Иваны поднимались против танков,
Вёл лейтенант Иван в атаку взвод.
Была ещё игрушка - Ванька-встань-ко:
Валили на бок, всё равно встаёт! (Валентин Суховский, 2014)
В нашем батальоне в училище было три курсанта с фамилией "Иванов".
"На Ивановых держится Россия!" - эту поговорку мы знаем с детства.
Вот один из той знатной троицы сегодня делится своими воспоминаниями.
Это Вячеслав Владимирович Иванов. Сын фронтовика, ветерана московской
милиции подполковника Владимира Абрамовича Иванова, чей бюст ещё при
жизни был установлен в одном из залов Центрального музея МВД СССР.
Сын обогнал отца и дослужился до полковника в родном министерстве.
Вячеслав Иванов (справа) с другом Евгением Авраменко на рыбалке. Карелия, 2019.
Ашик, Шойгу и боевые друзья
(Из воспоминаний Вячеслава Иванова)
После выпускных экзаменов я был распределен в Москву, в головной полк 36-ой дивизии. Служба у молодого замполита роты конвоирования шла без происшествий. Года через три командование части стало предлагать повышение по службе: то на Урал замполитом батальона, то на БАМ инструктором политотдела. Я отказывался. Почему-то в столице ничего не предлагали.
После очередного предложения и моего отказа, начальник политотдела дивизии полковник Мамонтов Василий Петрович вызвал меня на беседу и прямо сказал:
- Иванов, от всех предложений пойти на повышение ты отказываешься. Хочешь всю жизнь проходить в ботинках по асфальту? Пеняй на себя. Тогда так и «умрешь» у меня в замполитах роты под стенами Кремля!?.
Но было и другое начальство, которое предложило мне равнозначную должность с перспективой роста в одной из пожарных бригад города Москвы. Пожарные части подчинялись тогда напрямую штабу внутренних войск. Политработники с высшим образованием были везде востребованы. Специфика новой службы не пугала, и я согласился.
Пожарная рота, где я стал замполитом, находилась напротив метро Сокольники. Гараж и караульное помещение размещалось возле старой пожарной наблюдательной вышки. Ей уже больше ста лет. Вы можете увидеть этот памятник городской архитектуры 19 века и сейчас.
Как и положено замполиту, вникаю во все тонкости службы подразделения. Смотрю, как командир инструктирует и тренирует караул. Сам пробую надевать КИП - кислородный изолирующий противогаз. Облачаюсь в огнестойкий защитный костюм и бегаю в нём вместе с личным составом. Ну и, конечно, регулярно проверяю боевую службу. Солдаты с удовольствием рассказывают случаи из жизни: как они тушили разные пожары. Зашёл однажды разговор в карауле о ритуале посвящения в пожарные. Бойцы засмеялись, но не успели мне ничего объяснить: раздался сигнал тревоги.
Начальник караула у диспетчера получил адрес заявки, откуда зарегистрирован вызов. Сигнал поступил с электролампового завода, что рядом с метро Электрозаводская. И я с пожарными выехал по адресу, заняв место в машине за спиной начальника караула. Прибыли на место быстро: чего там ехать - перемахнули через мост и уже возле объекта. Возгорание произошло в одном из цехов завода. Чёрные клубы дыма валили из окон, застилая окружающее пространство. Без противогаза даже возле здания уже было трудно дышать.
Начкар оперативно оценил обстановку, чётко отдал распоряжения личному составу. Развернули технику, подключились к КИПам, протянули «стволы» от цистерны с водой и двинулись в цех. Интересно было посмотреть, как действуют мои подчинённые в конкретной боевой ситуации. На тренировках я их видел ежедневно. Теперь представилась возможность увидеть каждого в деле. Но к месту возгорания я попасть не мог - снаряжения и противогаза у меня не было. Наблюдал на безопасном удалении.
Солдаты слаженно работали без дополнительных указаний начальника. Каждый знал свое место и задачу при тушении пожара. Никого не надо было подгонять. Не слышал я посторонних разговоров и окриков. Караул работал, как одна дружная команда.
