Сонково и путь на Весьегонск

May 13, 2016 13:18

Раньше существовал альтернативный путь из Петербурга в Москву. По Мологско-Савёловскому ходу через восток Новгородской и Тверской областей, поезд шёл меж двух столиц почти сутки. Но он канул в Лету ещё в конце девяностых, а на этой железнодорожной ветке, известной путешественникам как "Савёловская глухомань", по-прежнему ходят по глухим лесным однопуткам медленные пригородные поезда из тепловозов с вагонами. Наиболее известный участок всей этой сущности - её южная половина, между станциями Савёлово и Сонково, ближе к Москве. А я в конце прошедшей зимы решил проехать по Мологской стороне - в Весьегонск, где Рыбинское водохранилище и тупик железной дороги. Для чего и сел в Питере на ночной поезд вечером 20 февраля.



На многолюдном Московском вокзале как-то всегда можно отличить те поезда, которые идут в Москву или в другие большие города, от тех, которые несут на себе печать глухих лесных полустанков. Мой поезд № 607 Петербург - Ярославль уже знаком мне по лету 2013 года, когда я ехал на нём до Рыбинска. Тогда я сквозь сон ранним утром слышал возглас проводницы "Кто в Сонково - выходим!", но выглядывать в окно поленился. Так и не увидел я тогда это самое Сонково. В этот раз оказалось, что в хвосте поезда едут даже отдельные прицепные вагоны, которые следуют только до Сонково, а мой вагон хвостовой, - прямо из рабочего тамбура можно смотреть назад. По скоростной магистрали на Москву поезд будет идти до Бологое, после чего свернёт на восток - на тепловозную однопутную дорогу Ярославль - Псков, где будет кланяться каждому столбу. Пассажиры по соседству со мной едут в основном именно до тех станций - Максатиха, Удомля, Бежецк. Кто-то и до Сонково, как я.

Заснул на скоростной магистрали, проснулся уже среди глухих мест севера Тверской области. Места эти называют Бежецким верхом. Здесь начинается река Молога, давшая название старинному городу, затопленному перед войной Рыбинским водохранилищем, здесь сосновые леса, озёра и сёла тверских карел. Интересный край, по которому хотелось бы поездить более подробно.

2. А пока на часах семь утра, и я уже покидаю тёплый вагон. На улице где-то 2-3 градуса ниже нуля, а снега намного больше, чем было в Питере. Дышу свежим февральским воздухом. На станции симпатичный старый вокзал конца XIX века.



3. Мой поезд ушёл дальше на Ярославль, где он будет после полудня. Тем временем, с соседнего пути отправился пригородный на Савёлово, то есть в южном направлении. У пассажиров считанные минуты на пересадку, а надо ещё купить билет, - кассирша торопила очередь. Наконец, вокзал почти опустел, и я в атмосферном и уютном зале ожидания остался ждать своего поезда на Весьегонск, который отправится лишь в 9-10.



Сонково - это такое "альтернативное Бологое" и один из главных центров Савёловской глухомани. Если в настоящем Бологом магистраль Петербург - Москва пересекается с тепловозной магистралью Ярославль - Псков, то здесь с ней пересекается довольно малодеятельный Мологско-Савёловский ход. Железнодорожный узел здесь не очень большой и полностью тепловозный, но именно станция Сонково породила одноимённый посёлок. Железная дорога Рыбинск - Бологое была открыта в 1870 году, и станция изначально называлась Савелино, - уже в 1903 году её переименовали в Сонково, чтобы не путать с Савёлово. В 1898-99 годах станция стала узловой, когда были построены ответвления на Кашин и Красный Холм (то есть на юг и север соответственно). Сегодняшнее Сонково - довольно сильно удалённый от Твери районный центр, ПГТ с населением около четырёх тысяч человек (в конце 1980-х было почти шесть тысяч).

4. А пейзажи этого посёлка стали всё лучше вырисовываться за окнами вокзала в районе восьми утра, когда стало светать.



5. А я отправился на утреннюю прогулку по просыпающемуся посёлку. Железная дорога делит Сонково на две половины, основная из которых - северная (в южную я даже не сходил). Вдоль станции проходит проспект Ленина.



