Ханты-Мансийск. Часть 1

Feb 24, 2016 22:27

Посреди вековой сибирской тайги, вблизи устья реки Иртыш, стоит Ханты-Мансийск - столица Югры, названная в честь её коренных народов. Город этот очень колоритен и необычен, - современный, развитый и очень быстро растущий Ханты-Мансийск окружён почти первозданной природой. Своим благополучием город обязан нефти, которой в этом регионе огромные запасы, и благодаря которой в прошлом глухой сибирский городок за буквально считанные годы вырос в несколько раз и сильно преобразился. Для меня Ханты-Мансийск стал одним из пунктов августовской речной экспедиции на Сибирский Север.



2. Теплоход "Родина", на котором мы с Ильёй varandej шли четыре дня по Иртышу от Омска, ранним августовским утром причалил к речному вокзалу Ханты-Мансийска. Здание современной постройки, и его форма явно имитирует корабль. Если быть точнее, то это речной и автовокзал по совместительству. Железной дороги в этом городе нет, поэтому слово "вокзал" здесь означает именно то место, откуда отправляются автобусы и теплоходы. Причём вторых здесь в период навигации ненамного меньше, чем первых.



3. Внутри есть небольшой зал ожидания, где в одном помещении находятся и автобусные, и речные кассы. Очень непривычно, видя людей с сумками и чемоданами, слышать по громкой связи обычные, вроде, вокзальные объявления о начале посадки на... теплоход. Всё-таки чувствуется, что мы уже на Севере. На стене - красивая выложенная из камней карта Ханты-Мансийского автономного округа, с обозначением районов и, главное, рек.



4. С другой стороны - привокзальная площадь, на которой стоят автобусы. Пассажиры разных видов транспорта пользуются одним залом ожидания и лишь выходят из него на разные стороны. Ханты-Мансийск - хоть и Север, но пока ещё не крайний. Сюда есть автомобильные дороги (хотя ещё чуть больше двадцати лет назад их не было), а зимой автобусы ходят даже по зимникам вместо теплоходов.



5. У выхода к причалу стоит скульптура девушки, провожающей речные суда. На следующий день и нам предстояло двигаться по реке дальше на север - в Берёзово.



Итак, мы в Ханты-Мансийске. В обиходе этот город называют просто Ханты ("я живу в Хантах", "я выехал из Хантов"), или, на письме "Х-М" (почти как "СПб"). Мы почти достигли устья Иртыша, а также широты Петрозаводска.

6. Вот таким предстал перед нами Ханты-Мансийск. Это не центр города, а лишь прилегающий к реке район Самарово. Улицы, дома (причём много новостроек), на дальнем плане виден Самаровский чугас - возвышенность, покрытая густым лесом и стеклянной пирамидой, которую мы ещё увидим вблизи. А на переднем плане - памятник исследователям Сибири.



7. У подножия обелиска стоят памятники В. Берингу, Д. Г. Мессершмидту, Г. Ф. Миллеру и Д. Л. Овцыну. Последний, кстати, открыл Гыданский полуостров, который и является конечной точкой нашего Водного пути по Западной Сибири.



8. Таким было первое впечатление от Хантов. Уютный и зелёный город, который, как это сразу видно, выглядит заметно проще, чем можно его себе представлять, зная о том, что это столица главного нефтяного региона страны. Среди новостроек довольно часто попадаются двухэтажные барачные дома, характерные в основном именно для северных регионов (такие я наиболее часто встречаю в Карелии).



В общем-то, в советские времена Ханты-Мансийск так выглядел почти весь, а капитальные здания стали появляться уже в постсоветские годы. Дело в том, что в советской Югре на нефти росли в основном те города, которые расположены вблизи месторождений (Сургут, Нижневартовск, Когалым и т. д.), а Ханты-Мансийск, будучи административным центром округа, мало что от этого имел (поскольку округ полностью подчинялся Тюмени) и был глухим провинциальным городком. В постсоветские годы и округ стал более самостоятельным, и значение нефтегазовой отрасли стало выше. Центр округа тоже стал расти.