При тушении огня нередко «пожарные рукава», наполненные водой, от удара острых или раскалённых предметов получают пробоины. Из возникших свищей, при высоком давлении, вода бьет фонтаном. Под такой фонтан неожиданно попал и я на электроламповом заводе. Не успел отпрыгнуть, как меня окатило холодной водой с ног до головы.
Пожар потушили оперативно. Караул вернулся к машинам без травм и потерь. Помогаю бойцам снять противогазы. А они, увидев меня мокрым «до нитки» и стоящим в ботиночках в грязной луже, смеются. Один из сержантов говорит:
- Товарищ старший лейтенант, ну вот вы теперь настоящий пожарный! Вы спрашивали про ритуал. Облиться на пожаре водой - это и считается главным в ритуале посвящения в бойца-пожарного.
Так я стал «пожарным». И сразу почувствовал большое уважение рядового и сержантского состава к себе. Это была, пожалуй, самая значимая оценка для меня, как офицера-политработника. А как иначе, если тебя учили этому четыре года в ВПУ - быть всегда вместе с бойцами, быть там, где трудней.
Будучи замполитом батальона, поступил в ВПА имени Ленина
По окончании академии в 1990 году получил назначение замполитом пожарного полка. Сложная это работа - обеспечение пожарной безопасности крупных промышленных предприятий города, в том числе авиационных заводов. Она достойна отдельной книги...
В 1993 году, в связи с сокращением политорганов, перевелся в Московский юридический институт МВД курсовым офицером. Проработал там всего лишь год и предложили перейти инспектором в Главное управление охране общественного порядка МВД. Думать долго не стал, согласился. Работа в Центральном аппарате МВД показалась мне раем: график чёткий с 9.00 до 18.00. Суббота и воскресение - выходной! Потихоньку врастал в специфику милицейского труда. Выезжал со старшими, опытными коллегами на проверки в ГУВД Москвы и области, а потом и в другие регионы.
Освоился быстро. Стал самостоятельно выезжать на проверки, возглавлять группы по направлению деятельности, подрос в должности. Мои командировки в регионы были сопряжены с инспектированием или выполнением боевых задач. Только в мирном, но далёком Магадане довелось побывать на рыбалке. Впервые столовой ложкой не дегустировал, а ел красную свежепросольную икру и на ужин, и на завтрак! И собственными руками ловил самого крупного лосося: нерку и кижуча. А ведь здесь, в Магадане, лет сорок назад, командовал конвойным полком Михаил Владимирович Ашик. Там Героя Советского Союза хорошо помнят. А мы-то его лично знаем, как заместителя начальника ВПУ МВД СССР - это наш дорогой наставник. Наверное, очень многие мои однокашники хотели на Ашика-героя хоть чуть-чуть быть похожими...
Летом 2001 года был откомандирован на два месяца в Якутию. Помогал налаживать работу по обеспечению общественного порядка в многострадальном городе Ленске, разрушенном страшным наводнением. Трудился в паре с начальником милиции города.
Наладили тесное взаимодействие со штабом МЧС. Они развернули целый палаточный городок на высоком берегу Лены сразу за чертой города. Техника и специалисты-спасатели у них были классные.
Здесь в Ленске познакомились мы и с Министром, товарищем Шойгу.
А дело было так. В конце июля у начальника милиции день рождения. Круглая дата - 50 лет. Война-войной, а отмечать такое событие надо - друзья не поймут, если откажешься. Главный милиционер Ленска готовится основательно. Спрашивает меня:
- Вячеслав Владимирович, вы не будете против, если я приглашу товарищей из МЧС?
- Да какие могут быть возражения. Это же твой юбилей. - отвечаю.
- Но в штаб прилетел вчера сам Шойгу - я хотел бы его пригласить - мы с ним давно знакомы.
- Если Сергей Кужугетович приедет - это поднимет твоё мероприятие на государственный уровень! - смеюсь я, сомневаясь, что руководитель МЧС России придёт к нам попить водки...
Но плохо мы знали товарища Шойгу. Он не только прибыл в нашу компанию, но и провёл весь вечер в кругу весёлых милиционеров. Сергей Кужугетович произнёс тост, вручил юбиляру литровую бутылочку «Хеннеси», фирменный комбинезон спасателя.
