Парковки и не только

Jun 28, 2005 02:07


Задача для студента 2го курса какого-нибудь инженерного вуза.

Пусть в неком городе имеется K автомобилей паркующихся практически всегда в местах, где парковка запрещена, вместо того, чтобы воспользоваться легальной платной пакровкой, за a чегототам/час, причем среднее время парковки b часов. Чтобы навести порядок, муниципалитет собирается закупить N эвакуаторов, способных эвакуировать на штрафную площадку c машин/час и работающих в течении d часов в день, а "выручить" машину с площадки обойдется на круг (включая потерянное время) e чегототам. Вопрос - при каком N водителям станет выгоднее парковать автомобили на платной парковке, а не ставить где попало?

Стоимость парковки одного автомобиля на легальной платной парковке в день = b * a. Усредненная во времени "стоимость" нелегальной парковки = N * c * d * e / K. Таким образом, для достижения нужного эффекта N * c * d * e / K должно быть больше b * a.

N * c * d * e / K > b * a  =>  N > b * a * K / c * d * e

Примем для Киева K = 2 миллиона; a = 2 грн/час; b = 5 часов; c =  0.3 автомобиля/час; d = 8 часов; e = 200 грн. Числа более-менее реалистичны, а более и не нужно, чтобы оценить порядок величины. После несложных арифметических подсчетов, получаем N = 40,000. 40 тысяч эвакуаторов, чтобы справится с проблемой нелегальных парковок! Я с ходу не нашел в сети цен на эвакуаторы, но 15,000 уев за штуку звучит как разумное приближение. Т.е. 600 миллионов уев суммарно. 3 миллиарда гривен. 3 процента национального бюджета, если я не ошибаюсь - только чтобы навести порядок с одним сравнительно незначительным вопросом в одном городе. Нереально!

Что можно сделать в пределах этой модели? Разве что поднять цену "выручения" автомобиля, но на этом пути всплывают три проблемы. Во-первых, есть вполне обоснованное мнение, что принудительная эвакуация незаконна и увеличение стоимости "выручения" автомобиля привлечет повышенное внимание к этой проблеме. Это - решаемая проблема, было бы желание. Во-вторых, неизебежен рост коррупции. Лично мне глубоко наплевать куда идут собранные с нарушителей деньги, пока это способствует выполнению ПДД, но та часть "новой злочынной влады", что продолжает строить из себя орлеанских девственниц и предпочитает бороться с коррупцией, чем с реальными проблемами (что куда как легче и выгоднее для личного кармана), наверняка будет против. Это уже - вряд ли решаемая проблема. Теперь понятно почему городские власти при всем заявленном энтузиазме реально не напрягаются - нереально. Нереально справиться (стандартными методами, во всяком случае) с одним сравнительно незначительным вопросом в одном городе, даже если этот город - столица, а займется этим вся страна. Так всегда и получается когда проблема сильно запущена, а ресурсы, в общем, крайне недостаточны.

Между тем, парковка - ключ к решению многих проблем, стоящих перед городом и где-то даже перед всей страной. Самое первый результат, которого можно было бы ожидать - убрав стоящие машины с улиц мы увеличим их пропускную способность - местами до 2 раз. Сомневающиеся могут днем заглянуть на Пушкинскую, к примеру. И быть может и не нужно строить ничего нового, скорее всего уже имеющегося вполне достаточно. Далее, регулируя доступные в городе парковки можно регулировать общий трафик легкового автотранспорта в городе, и, следовательно, привлекательность легкового автотранспорта как такового (кому нужно ехать на автомобиле в город, если его там негде будет поставить). Т.е. добившись соблюдения правил парковок, можно решить проблему загрязнения воздуха. Можно снизить цены на автомобили (за счет уменьшения спроса как результат снижение привлекательности автотранспорта) - причем по всей стране, даже если начать с Киева. Можно сократить импорт развалюх из Европы (дешевые автомобили выпадут из трафика в первую очередь). Можно увеличить доходную часть бюджета (налоги с платных парковок и с маршруточников, чья загрузка увеличится). Можно сократить зависимость страны от импортных энергоносителей. Можно избежать огромных затрат на расширение дорог и мостов. И есть мнение, и не только мое, что именно последнее и отпугивает любителей "осваивать средства" с соответствующими откатом в свой карман. Кому нужны будут новые мосты, тоннели, развязки, покрытия и расширение улиц, если можно будет просто сократить нынешний трафик в разы, приведя его в соответствие с существующей инфраструктурой? И это- проблема #3, самая серьезная, по-моему. И принципиально нерешаемая, по-моему, в рамках нынешнего режима.

Между тем все было бы не так плохо, если бы можно было бы выйти за рамки стандартного мышления и требований режима. Соответствующие изменения в законах позволили бы сделать эвакуацию частным бизнесом - как оно и работает в США, к примеру. И пусть у частного бизнеса и кредитующих его банков болит голоса сколько закупать эвакуаторов. Желающих найдется много, готов поспорить - по 200-то гривен за вызов. Кстати, и эвакуаторов может быть и не нужно столько - только для тех автомобилей, которые уже совсем нагло блокируют движение. А на остальные можно просто блокираторы вешать на колеса. Было бы желание решить проблему...

P.S. У буржуев с этим проще, несмотря на большее число автомобилей - K сравнительно мало, что приводит к достаточно высокой вероятности эвакуации или штрафа конкретного нарушителя, чтобы этого не делать. А когда нарушают практически все, для достижения этой самой "достаточно высокой вероятности" и нужны экстраординарные усилия.

Кстати, одной из тактик могло бы быть создание небольшой четко обозначенной зоны, откуда автомобили эвакуируются или где штрафуются гарантированно и быстро с последующим постепенным расширением ее до границ города. При таком подходе для нарушителей исчезает эффект толпы, в которой он как-бы терялся. Тогда можно было бы обойтись и гораздо меньшим числом эвакуаторов. Но кому оно надо? Строить очередные мосты и тоннели куда как и выгоднее и почетнее...

UPD 2006-07-10: "Черновецкий ударил по водителям эвакуаторами"



статья, Киев, авто, важное

Previous post Next post
Up