Красный Берег и белорусское утро

Feb 19, 2016 22:10

Село Красный Берег находится на прямом пути из Жлобина в Бобруйск. Ныне это населённый пункт со статусом "агрогородок" и населением около 2 тысяч жителей, известный с 1317 года. В прошлой части я рассказал про рассветный Жлобин, где мы с Андреем schelkunov сели на первую утреннюю электричку в сторону Бобруйска. Ехать до Красного Берега - всего примерно полчаса.



2. Отправление в 5-54 утра. Электричка почти пустая, и кроме нас в вагоне было не больше десяти человек (надо учесть и то, что это было воскресенье).



3. Едем мы в сторону Минска по исторической Либаво-Роменской железной дороге, построенной в 1873 году. Между прочим, электрификация сюда пришла недавно: до 2013 года контактная сеть со стороны Минска заканчивалась в Осиповичах. Сейчас провода уже тянут из Жлобина в Гомель.



4. Остановочный пункт на предыдущем снимке назывался Малевичи, а следующий внезапно... Казимирово. Занятное, однако, соседство. Интересно, куда дели чёрный квадрат? :)



5. А затем станция Красный Берег. На часах всего чуть за шесть, и мы уже выходим на перрон. Электричка уехала дальше в Бобруйск. А вокруг нас - приятное солнечное белорусское утро.



6. ...и чистая и аккуратная станция. Время постройки вокзала я, честно говоря, определить затрудняюсь.



7. По соседству старая деревянная постройка, - видимо, дом железнодорожников. То ли начало XX века, то ли 1920-е годы...



8. В зале ожидания висит расписание поездов на белорусском языке. Которым автор расписания, очевидно, владеет не очень хорошо: перевести термин "транспортное сообщение" как "паведамленне", - это что-то из разряда пресловутого "Trains of suburban message". Есть тут, кстати, и второй ляп: Жлобин в одной из строчек записан через русскую букву И.



Кстати, обратите внимание: прямиком в Красный Берег можно приехать из Адлера, Анапы и Минеральных Вод (но при этом не обратно). А когда-то, в 2002 и 2004 годах, я видел эту небольшую станцию из окна поезда №100 Минск - Симферополь. Правда, и тогда он здесь не останавливался.

9. Прямо от станции вглубь села уходит вот такая бетонная дорожка, построенная, как гласит камень-памятник, учащимися Краснобережского аграрного колледжа в 2003 году.



10. Слева небольшой луг. Слегка, видимо, заболоченный. На траве роса, поднимается солнце. Вдыхаем полной грудью свежий утренний воздух. Здесь тихо, но иногда с железной дороги доносится шум поездов: всё же дорога здесь магистральная.



11. Огороды:



12. Так мы пришли почти в центр села. Справа стоит котельная.



13. А впереди - одна из главных улиц и здания аграрного колледжа за забором:



14. И рядом - камень-памятник с патриотическим четверостишием:



15. По тенистой аллее, высаженной вековыми деревьями, обходим территорию колледжа:



16. Сам колледж был основан в 1919 году как Бобруйское сельскохозяйственное училище (а затем назывался аграрный техникум). При этом на его территории находится примечательное старое здание усадьбы, которое мы ещё увидим.



17.



18. Рядом с колледжем - кирпичные двухэтажки:



19. В центре территории колледжа находится усадьба генерал-лейтенанта Михаила Гатовского, построенная в 1890-е годы. Причём ныне к колледжу она не относится (а в советские времена она служила учебным корпусом): сейчас в здании расположен музей, и отреставрировали его буквально только что - завершена реставрация была в 2015 году.



20. Архитектурный облик весьма необычен. Есть что-то и от неоренессанса, и от модерна.



21. Скульптуры химер на фасаде сделаны, видимо, "под Париж":



22. Усадебный флигель по соседству. Он, вроде, принадлежит колледжу.



23. Народу вокруг тихим воскресным утром нет. Только дворник подметал мусор и тщательно поливал из шланга асфальтовые дорожки.



24. Но зато есть коты:



25. И аисты просыпаются. Ещё всего лишь семь утра, а мы уже давно на ногах. Необычное ощущение.



26. Ещё один усадебный флигель:



27. Напротив дворца усадьбы - площадка с маленькой сценой. Видимо, здесь колледж какие-то мероприятия проводит.



28. Могила одного из офицеров Красной армии, погибших при освобождении Красного Берега в июне 1944 года:



29. И братская могила по соседству:



30. При постройке усадьбы рядом с её дворцом был разбит парк. Сейчас этим деревьям уже больше ста лет, и тень от них создаёт полумрак. Впрочем, утром было ещё немного прохладно, а вот в середине жаркого дня здесь, наверное, очень хорошо.



31. Парк выходит на правый берег речки Добысны (приток Днепра, между прочим!), где мы решили сделать привал. Вода в речке довольно мутная и заросшая.



32. Идём дальше, мимо советских корпусов колледжа, по направлению к выходу из него (впереди видны ворота):



33. Ворота колледжа - это, кстати, бывшие ворота усадьбы Гатовского, построенные также в 1890-е годы, с элементами неоготики. Вот так аграрный колледж слился в единое целое с комплексом усадебных построек, которые, к тому же, хорошо сохранились в войну.



34. Центральный учебный корпус колледжа. Это вид уже с улицы.



35. Так мы пошли от колледжа обратно в сторону железной дороги, но другим путём. Солнце поднимается всё выше.



