От вокзалов Санкт-Петербурга, подобно лучам, расходится несколько железнодорожных направлений. По некоторым из них пассажирское движение активное, и мне самому нередко доводилось ездить по ним как на электричках, так и на поездах дальнего следования. А вот направление в город Кириши и посёлок Будогощь, что на юго-востоке Ленинградской области, до сей поры оставалось мной не изученным. Не очень оживлённая железнодорожная линия, отходящая от Мурманской магистрали направо на станции Мга, идёт параллельно магистральной линии на Вологду и ещё на территории Ленинградской области соединяется с ней перемычкой - совсем уж глухоманной веткой Будогощь - Тихвин. В начале октября этого года, в пору золотой осени, я совершил двухдневное путешествие по круговому маршруту Санкт-Петербург - Будогощь - Тихвин - Санкт-Петербург. А до Будогощи я сперва добирался на утренней электричке, о чём решил составить отдельный пост.
Пригородный поезд на Тихвин, к которому мне нужно успеть, отправляется из Будогощи в шесть часов вечера, причём ходит всего раз в неделю - по субботам. Однако и расписание электричек между Санкт-Петербургом и Будогощью в последние годы сильно поредело. Настолько, что для попадания в Будогощь к шести вечера нужно ехать на электричке, отправляющейся из Питера в 8-45 утра и прибывающей в конечный пункт в 11-47. Потому как следующая электричка будет только вечером... Но в моём случае всё получилось ещё интереснее. Я решил ехать не сразу в Будогощь, а по пути заехать в районный центр город Кириши. Для этого я вставал совсем уж ни свет, ни заря, и покинул свой дом в шесть часов утра, - чтобы сесть на первую электричку Санкт-Петербург - Кириши отправлением в 6-57. Приехав на Московский вокзал, я понял, что не зря сделал это заранее. В три кассы стояли очереди человек по пятнадцать. И куда же это едет столько народу из Питера в субботу в такую рань?.. В общем, во время я благополучно уложился, купил билет и вышел на платформу.
2. Моя электричка сообщением Санкт-Петербург - Кириши у перрона Московского вокзала. Время - без десяти семь утра.
3. Несмотря на столпотворение у касс, в вагоне электрички обилия пассажиров я не обнаружил. Хотя ближе к окраинам - в Обухово и Рыбацком, она чуть подзаполнилась.
Пока светало, поезд выезжал из Петербурга по маршруту Московский вокзал - Обухово - Рыбацкое - Пелла - Мга. На этом, давно знакомом мне, участке пути я периодически подрёмывал.
4. Через час дороги прибываем на станцию Мга. Стоянка около десяти минут, - пропускаем встречную электричку Малукса - Обухово. Ведь дальше пойдёт однопутная линия.
Трогаемся из Мги. Влево уходит магистральная линия, ведущая на Волховстрой, Лодейное Поле и в итоге, Мурманск. Ну а моя электричка сворачивает на доселе неизведанную мной однопутную линию.
5. Станция Сологубовка - первая после Мги:
6. За окнами электропоезда - туманное северо-западное осеннее утро в дремучих лесах и болотах:
7. Утренний туман настолько густой, что создаёт ощущение пасмурности. Хотя на самом деле, небо в то утро было безоблачным, и чуть позже сквозь туман всё явственнее просвечивало солнце.
8. Это - станция Малукса. Поблизости отсюда находится несколько красивых озёр (причём искусственного происхождения, - затопленные карьеры). Поэтому в Малуксе из вагона вышло несколько рыбаков.
А ещё - эти красивые места хорошо помнят Великую Отечественную войну. В конце августа 1941 года немецкие войска почти полностью заняли железную дорогу Ленинград - Будогощь в рамках окружения Ленинграда и наступления в сторону Свири с целью соединения с финнами. В начале сентября была оккупирована Мга, что фактически установило блокаду Ленинграда с суши. Однако дальнейшее наступление немцев на Свирь в итоге окончилось крахом, и в ноябре-декабре, в результате Тихвинской наступательной операции, советские войска одержали, по сути, первую стратегическую победу под Ленинградом, отбросив немцев к Киришам, а спустья несколько месяцев, - уже весной 1942 года, перерезав железнодорожную линию, по которой я сейчас еду. Весной 1942 года была освобождена станция Погостье, однако взять Кириши и Сологубовку тогда не удалось. 18-я немецкая армия довольно прочно там закрепилась, - возле Сологубовки до сих пор сохранилось некоторое количество немецких дотов.
9. Едем дальше:
Видео, снятое здесь же:
Click to view
10. Станция Жарок:
На этом видео я сделал небольшую ошибку в начальном слайде. Прибытия на 55-й километр здесь нету, хотя закончил я снимать как раз перед ним.
Click to view
11. Солнце поднимается всё выше:
А это видео я снял, пересев на противоположную сторону. Чтобы солнце не светило в объектив. Эх, красивые всё таки места здесь.
Click to view
12. Станция Посадниково:
13. Утро золотой осени. Первые заморозки, - трава уже покрыта блестящим на солнце инеем.
14.
15. Электричка уже почти пустая. До Киришей едут немногие, - большинство пассажиров сошло на остановках где-то между Мгой и Погостьем.
16. Подъезжаем к Киришам. Станция Путепровод.