Предоставили и мне слово, как представителю Москвы. Я произнёс маленькую здравицу и предложил тост за содружество МВД и МЧС. Шойгу тост понравился и он взял алаверды. Обращаясь ко мне говорит:
- Спасибо, коллега, за тост, за добрые слова. Мы делаем вместе очень тяжёлую и грязную работу. Но никогда не сдаёмся. Я был на днях у вашего нового министра. Борис Грызлов ничего не знает про деятельность органов. Однако его назначил Президент и он уверенно руководит Министерством. Борис - прекрасный организатор. У него хватило ума не разгонять старую гвардию из Центрального аппарата. Теперь ветераны помогают ему избежать больших ошибок! Вот за вас, товарищи ветераны милиции, я и поднимаю тост!
Тост тоже всем пришёлся по душе. Потом кто-то из присутствующих попросил Шойгу рассказать о том, как он получил звание Героя России. И на удивление, мы услышали полный и откровенный ответ.
- Мы же с Борисом Николаевичем давно знакомы, как коллеги-строители. Я приезжал из Абакана в середине 80-х в Свердловск во главе делегации строительного треста. Перенимали опыт возведения МЖК - это же идея Ельцина. Нам организовали встречу с ним. Он был тогда первым секретарём обкома партии. Он меня запомнил! Узнал в 1991 году в Москве. И не случайно предложил именно мне создать МЧС. Вот и стал я министром по блату, по знакомству, а вы думали - я с улицы, прямо из Кызыла пришёл! Так вот, вызывает меня президент в Кремль в сентябре 1999 года. Не объясняет зачем. Я уж подумал, что снимать будет. Непредсказуемый был шеф, что уж там говорить. Приехал. Захожу. А у него там в кабинете все министры силового блока сидят. Он встаёт из-за стола и оглашает указ о присвоении мне звания Героя Российской Федерации! Удивил и растрогал меня до слёз... Любил Борис Николаевич делать сюрпризы...
Такие встречи, друзья, запоминаются в деталях на всю жизнь. И ты совсем по другому смотришь на известных, публичных людей, которые серьёзно влияют на политику страны. Понимаешь, что они такие же смертные, как и ты, и на них держится Россия.
В сентябре 2003 года ушёл в отставку. Закончилась моя государева служба. Но долго отдыхать не дали товарищи. Уже в январе 2004 друзья пригласили на работу в департамент экономической безопасности в одну очень крупную коммерческую организацию, потом - в другую. Мой милицейский опыт был весьма востребован и кормил семью 8 лет.
С 2012 года работаю начальником штаба ГО и ЧС Научного центра психического здоровья при Академии наук России. Здесь уже пригодились связи с МЧС и опыт пожарной охраны!
Когда и с кем я отдыхаю? Да конечно с друзьями-однокашниками, кого знаю уже почти 50 лет. С Валей Продченко, Сашей Киселёвым, Юрой Носковым...
А в прошлом году мои боевые товарищи Женя Авраменко и Коля Суслов вытащили на рыбалку в Карелию. Стоило выбраться за тысячу километров от Москвы, чтобы насладиться первозданной природой Южной Карелии и вспомнить молодость. Половить в абсолютной тишине на утренней зорьке рыбу на озере Вегарусярви, отведать ухи, попеть песен у костра и помечтать о любви всю белую ночь! Впечатления удивительно позитивные и заряд бодрости на несколько лет...
Спасибо вам, друзья, за внимание и поддержку! Как я рад, что вы у меня есть...
Продолжение следует. Начало мемуаров здесь:
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1179531.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1180245.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1180790.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1181494.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1182124.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1182498.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1183164.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1183602.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1184570.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1185135.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1186093.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1186758.htmlhttps://nikolay-suslov.livejournal.com/1187041.html Полковник милиции в отставке Вячеслав Иванов,
21 июня 2020 года, Ленинград - Москва.
Не простые судьбы у Ивановых.
Но на них по-прежнему держится Россия!