36. Летнее утро в селе:



37. По тропинке мы идём среди яблоневого сада:



38. И дальше мы видим ещё одну достопримечательность Красного Берега, связанную с весьма трагическими событиями. Это - построенный в 2007 году мемориал белорусским детям - жертвам фашизма. Очень красивый и... страшный. Если знать, чему он посвящён.



Красный Берег находился в нацистской оккупации с 5 июля 1941 по 25 июня 1944 года. В это время здесь был построен крупный пересыльный концлагерь, а при нём - детский донорский концлагерь. В Гомельской области 1990 детей было отобрано для... переливания крови немецким солдатам...

39. В витражах изображены детские рисунки:



40. На солнце смотрится очень красиво:



41. Каменная плита, изображающая школьную тетрадь в линейку, с картой Белоруссии, на которой обозначены места, где были концлагеря. Кстати, странно, что здесь изобразили Белоруссию в послевоенных границах, а не БССР с Белостоком, как во время войны.



42. Другая часть мемориала имитирует школьный класс. Поднявший руки кверху ребёнок, истощённый во вражеском плену, а дальше - парты и скамьи и, на переднем плане, гранитная красная полоса, изображающая кровь... Мемориал потрясает до глубины души. Кстати, автор его - минский архитектор Леонид Левин, создавший мемориал в Хатыни.



43.



44. На плите, изображающей школьную доску, - письмо 15-летней Кати Сусаниной, которая в 1943 году в фашистском плену покончила с собой. По клику можно открыть фотографию в полном размере. На самом деле, читать это очень тяжело...




45. В общем, по эмоциональному воздействию мемориал в Красном Берегу сделан очень сильно.



46. Мы пошли обратно к станции - чтобы ехать дальше, в Бобруйск. Стрелки часов уже приближаются к девяти, и становится жарко.



47. Очередные превратности белорусского языка, когда варианты перевода различаются на двух соседних указателях. Между прочим, правильный вариант именно "Красны Бераг", - здесь слово "красный" означает "красивый", а не цвет (тогда бы, наверное, и по-русски было бы "Червоный").




48.



49. По правую руку - сельское кладбище:



50. А потом впереди появилась железная дорога. Мы уже почти замкнули круг и вернулись к станции.



51. К станции мы шли вдоль железки по вот такой тенистой дорожке. Где-то тут мимо нас проехал человек на старом советском велосипеде. И вообще, народу на сельских улицах стало больше появляться.



52. Впереди вдруг обнаружился железнодорожный переезд:



53. Это оказался порядком заросший подъездной путь к котельной, что на фото 12 (здесь она тоже видна).



54. Выходим к станции. С неё в это время отправлялась электричка в сторону Жлобина.



55. А нам свою электричку на Бобруйск ждать ещё целых сорок минут. Всё это время мы сидели на скамейке, наблюдая оживлённое движение поездов, почти все из которых делали здесь остановку.



Поезда объявляла дежурная, говорившая на очень заметной трасянке: "Поезд межрэгиянальных линий Минск - Гомель прыбывает на втарой путь. Нумарацыя вагонау з галавы поезда" (так как это не литературный белорусский язык, я специально пишу по русской орфографии, с буквой И).

56. С остановкой станцию проходит поезд Гомель - Минск под тепловозом ТЭП70БС. Между прочим, несмотря на наличие электрификации, поезда между Минском и Гомелем ходят, как и раньше, под тепловозами. Видимо, из-за отсутствия пунктов техобслуживания (ПТОЛ) в Бобруйске и Жлобине. Очевидно, когда контактная сеть дойдёт до Гомеля, то водить поезда будут уже электровозы.



57. Но наибольший восторг у меня вызвал следующий поезд со стороны Гомеля, прошедший через полчаса. В его голове - редкий раритетный тепловоз ТЭП60! В России таких уже нет, хотя в девяностые годы местами ещё ходили. Да и на Белорусской железной дороге их осталось мало. Кстати, этот же тепловоз мне ближе к вечеру того же дня повезло увидеть в Бобруйске. Думаю, кто разбирается, тот может мне позавидовать :) Да и в любом случае, - красивый ведь тепловоз!



58. И ещё один поезд Гомель - Минск. Теперь уже дизель ДР1Б, при том официально числящийся в белорусской железнодорожной системе как поезд дальнего следования (межрегиональные линии).



59. А вот навстречу идёт поезд Минск - Гомель, уже под тепловозом ТЭП70 в характерной белорусской расцветке.



60. Пока этот поезд стоял, на первый путь медленно подтянулся наш пригородный, оказавшийся дизелем: идёт он не в Бобруйск, а ещё дальше, - на станцию Рабкор, расположенную в тупике неэлектрифицированной ветки. Кстати, линия на Рабкор довольно малодеятельная, и мне было бы интересно как-нибудь съездить туда специально.



61. И снова едем в сторону Минска по исторической Либаво-Роменской железной дороге. До Бобруйска (точнее, до станции Березина, где нам удобнее было выходить) ехать чуть больше часа.



62.



Ранний ночной подъём дал о себе знать. В дизеле мы оба начали засыпать, но с главной задачей - не проспать Березину, справились успешно :) В следующих частях я расскажу о прогулке по жаркому солнечному Бобруйску с его крепостью XIX века, рекой Березиной и городскими улицами.

Беларусь, Путешествия, Железная дорога

Previous post Next post
Up