Здесь мы пересекаем электрифицированную ветку Волховстрой - Чудово, соединяющую Мурманскую магистраль с Петербургско-Московской. Эта линия позволяет поездам, следующим из Москвы в направлении Мурманска, обходить Санкт-Петербург. Прошлой зимой (то есть в январе 2013 года) именно здесь я проезжал пассажирским поездом Мурманск - Москва, когда ехал из Петрозаводска в Тверь. Правда, я в тот момент спал, так как поезд проходил этот участок ночью. Эта ветка постоянно идёт вдоль левого берега реки Волхов (после Чудово идёт такая же линия на Великий Новгород) и проходит мимо города Кириши, расположенного на правом берегу.
А вот и завершающий момент дороги из Петербурга в Кириши - проезд по мосту через Волхов. В то солнечное осеннее утро, когда туман уже рассеялся, от Волхова шли густые клубы пара.
Click to view
17. Станция Кириши в тумане и лучах утреннего солнца. Вот электричка и достигла конечной цели. На часах - девять утра.
Однако мне ведь нужно добраться дальше - в Будогощь. Электричка, вышедшая из Питера в 8-45, будет через два часа. Это время я гулял по субботним утренним Киришам и обошёл почти весь город. О Киришах будет отдельный пост.
18. А через два часа я пришёл обратно на вокзал. Солнце уже гораздо выше, и стрелки часов уже миновали цифру 11. На заднем плане видна высокая платформа, на которую я приехал два часа назад. На соседних путях стоят грузовые составы с нефтяными цистернами, напоминающие о том, что здесь находится крупный нефтеперерабатывающий завод.
19. А сейчас электричку на Будогощь я ожидаю на забавного вида временной деревянной платформе, которая появилась здесь на время реконструкции станции.
20. Старое советское здание вокзала:
21. А вот и новый вокзал строят:
И наконец подошла электричка сообщением Санкт-Петербург - Будогощь. После выезда из Киришей погода изменилась, - быстро сгустились облака, стало пасмурно. А ещё как-то поменялась и общая атмосфера тех мест, через которые я проезжаю. Дорога ещё электрифицирована, но уже мало что напоминает о том, что я нахожусь возле северной столицы. За окном - глушь и провинция. Даже не знаю, почему такие ощущения у меня появились именно здесь, и их не было между Мгой и Киришами, хотя пейзажи там почти не отличаются. И этой своей чертой Будогощское направление напомнило мне Приозерское. Там город Приозерск служит подобной "чертой цивилизации". После Приозерска усиливается атмосфера провинции; ещё через пару десятков километров - посёлок Кузнечное, где заканчивается электрификация, а за ней заканчивается и Ленинградская область. Так же и здесь, - контактная сеть над головой пока ещё есть, но она закончится через тридцать километров в посёлке Будогощь; а дальше уже - граница Ленинградской и Новгородской областей.
22.
23. А за окном - дремучие леса...
24.
В конце этого видео поезд прибывает на станцию Пчёвжа:
Click to view
25. А вот и сама станция:
26. Лесопилки - неотъемлемая часть северо-западного провинциального пейзажа:
27. Ещё несколько километров едем среди живописных сосновых лесов:
28. И болот. Сейчас, в осеннюю пору, там, наверное, клюквы много.
29. И наконец, в без десяти двенадцать часов дня, электричка прибывает на станцию Будогощь.
30. Электричку вскоре отогнали в расположенный за станцией парк отстоя электропоездов, а по первому пути проехал рабочий поезд под двойной "Машкой" (тепловоз 2М62У).
31. Взгляд обратно:
32. Водонапорная башня 1920-х годов, то есть времён постройки станции. Фото, кстати, сделано уже вечером, перед отправлением в Тихвин.
Будогощь - классическая станция стыкования электрификации с тепловозной тягой на краю области. Здесь есть одна островная платформа, состоящая из двух частей, переходящих друг в друга - высокой и низкой. К высокой платформе прибывают электрички из Питера, а с низкой, расположенной чуть дальше, - отправляются тепловозные "подкидыши", идущие дальше. Именно на такого рода поезде Будогощь - Тихвин мне и предстоит ехать сегодня вечером.
33. А вот и он. Уже стоит у низкой платформы, ещё за шесть часов до отправления. Таблички с маршрутом нет, но я сразу понял. что это именно он.
34. В Будогощи, в отличие от Оредежа (Витебское направление), электрификация, как и в Кузнечном, заканчивается уже за станцией. Таким образом, сюда может зайти электровоз со стороны Питера.
35. Пост ЭЦ станции:
36. Это бывшая товарная весовая, ныне исполняющая функцию кассового павильона:
37. Это, по-видимому, пост ДСП:
38. Вид станции со стороны посёлка. В Будогощи я провёл шесть часов, то есть можно сказать, полдня. А вечером уехал пригородным поездом в Тихвин. Про Будогощь также будет отдельный пост, в котором будет фигурировать часть показанных здесь фотографий станции. Будогощь - хоть и не Бологое, но посёлок насквозь железнодорожный, а потому немыслимый без чугунки.
Вот так я открыл для себя новое, не виденное мной раньше пригородное направление в Ленинградской области. Но дальше будет ещё интереснее :)