9. Но пока ещё барачных домов в городе довольно немало, хоть их постепенно расселяют и сносят. Особенно много их именно здесь, в приречном Самарове. Начав с привокзального района осмотр города, порой даже думаешь "Неужели вот это и есть нефтяная Югра?". Однако даже в этих бараках цены на квартиры вполне питерские, и у подъездов могут стоять дорогие иномарки.



10.



11. Но порой во дворах попадаются такие любопытные детали, каких в Питере или Москве не увидишь. С первых же минут пребывания в городе становится понятно, что, хоть тут и высокие зарплаты, но жизнь по-своему особенная.



12. А это новенький детский сад. Даже при большом проценте старого жилого фонда, все социальные объекты здесь выглядят с иголочки. И это тоже сразу бросается в глаза.



13. На площади Свободы, чуть поодаль от речного вокзала - Покровская церковь, построенная в 1990-е годы, - воссоздание храма XIX века, снесённого при советской власти



14. Рядом с церковью - памятник основателям Ханты-Мансийска. Точнее, села Самарово, которое стало предшественником города.



Название это происходит от имени хантыйского князя Самара, который в конце XVI века возглавлял находившееся здесь укреплённое поселение. Его отряд оборонялся от казаков, покорявших Сибирь, но в итоге принял новую власть. А казаки в основали здесь село Самарово, которое на протяжении трёх столетий было одним из крупнейших ямщицких сёл в низовьях Иртыша. А уже при советской власти, в 1935 году, Самарово послужило основой для нового посёлка Остяко-Вогульск. С 1940 года он стал называться Ханты-Мансийском, что, по сути, означает абсолютно то же самое, - лишь в 1930-е годы самоназвания коренных народов России были официально закреплены в русском языке, а до этого ханты и манси назывались, соответственно, остяки и вогулы. В 1950 году Ханты-Мансийск стал городом.

15. Так Самарово стало частью города, но и ныне являет собой скорее такую обособленную от центра "речную слободу". От речного вокзала прямо в центр города идёт улица Гагарина, проходящая по живописному распадку меж двух таёжных бугров (кстати, обратите внимание на особенность наречия, - в Сибири говорят именно "бугор", а не "холм"). Бугры - это Самаровский чугас (этим словом в хантыйском языке называется возвышенность над болотами), и лес на нём - вовсе не искусственные посадки, а вполне себе настоящая тайга, специально сохранённая при строительстве города.



Я всегда очень люблю города, которые тесно слиты с природой. Это добавляет какого-то особенного уюта. Ханты-Мансийск с ней сочетается настолько тесно и органично, что само устройство этого города задано формами иртышских излучин, а также рельефом. Достаточно хотя бы взглянуть, как необычно выглядит Ханты-Мансийск на карте:



Цифрами 1 и 2 я обозначил Гостиный Двор и Воскресенский собор, о которых пойдёт речь чуть ниже. А устройство города выглядит очень интересным: вписанная в иртышские берега объездная, нанизанная на автомобильную трассу (кстати, со стороны Сургута автодорога в Ханты пришла лишь в середине 1990-х, а из Нягани - в начале нулевых), а в круг объездной заключена перемычка - трёхконечный клин из улиц Гагарина, Энгельса и Чехова (занятная троица получилась, однако). Правда, в последние годы город уже выходит за пределы круга объездной.

16. На один из этих бугров ведёт вот такая деревянная лестница:



17. По мере подъёма открывается очень интересный вид на Самарово и Иртыш. Сразу заметна особенность Ханты-Мансийска, - новостройки постоянно перемешаны с барачными домами. Впрочем, последние постепенно уходят в прошлое, и, судя по фотографиям города десятилетней давности, ещё тогда их здесь было на порядок больше.



18. Внизу остались улицы и дома. У берега можно различить речной вокзал, а чуть ближе видна протестантская церковь с голубой крышей. Течёт Иртыш, которому осталось двадцать километров до впадения в Обь, а за ним простирается огромная пойма. Луга, болота, хитросплетения проток, - в этом месте иртышская пойма соединяется с обской. Даже в августе отсюда ещё не ушло половодье, - зима 2014-15 годов в Сибири была очень снежной, и в низовьях разлив сохранялся до конца лета.



