Бобруйск - ныне хоть и не областной, но достаточно крупный (218 тысяч жителей) белорусский город, стоящий на пересечении важных транспортных путей, - реки Березины и железной дороги Минск - Гомель (историческая Либаво-Роменская дорога). В наше время Бобруйск - это, прежде всего, промышленный город. Менее известно то, что в XIX веке он являлся одним из российских военных форпостов вблизи западных рубежей, - наряду с Брестом, Двинском и рядом других городов. Крепость здесь была возведена в 1810-1812 годах под руководством военного инженера Карла Оппермана, в преддверии войны с Наполеоном, где сыграла определённую роль: хоть и крепость не принимала бои непосредственно, но стала одним из опорных пунктов 2-й Западной армии Багратиона. Сейчас Бобруйская крепость хоть и признана объектом культурного наследия, но постройки её большей частью заброшены. Характерные здания из красного кирпича попадаются возле городских улиц почти в центре города, и их не перепутать ни с чем.
Мы с Андреем
schelkunov приехали в Бобруйск по железной дороге, перед этим посетив ранним утром Жлобин и Красный Берег. Из последнего ехали в Бобруйск на дизеле, который шёл до тупиковой станции Рабкор. Кстати, мы уже в другом регионе, - если Жлобин находится в Гомельской области, то здесь уже Могилёвская.
2. В Бобруйске две железнодорожных станции. Есть основной вокзал (станция Бобруйск), расположенный поближе к центру города, и есть станция Березина, у моста через одноимённую реку, где вышли мы. Как и на главной станции, здесь сохранился дореволюционный вокзал. Что интересно, по-русски слово Березина произносится с ударением на последний слог, а по-белорусски - на второй, что видно по написанию.
3. В зале ожидания обнаружилась очень интересная советская деталь интерьера. Панно со схемой железных дорог СССР.
4. Дороги тут, впрочем, показаны далеко не все (иначе бы места не хватило). Но особенно интересно сделали обозначения городов. Даже про Кижи и Соловки не забыли. У Тулы самовар, у Мурманска ледокол, а у Бобруйска шина, - завод "Белшина" здесь одно из главных предприятий.
5. А по соседству как-то даже сиротливо висит маленькая карта железных дорог Беларуси:
6. Дизель уехал, пассажиры разбрелись. Вокруг нас - тихая городская окраина (хотя, на самом деле, трудно её так назвать, - до центра довольно близко). Между прочим, улица, что в кадре, называется улицей Ермака. Больше ожидаешь увидеть такое название где-нибудь в Тобольске, а не в Белоруссии :) Впрочем, на самом деле, это фамилия: Владимир Ермак - Герой Советского Союза, уроженец Бобруйска, погибший под Ленинградом в 1943 году. И в Питере его именем названа улица Володи Ермака в историческом районе Коломна.
7. Во дворах - лебеди из шин. Куда же без них? Тем более, в Бобруйске, где шины производят.
8. Город расположен в основном к северу от железной дороги. Но несколько объектов крепости находится с другой стороны. Поэтому для начала - переходим по мосту железную дорогу. Это - вид в сторону главной станции и Минска.
9. И вид обратно. На путях кипит работа: выгружают щебень из вагонов-думпкаров приписки станции Светлогорск.
10. Лишь спустившись с мостика на пыльные улицы среди частного сектора, мы увидели первое строение Бобруйской крепости. Ныне занятая тюрьмой башня Оппермана была построена в 1820-е годы и названа затем в честь военного инженера Карла Оппермана - главного строителя крепости. Основная часть крепости была построена, как уже говорилось, перед Отечественной войной 1812 года, а уже спустя десятилетие, крепость дополнили укреплениями за пределами основной части.
11. Подъездной путь к каким-то небольшим фабрикам вблизи железной дороги:
12. Улицы, домики, огороды. И вдруг прямо среди чьих-то садовых участков неожиданно появляется хоть и обветшавшая, но солидно выглядящая постройка из красного кирпича. Некоторые огороды примыкают к ней вплотную. Это ещё одна поздняя (1822 год) постройка крепости, расположенная вне её основной части, - люнет форта "Фридрих-Вильгельм" (основная часть форта до наших дней не сохранилась). По крутому склону можно подняться наверх.