6. А так выглядит вокзал со стороны посёлка. У вокзала стоит памятник лётчику Василию Андрианову, получившему звание Героя Советского Союза при освобождении Украины в 1943 году. Родился он в одной из местных деревень.



7. А напротив вокзала - универмаг:



8. В привокзальной местности бросается в глаза довольно большое количество дореволюционной застройки. В начале XX века железнодорожный посёлок Сонково был уже достаточно крупным, здесь появились кирпичные заводы и купеческие дома. Посёлок входил в состав Кашинского уезда Тверской губернии, а Сонковский район был образован в 1929 году.



9. На север от железной дороги ведёт улица Клубная. Сначала я решил пройти по ней. В Сонково очень мало капитальной застройки, в основном лишь частный сектор.



10. И посёлок небольшой. Домики, улочки, а вон уже и лес виден.



11. И в частном секторе иногда тоже попадаются очень интересные деревянные дома. Вот даже любопытно, - сколько лет этому дому? Может быть, уже почти сто, а может и в два раза меньше.



12. Девятый час утра в воскресенье. Народу на улицах ещё довольно мало, - чаще коты встречаются. А вообще, в конце февраля путешествовать хорошо: вроде и пейзажи ещё зимние, сугробы лежат, и мороз ещё может настать, но светает уже довольно рано.



13. Есть несколько советских барачных домов:



14. По Клубной улице даже в такое время довольно оживлённое движение машин. Эта улица - часть местной автодороги, соединяющей расположенный по соседству город Бежецк и посёлок Новый Некоуз в Ярославской области.



15. Возвращаюсь в центр, к железной дороге.



16. Такой вот тихий и довольно глухоманный райцентр. Отсюда 150 километров до Твери и всего лишь 15 до границы с Ярославской областью.



17. Какое-то административное здание, в котором неожиданно приютилась церковь святых Царственных Страстотерпцев (то есть семьи Николая II). Вроде как, обитает она здесь уже больше десяти лет.



18. А на центральной площади стоит дом купца Щеглова, сейчас занятый, кажется, детской школой искусств.



19. Гранитный бюст Ильича возле администрации Сонковского района:



20. На распутье. Город Красный Холм мне ещё предстоит проезжать. В этом же кадре виден уже показанный дом Щеглова, а чуть дальше - бывшая церковь Спаса Нерукотворного (1909 год), в советские времена закрытая и перестроенная.



21. А так выглядит главная площадь с пешеходного моста над железной дорогой, который соединяет две части посёлка. Мостик оказался довольно оживлённым, - в течение пяти минут мимо меня постоянно проходили люди. Обратите внимание на деревянный домик внизу слева, - это, скорее всего, железнодорожная казарма времён постройки станции.



22. Вся сущность Сонково видна в этом кадре. Железная дорога является средоточием местной жизни. Это вид в сторону Бежецка и Бологое, откуда я приехал. Ветка на Весьегонск и Пестово уходит в этом же направлении. По местным меркам, Сонково - довольно крупная станция.



23. А это вид в другую сторону - на Рыбинск и Ярославль. Направо уходит ветка на Калязин, Савёлово и, в итоге, Москву.



24. На третьем пути виден готовый к отправлению наливной грузовой поезд под тепловозом 2ТЭ116У, который, спустя несколько минут, дал гудок и отправился в сторону Рыбинска. А вдалеке можно видеть одинокий пассажирский вагончик, - это и есть мой поезд на Весьегонск.



Вообще, пассажирских поездов здесь несколько. Кроме ярославского, на котором я приехал, из Питера до Сонково можно добраться самарским или уфимским поездом (они ходят в разные дни по одной нитке) или фирменным ивановским, но они все проходят здесь глубокой ночью. Ещё есть очень интересный поезд Петербург - Сонково, который идёт по Мологскому ходу через Будогощь, Хвойную и Пестово, но ходит он только раз в неделю, да и всё порываются его отменить. Я всё же надеюсь на нём ещё проехать. Пригородные поезда здесь, кроме Пестово с Весьегонском и Савёлово, ходят и на Бологое. А вот с восточным направлением ситуация глупая: ходивший ранее поезд Сонково - Рыбинск обрезали по станции Пищалкино на границе областей, которая находится всего лишь в 15 километрах от Сонково. В итоге получился разрыв местного сообщения такой небольшой длины. А всё из-за дурацкой системы, при которой каждый регион должен отдельно дотировать пригородное сообщение.