19. По Иртышу идёт прогулочный теплоход (а цветастая новостройка у берега - детский сад), вдаль простираются заливные луга. Всё-таки сочетание города с природой здесь очень впечатляющее.



20.



21. Город активно строится. Население Хантов растёт огромными темпами. Если в середине 1990-х в городе проживало 35 тысяч человек, то в 2006 году Ханты-Мансийск насчитывал уже 60 тысяч, а сейчас уже 95! При этом он, будучи столицей ХМАО, не является его крупнейшим городом, отставая от нефтеградов Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска.



22.



23. А на чугасе - очень живописный лес из сосен и кедров:



24. Здесь же стоит и памятник Покорителям Земли Югорской, заметный на фото 6. Стеклянная пирамида высотой 62 метра, явно имитирующая чум (национальные мотивы в городской среде встречаются нередко), построенная в начале 2000-х, и уже ставшая одним из символов города. Внутри расположен ресторан и, на верхнем ярусе, смотровая площадка, на которую, мы, правда, не поднялись.



25. На всех трёх гранях пирамиды размещены барельефы, посвящённые разным аспектам истории Югры. Здесь - коренные жители с традиционным образом жизни (впрочем, этот аспект существует и сейчас):



26. Здесь - русские казаки, а затем царские чиновники и ссыльные:



27. Ну а здесь - новая страница истории Югры - советские геологи и нефтяники:



28. Внезапно по соседству со "стеклянным чумом" обнаружилась (в августе!) почти повторяющая его форму искусственная новогодняя ёлка.



29. А в другую сторону идёт уютная аллея, ведущая в жилые кварталы:



30. Кедровая хвоя:



31. Забавный плакат на аллее:



Спустившись с чугаса обратно, мы направились в центр города. По улице Гагарина (которая служит перемычкой в середине круга городской объездной) мы ехали на маршрутке примерно десять минут.

32. И оказались на Центральной площади (она так и называется), с которой открывается вот такой вид. Впереди виден Воскресенский собор (2001-2004), который мы ещё рассмотрим поближе. А на переднем плане - крытый подземный переход с отоплением внутри. Неожиданное явление для города с населением меньше ста тысяч.



33. Легко вообразить, что это вход на станцию метро на окраине если не Москвы или Питера, то, например, Минска или Новосибирска.



34. А обернувшись в другую сторону, видим торговый центр "Гостиный двор", построенный, опять же, в виде стеклянного чума. Внутри нашлось довольно приятное кафе, - но надо сказать, что заведений общественного питания в городе почему-то мало.



35. На стенах - красивые панно на тему Сибирского Севера. Кроме оленей, в волнистых узорах можно увидеть очертания то рыб, то сов, то тайги...



36. А здесь, кажется, буровые вышки:



37. Улица Гагарина после площади переходит в улицу Энгельса, и в её перспективе открываются очень впечатляющие виды на болота иртышско-обской поймы. Вот так, - новостройки и много машин, а совсем рядом нетронутая природа. В Москве и Питере первое в избытке, а вот второе трудно даже представить.



Именно новостройки слагают здесь образ города. Как уже говорилось, советские Ханты были невзрачным городом барачных домов, которые пока ещё в немалом количестве здесь сохранились. И похоже, что почти ими советская застройка города и исчерпывалась. Даже пятиэтажные хрущёвки здесь попадаются редко.

38. На Центральной площади гуляют местные жители. Кстати, дети в кадр попали не случайно: в Ханты-Мансийске действительно очень много детей.



39. Напротив Гостиного двора стоит здание правительства ХМАО, построенное в наше время явно с подражанием сталинскому ампиру (который в городе отсутствует абсолютно). К зданию ведёт аллея почётных граждан Югры, которую завершает посвящённый им же обелиск "Преобразователям Земли Югорской".



