни, дороги... Проезжал я и село Веребье, где раньше проходил изгиб Николаевской железной дороги, по расхожей легенде возникший якобы от пальца императора, приложенного к линейке. Следом я проехал и настоящую причину появления обхода - глубокую долину реки Веребьи. Давно собираюсь посетить это место отдельно.

2. Водитель ехал дальше города и высадил меня в самом центре - вот тут, на улице Революции, идущей вдоль железной дороги. В сравнении с Любытино, погода изменилась: стало чуть теплее, но при этом пасмурно. Малая Вишера предстала передо мной в виде маленьких домиков и сугробов.



3. Здесь же рядом и вокзал, с которого я через пару часов поеду на электричке в Питер. Вокзал в Малой Вишере островного типа, как на довольно многих крупных станциях главного хода Петербург - Москва.



4. Вид в сторону Петербурга. Слева находится центр города, а справа стоит моя электричка.



5. Вокзал здесь изначальный, 1851 года, построенный по общему проеку станций Николаевской железной дороги за авторством Рудольфа Желязевича. Точно такие же вокзалы на станциях Любань, Бологое, Тверь и Клин. Раньше ещё был такой вокзал в Окуловке, но его, к сожалению, снесли.



6. Красивый всё-таки вокзал. Так и представляешь себе возле него пыхтящий паровоз. Но нынче времена другие, - теперь здесь ходят "Ласточки" и "Сапсаны".



7. С другой стороны находится заброшенное паровозное веерное депо с поворотным кругом. Такие фактурные кирпичные руины.



В общем, Малая Вишера, как и, например, Бологое, - город, рождённый железной дорогой, которая даже изображена на его гербе. Изначально это был лишь небольшой посёлок при станции, которая по размеру была, наверное, больше его самого. Городом Малая Вишера стала уже в 1921 году. Сейчас это районный центр в составе Новгородской области, и здесь проживает 11 с половиной тысяч человек (в советские времена было 15 тысяч).

8. В центральной части города регулярная планировка. Прямые улицы застроены в основном частным сектором.



Между прочим, раз есть Малая Вишера, то логично предположить, что по соседству должна быть и Большая. И это действительно так, но Большая Вишера, как ни странно, меньше Малой. А всё потому что обе Вишеры - это, прежде всего, названия протекающих здесь рек, а потом уже станций и населённых пунктов.

9. Характерная черта городов вдоль Николаевской железной дороги - сочетание маленького провинциального городка с оживлённой скоростной магистралью. С тихих улочек регулярно слышен шум проезжающих поездов, а иногда и сама железная дорога становится видна.



10. А в основном городок выглядит примерно вот так:



11. Деревянные домики:



12. Коты на крыльце:



13. Где-то гуляют местные жители...



14. Потом стала встречаться уже более капитальная советская застройка:



15. Улица Новгородская:



16. А здесь уже видны послевоенные двухэтажные сталинки. Чем-то мне Вишера напомнила посёлок Назия под Питером.



17. Так я незаметно пришёл на главную площадь города, оказавшуюся более многолюдной. В красивом дореволюционном здании сейчас находится администрация Маловишерского района.



18. А на другой стороне площади стоит заснеженный монумент Владимира Ильича:



19. Пожарная часть - типовая сталинка. По каланче, кстати, видно, каким ободранным было здание до покраски в нынешний цвет.



20. Улица Карла Маркса. Прямо впереди видна железная дорога, а справа школа, из которой в этот момент дети возвращались с уроков, попутно играя в снежки.



21. Новое здание школы выглядит с иголочки, с благоустроенной пришкольной территорией. Пожалуй, не хуже, чем где-нибудь в ХМАО.



22. Новодельная часовня по соседству:



23. Вблизи железной дороги попадаются и осколки дореволюционной застройки. Слева, к примеру, виден купеческий домик конца XIX века.



24. А здесь справа какой-то новодельный стеклянный ТЦ:



25. А это снова улица Революции, прилегающая к железной дороге. Конкретно это место мне слегка напомнило Валдай.



26. Видите справа за деревьями признаки железной дороги?



27.



28. Дворы:



29. Интересная конструкция в проёме между домами:



30. Ещё один дореволюционный домик:



31.



32. Улица 50 лет Октября. Впереди виден городской рынок - явно одно из средоточий жизни маленького города.



33. Советский деревянный домик. Возможно, ещё довоенный.



34. Рядом - мемориал Великой Отечественной войне:



Во время войны Малая Вишера находилась в оккупации совсем недолго, меньше месяца, - 24 октября 1941 года город был занят войсками Вермахта, линия фронта прошла совсем рядом. Но части Красной армии освободили Малую Вишеру уже 20 ноября в ходе Тихвинской наступательной операции, когда немцы были отброшены к реке Волхов, после чего был образован Волховский фронт, штаб которого находился именно в Малой Вишере.

35. На этом я осмотр Малой Вишеры закончил. Ближе к пяти часам вечера уже начало темнеть, а мне пора было возвращаться на вокзал и садиться на электричку до Питера, из которой я вышел на станции Обухово на окраине города, где сел на метро. Так моё четырёхдневное январское путешествие по Карелии и Новгородской области завершилось.



Новгородская область, Путешествия, Северо-Запад, Дорогами войны, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up