25. Памятник - паровоз серии Эр, который во время войны возил на фронт эшелоны с боеприпасами. До Сонково война не дошла, хотя станция подвергалась немецким бомбёжкам осенью 1941 года. Впоследствии здесь была одна из основных тыловых баз Калининского фронта.



26. Вокзал, мной уже показанный ещё до рассвета. Из-за обшивки современными материалами и не догадаешься о его возрасте. Но это тот случай, когда обшивка не выглядит уродливой.



27. Сохранилась и дореволюционная водонапорка.



28. А этой водонапорке, которая слева, наверное, только лет тридцать.



29. В последний раз перед отправлением я немного прошёлся возле вокзала по улицам:



30. А вот уже и поезд на Весьегонск меня ждёт. Тепловоз ДМ62 и один сидячий вагон. Ходит этот поезд всего лишь два раза в неделю - в четверг и воскресенье. А ещё не так давно до Весьегонска можно было доехать прицепным вагоном из Питера.



31. В вагоне почти пусто. Всего человек пять. Но потом он постепенно стал заполняться. Ехать до Весьегонска почти три с половиной часа, при том, что расстояние только 114 километров.



32. Точно по расписанию, в 9-10, издав протяжный гудок, мой поезд из одного вагона тронулся и плавно покатился в ту же сторону, откуда я приехал, но почти сразу свернул. Тепловозная Рыбинско-Бологовская железная дорога остаётся в стороне.



33. Поезд едет не очень быстро. Стук колёс раздаётся на заснеженных просторах. Пасмурным зимним утром на таких железнодорожных ветках ощущается какая-то особенная атмосфера, когда становится уютно, и хочется дремать.



34. В окне вагона ещё мелькает Сонково, поезд пересекает автодорогу на Бежецк, после чего плавно погружается в лесную глушь северо-востока Тверской области.



35. Вековая чаща молча приветствует медленный поезд, давно ставший для этих мест родным. Так здесь продолжается уже много лет, и вот на календаре 21 февраля, - заканчивается очередная зима.



Нынешний Мологско-Савёловский ход - это почти цельная магистраль Петербург - Мга - Будогощь - Пестово - Сонково - Калязин - Савёлово - Москва, с ответвлениями на Весьегонск и Углич. Но формировалась она постепенно. Да и по изначальному плану это должны были быть две магистрали: Москва - Весьегонск - Суда, которая замкнулась бы на дороге Петербург - Вологда, а также Петербург - Пестово - Волга, замкнутая на Рыбинско-Бологовской магистрали.

Для наглядности приведу карту, взятую из Википедии. Пунктиром обозначены участки, которые так и не были построены.



Участок Сонково - Красный Холм, по которому я еду сейчас, был построен в 1899 году (спустя год после постройки ветки на Кашин), в 1913 году линия была продлена до станции Овинище. Затем началось строительство участка Овинище - Весьегонск - Суда, сперва прерванное войнами, но во время гражданской войны завершённое в срочном порядке. В 1920-е годы военную "времянку" реконструировали в более капитальную дорогу, регулярное движение до Весьегонска вновь открылось в 1926 году, а участок до Суды уже не был восстановлен и впоследствии был частично затоплен Рыбинским водохранилищем. В свою очередь, в 1919-1923 годах был с двух сторон построен участок Мга - Будогощь - Овинище, связывающий Мологский край напрямую с Петербургом. Однако прямой участок от Овинища до станции Волга неподалёку от Рыбинска построен так и не был.

Ещё одна карта для наглядности, уже с датами.



36. Вернёмся от истории в наши дни. За окном вагона проплывают деревеньки, у которых поезд останавливается на еле заметных полустанках.



37. А нить стальной колеи уходит вдаль. Стук колёс отсчитывает километры, и из окна заднего тамбура очень интересно смотреть назад.



38. Бывший разъезд Дор, ставший глухим полустанком. Один человек спрыгнул прямо в сугроб и, отряхиваясь от снега, куда-то побрёл. Хотя вокруг даже деревень не видно, - только лес и поле.



39. Едем дальше, созерцая пейзажи. Еловые чащи иногда сменяются белым берёзовым лесом.