40. А он по форме перекликается с растущей рядом сибирской пихтой...



41. В центре площади - фонтан. В общем, приятное место для прогулок. И погода в тот день была хорошая (если учесть, что в Хантах середина августа - уже конец лета, то 18-20 градусов - это тепло).



42. На переднем плане видны стенды с хорошо знакомыми мне фото-коллажами на тему войны за авторством sergey_larenkov. Не ожидал их там увидеть!



43. От площади отходит пешеходная улица Карла Маркса (в Ханты-Мансийске почти без изменений сохранилась советская топонимика, которая с трудом с этим городом вяжется), в перспективе которой неизменно видны всё те же бескрайние луга и болота:



44. Уличные скульптуры, посвящённые временам года. Здесь, кажется, лето и весна.



45. Прилегающие дворы (часть снимков сделана вечером, поэтому свет другой):



46. Встречаются и старые деревянные дома, причём порой довольно интересные. Если барачные дома в Самарове построены в основном уже в 1950-е-60-е годы, то в центре есть и довоенные: здесь в 1930-е строился центр Остяко-Вогульска.



47.



48. Небольшой мемориал Великой Отечественной войне:



49. Завершает улицу памятник "Огонь спортивной славы Югры":



50. На одной из соседних улиц - Комсомольской, стоит бывшая пожарная станция, ныне занятная офисами. Правда, я так и не понял, подлинное ли это здание 1930-х годов (то есть времён основания Остяко-Вогульска), реновированное до слишком приторного вида, или же всё-таки новодел, стилизованный под довоенную архитектуру.



51. Теперь вернёмся на Центральную площадь и пройдём по улице Гагарина обратно в сторону Самарова и чугаса. Показываю, я, правда, не по хронологии: в реальности мы ходили там уже вечером (что, опять же, видно по свету).



52. Современное здание колледжа, по-видимому, тоже имитирует сталинскую архитектуру:



53. Среди деревьев затаился ещё один памятник войне:



54. Очень необычное здание, построенное в 2009 году, - галерея художника Геннадия Райшева. Ныне здравствующий художник, по национальности хант, родился в 1934 году в деревне близ Самарова.



55. Улица Чехова - вторая перемычка в кругу объездной. Опять же, - редко в городе с населением меньше ста тысяч жителей встретишь автомобильную развязку с тоннелем!



56. Помимо новых жилых домов, в пейзаже Хантов часто встречаются и современные бизнес-новостройки нефтяных компаний. Конкретно это - офисы "РН-Юганскнефтегаз".



57. Вид обратно, в сторону Центральной площади. Стеклянный чум Гостиного двора выглядит весьма эффектно.



58. А улица, тем временем, поднимается на склон чугаса, разделяющего центр и Самарово. Мы уже на довольно заметной высоте.



59. А впереди виден Воскресенский собор (2001-2004), который мы уже видели издалека. На переднем плане стоит памятник Кириллу и Мефодию.



60. А на лестнице - каскад фонтанов и "скрижали Завета" - десять заповедей. Хотя мне, надо сказать, эта идея не очень понравилась.



61. А собор красиво возвышается над окружающим пейзажем:



62. Отдельно от храма стоят колокольня и, на заднем плане, православная школа:



63. А вот такой вид открывается от собора. На переднем плане видна галерея Райшева, дальше Гостиный двор, а вдалеке... Иртыш и его луга, а на самом дальнем плане видны высокие берега уже не Иртыша, а Оби. Всё-таки не перестаю удивляться такому сочетанию города с природой.



Кстати, стоящий на возвышении Воскресенский собор очень красиво смотрится с реки, и по пути на "Метеоре" в Берёзово нам ещё предстоит это увидеть.

64. А улица Гагарина уходит дальше в сторону Самарово. Кстати, конструкция на переднем плане выглядит так же, как крепление для контактной сети на железной дороге.



65. Вид обратно:



И на этом пока прервёмся. В следующей части погуляем по улицам, расположенным к востоку от Центральной площади.

Сибирь, Путешествия, Западная Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up