То горделивая чугунка с своим пожаром подвижным

Nov 24, 2018 20:14

Часть 2. Сонково - Петербург
Продолжение. Начало здесь
Почему пассажирский поезд стоит на станции Сонково больше часа? Сегодня, как и обещал, немного прогуляемся по посёлку, а затем отправимся в северную столицу.


«И чего здесь можно фоткать?», - вслух удивлялись две молодые девушки и стыдливо отворачивались, увидев меня с фотоаппаратом. Почему же нечего? Везде можно увидеть что-то интересное, главное - как отнестись к увиденному. Надо сказать, что Сонково, несмотря на отдалённость от крупных городов и статус посёлка городского типа, не кажется вымирающим. В тот августовский вечер я встречал на улицах довольно много молодёжи - небольшие компании и семейные пары с колясками и маленькими детьми. Какое же это вымирание?

Тем более, что Сонково, как мы уже знаем, это не просто посёлок, а железнодорожный узел. Чугунка - она ведь как школа. Или храм: есть - значит, есть и будущее у территории. Должно. Хочется, чтоб так и было.










Кстати, о чугунке. Населённые пункты, через которые проходят железнодорожная магистраль, часто оказываются в прямом смысле разделёнными этой линией на две части. Не только территориально, но и, скажем, по инфраструктуре, социальному составу населения, а то и по криминальной обстановке. Иногда кажется, что два стальных рельса являются границей не только в пространстве, но и во времени: с одной стороны - современные автомобили, а с другой так и ожидаешь увидеть карету с кучером на козлах. Так и Сонково: с севера - центральная часть с двухэтажными кирпичными домами, торговыми центрами и администрациями, а с юга - тихое село с редкими машинами, заброшенным пожарным депо и заросшим прудом, более или менее приличными дорогами и кудахтаньем куриц. Между ними - узловая железнодорожная станция.




Старое пожарное депо






Производственая база Сонковского ЖКХ




*   *   *
Проспект Ленина. Ещё недавно такой одоним был в каждом городе России и входивших в состав СССР национальных республик. Обязательно в центре и обязательно проспект - широкая прямая улица с озеленением. Не называть же именем вождя какой-нибудь переулок или тупик на окраине? Проспект Ильича в этом небольшом райцентре - это ещё и отправная точка Сонково. Отсюда на рубеже XIX-XX столетий начинался станционный посёлок, хотя о том времени ничего практически не напоминает. Разве что несколько бывших купеческих особняков: упомянутый в первой части дом Щёголева или дом Савельева, в котором сегодня размещается отделение внутренних дел. Все остальные постройки - явно советского времени.

Почти напротив здания вокзала к проспекту примыкает площадь, также носящая имя Ленина. Ещё один обязательный когда-то атрибут городской и поселковой топонимики. С памятником вождю - как полагается.

Площадь Ленина


Проспект Ленина. Ближайшее здание - бывший дом купца Савельева, ныне отдел полиции












Близость железной дороги к главной улице - очередное напоминание того, что станция Сонково является центром одноимённого посёлка. Центром во всех смыслах этого слова: историческим, географическим и, может быть, даже духовным.

Северную и южную части разделяет пешеходный мост, но люди идут чаще всего прямо по путям. «Сапсаны» здесь не летают, а тепловоз слышно едва ли не за километр.










*   *   *
Поезд из Ярославля на Петербург прибывает в Сонково в начале десятого, а отправляется в 22.20. Нумерация вагонов с хвоста, значит, мой 15-й будет в самом начале платформы. Но почему его нет? Объясняют, что сейчас прицепят. В голову? Совершенно верно. Так всё и происходило. Сначала от состава отцепился и отошёл за стрелочный перевод локомотив ТЭП70 с номером 0121, через какое-то время маневровый тепловоз подтолкнул к голове состава два вагона. После завершения стыковки маневровый поехал обратно, а ТЭП вернулся и занял своё место в голове поезда.

Два хвостовых вагона отцепляют от поезда №608 Санкт-Петербург - Ярославль, который прибывает в Сонково рано утром, и весь день они стоят на запасном пути недалеко от пешеходного мота. Вечером их ставят к тому же самому составу, идущему уже от Ярославля. Я-то сначала подумал, что это пригородный на Бологое. Оказывается, нет. Но почему к 607-му на Питер эти вагоны нужно прицеплять обязательно в голову, а не в хвост, что было бы быстрее и проще? Без непонятных кульбитов с манёврами локомотива, напоминающих надевание штанов через голову? Только для того, чтобы соблюсти нумерацию? Что и говорить, чудны дела твои, РЖД.

Тепловоз ТЭП70-0121 отцепляется, чтобы потом вновь прицепиться


Те самые вагоны в отстойнике


«Как я хочу увидеть начальника поезда и сказать: «Ребята, я снова с вами!». Артур - проводник одного из двух «сонковских» вагонов и студент Омского государственного университета путей сообщения. Это его цитату я привёл в первой части по поводу посещения им пиццерии. Называется сие заведение, по словам Артура, «Маргарита». Сам я там не был, так что никаких впечатлений выразить не могу. А вот проводнику с напарником, похоже, понравилось.