40. Остановка 288-й километр (километраж от Москвы, с Савёловского вокзала) - снова среди леса и чистого поля. Рядом маленькая деревня Трещевец, но из поезда её, вроде, и не видно. Одна табличка и фонарь, - вроде, даже платформы нет (хотя, может, просто снегом занесена).



41. Какие-то деревеньки вокруг иногда мелькают. Но в основном только лес, поля и болота. Живописные заснеженные русские просторы.



42. А потом вокруг появляются признаки небольшого городка. Домики, улицы и ржавая нефтебаза, выглядящая заброшенной.



Это Красный Холм - совсем маленький (чуть больше пяти тысяч жителей) городок, до революции бывший даже заштатным (то есть не уездным), и возникший из известного с XVI века торгового, а затем монастырского села Спас-на-Холму. Этот город я тоже хотел бы посетить отдельно.

43. Как уже говорилось, в Красный Холм железная дорога пришла в 1899 году. И вполне вероятно, что деревянные железнодорожные дома вдоль путей - того же времени.



44. А на самой станции с 1899 года сохранился очень красивый деревянный вокзал с резьбой. К сожалению, его вид испортили корпоративными цветами РЖД. Но хотя бы перекрасить назад всегда можно.



45.



46. Вокзал и тепловоз нашего поезда. Стоянка пять минут, так что можно ненадолго выйти.



47. Но пора уже ехать дальше. Я затем ещё увидел старую водонапорную башню, которая, к сожалению, уже заброшена.



48. Из окна поезда Красный Холм выглядит примерно так. Отовсюду хорошо видна высотная доминанта города - колокольня Свято-Троицкого собора постройки 1883 года.



Природный пейзаж в окрестностях Красного Холма несколько отличается от Сонковского района. Здесь не много лесов, - в основном местность представляет собой ополье с широкими лугами и рощами. Леса вновь начнутся ближе к Весьегонску. А мы едем теперь по участку дороги, построенному в 1913 году, - до станции Овинище.

49. Остановочный пункт 303-й километр с современным вокзалом и комфортным залом ожидания :)



50. На часах уже пол одиннадцатого. Вокруг снова появляются сосново-еловые леса, а поезд пересекает автодорогу Р84 Тверь - Весьегонск - Устюжна. Это одна из основных автомобильных магистралей северо-востока Тверской области.



51. Прямо посреди леса стоит разъезд Остолопово. Совершенно чудесное название, - в слове пять букв О, и других гласных нет! Деревянный вокзал 1913 года, вокруг только несколько домиков и лес. При этом в вагон село несколько пассажиров, а на соседнем пути стоял встречный поезд Санкт-Петербург - Сонково. Увидев его, я понял, что мог бы ехать на нём и пересесть на станции Овинище, просто почему-то не знал, что в этот день он тоже идёт. Но ладно, так тоже интересно.



52. После короткой стоянки едем дальше. Остановка 316-й километр возле маленьких деревень Курниково и Дмитровка. Правда, деревень снова не видать, но среди леса видно заметное урочище, - подобные остаются на месте опустевших деревень, а таких в этих местах немало...



53. Ещё какая-то из местных деревень:



54. С раннего утра небо было пасмурным, но ближе к 11 часам стало всё чаще проглядывать солнце.



55. За окнами мелькает деревня Овинищи, давшая название узловой станции, к которой мы приближаемся.



56. Потом поезд на несколько минут ныряет в лес и выезжает уже в железнодорожный посёлок Овинище, в котором расположена станция Овинище-1. Между домами видна красивая старая водонапорка времён постройки дороги, то есть 1913 года.



На карте заметно, что перед станцией дорога описывает характерную кривую, - она построена уже так, чтобы участок Сонково - Овинище примыкал к участку Овинище - Волга, который так и не был построен, но, вроде, для него успели соорудить участок насыпи рядом со станцией, который до сих пор сохранился.

57. Станция выглядит очень красиво. Деревянный дореволюционный вокзал, да и фонарные столбы раритетные, - наверное, 1950-х годов. Стоим три минуты, в вагон заходит ещё человек десять пассажиров, потом дежурный поднимает диск, и трогаемся дальше.



Если бы все планы были воплощены в жизнь, и на карте железных дорог России существовали бы, пусть и тепловозные, но магистрали Москва - Суда и Петербург - Волга, то тут был бы узел наподобие Сонково, и Овинище, наверное, было бы посёлком городского типа или даже маленьким городом. Правда, Овинищенский район и так существовал в 1935-56 годах, но центром его было село Кесьма.