13. Вот мы и наверху. Огороды есть даже тут. Так что наверное, поднимаясь сюда, не стоит светиться на глазах у оставшихся внизу местных жителей :)
14. Фортификация XIX века и грядки с парниками прямо на уступах люнета. Такое вот соседство.
15. А с другой стороны - какие-то солнечные батареи:
16. С люнета открывается интересный вид на город. На переднем плане видна уже показанная башня Оппермана, а дальше - трубы городских заводов. Жилых кварталов, правда, почти не видно. Кстати, обратите внимание на форму крыш у домов на переднем плане. В Беларуси такие очень распространены.
17. А посмотрев чуть правее, видим станцию Березина:
Осмотрев люнет, мы спустились и пошли обратно через железную дорогу, - к основной части крепости, расположенной почти в самом центре города.
18. Рядом со станцией сохранилось несколько дореволюционных железнодорожных домиков. Некоторые из них, видимо, заброшены.
19. А где-то и сейчас люди живут:
20. Табличка, видимо, ещё советских времён:
21. По уже упомянутой улице Ермака мы вышли к берегу Березины. На дальнем плане виден железнодорожный мост, по которому мы проезжали, а у берега - Бобруйский речной порт, ныне явно пребывающий в упадке.
22. Пройдя чуть дальше, обнаруживаем ещё одно крепостное сооружение - полукруглый в плане люнет постройки 1812 года, ныне занятый овощехранилищем:
23. Внутренний двор:
24. А это текущая рядом Березина - приток Днепра, берущий начало на юго-западе Витебской области, и протекающий через город Борисов в Минской области. Кстати, особую известность Березина получила из-за победоносного для русских войск сражения на Брилёвском поле при переправе через эту реку в ноябре 1812 года.
25. Чуть выше по течению - какой-то заброшенный речной транспорт на берегах:
26. Списанные (видимо) катера стоят на суше. В общем, видно, что флот здесь сейчас не лучшие времена переживает.
27.
28. Утренняя прохлада Жлобина и Красного Берега сменилась полуденным июльским зноем. Мы удаляемся от реки по пыльной улочке среди частного сектора. Слева появляется какой-то высокий вал.
29. Потом оказывается, что и это оборонительное сооружение. Горжевой вал - тыловая сторона крепости, обращённая к своим войскам: Бобруйская крепость была обращена, как нетрудно догадаться в западном направлении, то есть в сторону наиболее вероятного появления противника.
30. Слева горжевой вал, за которым находится крепостная цитадель. Что за валом, - отсюда не видно. И кажется, что, наверное, там такие же домики и огороды, как здесь.
31. Прямо перед нами - капонир обороны горжевого вала, соединённый с валом небольшим крытым переходом (слева). Войдя в него через проём, заметный в левом краю кадра, можно подняться в капонир.
32. Внутри темно, пусто и пыльно:
33. Широкая лестница ведёт на второй этаж здания. Такие вот следы былого величия.
34. Второй этаж:
35. Каземат:
36. Поднявшись наверх, мы вышли через вот такой проём на крышу капонира.
37. В стороне остались дома и Березина на заднем плане:
38. А вот и вид на горжевой вал уже сверху. Как я писал к
фото 30, глядя на него снизу, можно подумать, что за ним такой же частный сектор, как и здесь, но... вдруг оказывается, что там почти самый центр города! Стеклянная "Бобруйск-Арена", огромная благоустроенная площадь и главные улицы города. Стоя под валом с этой стороны, и не подумаешь, что там за ним находится.
39. Крепостные постройки в большом количестве видны и здесь:
40. По крыше галереи, соединяющей капонир с валом, проходит тропинка, по которой можно попасть в центр города прямо со второго этажа капонира:
Так мы оказались, по сути, в центре Бобруйска. Огромная площадь, от которой лучами расходятся городские улицы, - ни что иное, как цитадель Бобруйской крепости, состоявшей из шести бастионов и двух полубастионов и, соответственно, равелинов между ними.
41. В центре бывшей крепостной цитадели сейчас находится спортивный комплекс "Бобруйск-Арена", построенный в 2008 году. А рядом есть и простой стадион типа "коробка", где местные парни играют в футбол.
42. Вдоль горжевого вала идёт улица Оппермана, названная в честь строителя крепости. Слева стоит бывшее складское здание крепости, ныне занятое магазинами.