Я захожу в вагон, занимаю место. Вагон - класса «межобластной» или «сидячий» в просторечии. Всё почти то же самое, что и в прошлогодней моей поездке из Москвы в Великие Луки и из Великих Лук в Петербург (подробнее в серии заметок «Через Предсердие Москвы к Душе России»): и вагон, и проводники - студенты. Пассажиров, кроме меня, никого. Другие зайдут в вагон позже.

Достаю фотоаппарат, чтобы сделать снимок вагонного интерьера. Через какое-то время ко мне подбегает взволнованный Артур: «Извините, а зачем вы фотографируете? Что-то случилось?» «Для себя, - объясняю, - ничего не случилось, всё нормально». Не грубить же? В ответ интересуюсь, чем вызвано такое внимание ко мне и к фотографированию - вполне обыденному поступку. «Вдруг мы мусор не убрали или ещё что-то», - слышу. Спешу успокоить стюарда, что компромат не ищу и жаловаться никому и никуда не собираюсь. Парень, видно, немного успокоившись, даже осмелел и, извинившись, попросил посмотреть снимок. Можно, конечно, было послать его по адресу, но обычно, если мне не хамят, сам тоже стараюсь не опускаться до хамства. Зачем? Показываю, тем более, что удалять кадр я в любом случае не собирался. А Артур, посмотрев монитор фотоаппарата, облегчённо вздохнул: «На фотографии вагон вышел даже лучше, чем на самом деле». Разве?


*   *   *
Вагон мой - второй от головы, и хорошо слышен работающий тепловозный дизель. В моменты набора скорости двигатель переходит на свист, чем-то напоминающий самолётный. Грузовой двухсекционик 2ТЭ116 прозвали «боингом» за характерные звуки мотора. Наверное, любой тепловоз - хоть грузовой, хоть пассажирский - можно сравнить с воздушным судном. Какое «авиационное» прозвище можно, по аналогии с 2ТЭ116, дать ТЭП70 или М62?

За окном - ночные станции, разъезды, небольшие стоянки в Бежецке, Максатихе, Удомле, Мсте. 15 минут стоим на станции Медведево. Стоянка техническая - скрещение, - поэтому не у перрона, а на запасных путях за грузовыми составами. Только слышно было, как навстречу прошёл какой-то поезд.

Медведево - почти Бологое. Уже появилась контактная сеть. Посёлок с одноимённым названием административно входит в черту города, который «где-то между Ленинградом и Москвой». Станции Медведево и Бологое-Московское разделяют какие-то 10 минут хода. В Бологом стоянка 40 минут: смена локомотива. Тепловоз ТЭП70-0121 передаст эстафету электровозу, который потянет наш поезд до самого Санкт-Петербурга. На соседнем пути перрона стоит электропоезд ЭТ2М-8032, который через пару часов отправится на Угловку. По будням маршрут продлевают до Окуловки. Электричек на этом направлении - всего две пары в сутки.

Электропоезд ЭТ2М-8032 сообщением Бологое - Угловка (Окуловка)


Несмотря на август, в 4 утра на перроне довольно прохладно. В очередной раз замечаю, насколько загадочна и интересна железная дорога ночью. Когда, казалось бы, всё должно спать, здесь вовсю продолжается жизнь. Кажется, что это даже не государство в государстве, а другая планета со своим прошлым и будущим, правилами и языком общения.

«Что ты здесь фоткаешь, подойди спереди сфоткай», - обращается ко мне парень лет тридцати на вид в железнодорожной форме. Сфотографировать есть что, ибо электровоз - не ЭП2К, которые давно уже бегают по главному ходу Октябрьской дороги, а ЧС6, которых, если верить сайту TrainPix, на линии осталось только два. Один из них - наш ЧС6-006. Парень, судя по тому, что в кабине он занял место слева, - помощник машиниста этого электровоза. Пока идём к локомотиву, завожу разговор:
- Я думал, что этой техники уже и нет давно.
- Ещё лет двадцать будут ходить, - слышу в ответ.
- Это хорошо?
- Плохо.
- Почему?
- Потому что г@вно.
Честно говоря, не ожидал я от молодого человека такой оценки чехословацкого локомотива. Неужто сказанное им - правда?

Электровоз ЧС6-006 повезёт поезд на Петербург






*   *   *
«Только после Тосно начинает чувствоваться приближение Питера, усиливается присутствие цивилизации; чаще попадаются посёлки, дороги, дымят трубы, надвигается громадными цехами Ижорский завод. Наконец на унылой равнине, как на пологой скатерти, - Питер, первые микрорайоны. Вот и вернулись в мировую цивилизацию, к державным шпилям, граниту проспектов». (Из книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог».). До Тосно поезд ехал достаточно резво, а затем почему-то сбросил скорость и поплёлся словно не по главной железнодорожной магистрали, а по какой-нибудь полузаброшенной малодеятельной ветке. И так до самого Санкт-Петербурга. По однопутке через Бежецк и Удомлю скорость и то была выше. Может, действительно всё дело в локомотиве, и ЧС6 выдохся на дистанции? Тем более, что длительных технических стоянок на этом отрезке пути не было. Однако на Московский вокзал северной столицы прибыли в 8.53, как и по расписанию.

А дальше был Музей железных дорог России. О нём в следующих частях.


Московский вокзал Санкт-Петербурга




Железнодорожный музей






Продолжение следует

железная дорога, Санкт-Петербург, Сонково, Бологое, Тверская область

Previous post Next post
Up