58. Что интересно, ветка на Весьегонск начинается не от самой станции Овинище, а от путевого поста Овинище-2, расположенного в семи километрах. Планы столетней давности по строительству магистралей здесь до сих пор прослеживаются в километраже: с Савёловского вокзала Москвы идёт сплошной километраж до Весьегонска, а на Овинище заканчивается километраж от станции Мга в Ленинградской области.



59. Наконец, останавливаемся на путевом посту Овинище-2. Деревянный домик дежурного - по-видимому, тоже дореволюционный.



60. И вот, наконец, Мологский ход остаётся в стороне. Именно эта ветка и ведёт в Пестово, Хвойную, Будогощь и, в итоге, Мгу и Питер. От Сонково дважды в неделю ходит такой же пригородный поезд до Пестово. По этой линии я ездил пока что лишь на электричках от Мги до Будогощи, а также был месяцем ранее на станции Неболчи, куда выходит глухоманная ветка из Окуловки. В скором будущем намереваюсь проехать и весь участок от Будогощи до Овинища.



61. От Овинища до Весьегонска - 47 километров, которые, однако, поезд идёт полтора часа. Причём всё это один перегон, на котором нет ни одной станции, только остановочные пункты. Пожалуй, именно это самая глухоманная и самая загадочная часть всего маршрута. Скорость становится ещё медленнее, леса вокруг всё более глухие, а по снегу между рельсами тянется цепочка чьих-то следов.



Видео:

image Click to view



62. В ярославском поезде я не выспался, и ближе к полудню в тёплом весьегонском вагоне меня часто начало вырубать, в итоге я даже, к сожалению, проспал остановку в старинном селе Кесьма. А минут за сорок до прибытия в Весьегонск за окном был примерно такой пейзаж.



63. Остановочный пункт 358-й километр, известный также как Ивановы Казармы.



64. Приближение к Весьегонску чувствуется, когда за окном начинается сосновый лес. В низовьях Мологи преобладает именно такая растительность, как и на западе Вологодской области. Хоть и за окном ещё минусовая температура, но солнце в конце февраля пригревает уже почти по-весеннему, из-за чего мне сидеть у окна в какой-то момент стало даже жарко. На снегу у опушки леса постоянно и в огромном количестве мелькают следы зайцев. Жаль, что самих ушастых увидеть так и не удалось.



65. В этих местах Центральная Россия соприкасается с Русским Севером...



66. Забавное название деревни и остановки. А табличку, похоже, писали вручную. На всех этих остановках продолжают садиться люди, и к Весьегонску вагон был заполнен уже примерно наполовину.



67. Живописные сосновые боры...



68. ...иногда чередуются с обширными верховыми болотами, на которых растут чахлые маленькие сосенки. Наверное, по осени здесь очень много клюквы.



69. Заповедный край!



70. Верховое болото в самом конце глухой тупиковой железной дороги, - при виде этого пейзажа мне сразу вспомнилась ветка Земцы - Жарковский (ой, надо же, а ведь она в этой же области находится, а ведь как далеко!), проходящая свои последние километры по болоту Пелецкий Мох.



71. А потом вдруг начинается маленький город, который органично сливается с сосновым бором. Это и есть Весьегонск!



72. И в 12-32 поезд прибывает на конечную станцию. Дальше железной дороги нет, - только тупик и берег Рыбинского водохранилища, которое, при его создании, частично поглотило старинный Весьегонск, - нынешний город несколько смещён относительно старого местоположения.



73. Характерная деталь этой тупиковой станции - лесовозные грузовые составы и погрузка леса. Как и подобает городу, окружённому корабельными сосновыми борами, Весьегонск располагает лесной промышленностью.



Чуть дальше виден деревянный пакгауз, кирпичную пристройку к которому приспособили под вокзал. Раньше здесь был деревянный вокзал, но он сгорел в 1997 году.

74. А передо мной - Весьегонск, самая северо-восточная окраина Тверской области. Именно об этом небольшом и уютном городе и будет следующий рассказ.



Природа, Центральная Россия, Путешествия, Малодеятельные железные дороги, Тверская область, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up