43. Рядом - уездные присутственные места постройки, видимо, середины XIX века, в которых с недавнего времени находится православный женский монастырь Святых Жён-Мироносиц. Судя по тому, что храмовых куполов здесь ещё не видно, обитель появилась тут совсем недавно.
44. Напротив - мемориал жертвам фашизма, построенный в 2014 году по проекту архитектора Леонида Левина (его же работу - пронзительный мемориал жертвам детского концлагеря в Красном Берегу, я уже показывал):
45. Совсем рядом с благоустроенной площадью есть и заброшенные здания - бывшие крепостные казармы, которые продолжали использоваться по назначению и в советские времена вплоть до 1990-х годов. Тогда здесь находилась воинская часть танковых войск, и ей принадлежали некоторые сооружения бывшей крепости. Здесь явно видно, что к дореволюционному зданию сделаны позднесоветские пристройки.
46. Интерьер. Ещё тридцать лет назад кто-то нёс здесь срочную службу.
47. А на другой заброшенной казарме - трафаретная надпись "Самовольная разборка здания запрещена". Так-то!
Осмотрев улочку с заброшенными казармами, мы решили пройти по периметру крепости, которая в плане представляет собой полукруг. Старые (и, к сожалению, сплошь заброшенные) постройки из красного кирпича здесь мелькают среди травы и деревьев повсюду.
48. Пороховой склад. Кстати, несмотря на заброшенное состояние, на многих из этих построек висит табличка, где говорится, что это - "гiсторыка-культурная каштоўнасць".
49. Рядом с крепостью - промзона. Это, кажется, весовой завод.
50. Постройки крепости, как и подобает, возведены ниже уровня окружающей местности и из-за этого со стороны заметен только верхний ярус. Идя по тропинке среди травы, можно в какой-то момент обнаружить, что находишься на крыше равелина. Впрочем, равелины сохранились далеко не все, а из бастионов, вроде, только один, - остальные разобрали и срыли. А с тыловой стороны бастионов стоят дополнительные укрепления - редюиты. Как правило, двухэтажные.
51. Внутри редюита:
52. За внутренней стеной скрывается каземат:
53. Внутри темно (без фонарика ходить невозможно) и, главное, прохладно: так как на улице в тот день жара была, по ощущениям, под тридцать градусов, наружу из крепостных построек иногда не хотелось выходить :)
54. И это же здание снаружи. Мы стоим уже на равелине, расположенном по соседству. В правой части кадра виден уже показанный пороховой склад. Раньше в этом месте был 4-й бастион.
55. В тылу равелина, на котором мы стоим (по краям у него, по идее, должны быть кирпичные фланки, но их мы не видели), находится ещё один редюит - более крупный, с капониром и наблюдательной вышкой. Отправимся теперь туда.
56. Внутри всё так же - пыль, кирпичи, темнота и прохлада.
57. Казематы:
58. По лестнице поднимаемся наверх:
59. И с верхнего яруса кирпичная винтовая лестница выводит в круглую наблюдательную башенку:
60. А вот и она. Кладка на куполе очень интересная. На заднем плане видна точка, откуда сделан
снимок 55.
Покинув этот редюит, идём дальше по периметру крепости.
61. Где-то в стороне видны крепостные казармы:
62. Здание мастерских с заколоченными окнами. Интересно, что уже, видимо, в наше время здание дополнили пристройкой с такой же кирпичной кладкой, но из силикатного кирпича.
63. Ещё одна крепостная постройка, которую видно издалека на ряде предыдущих снимков, - двухэтажный редюит между третьим и четвёртым бастионами. Опять таки, на уровне земли здесь находится второй ярус, - мы стоим на крыше равелина. В советские времена эти редюиты, как и крепостные казармы, использовались военными под склады. А после расформирования части так и стоят заброшенными.
64. Рядом - вроде, остатки рва второго бастиона - единственного, который хотя бы частично сохранился. На заднем плане снова видна "Бобруйск-Арена", а чуть ближе - ещё один редюит.
65.
66.
Бобруйскую крепость мы обошли не полностью, но и то, что мы увидели, произвело интересное впечатление. Достаточно яркий памятник российской фортификации XIX века. Между тем, как уже говорилось, крепость находится фактически в центре Бобруйска. И в следующей части пройдём по городским улицам.