5. Большая Ялта: много людей, мало земли

Jul 12, 2020 15:05

Удивительно, как отличается климат и природа Ялты от остального Крыма! Всего каких-нибудь 20 минут от Мраморного до побережья, а тут уже совсем субтропики: всюду пальмы и кипарисы, справа - высокие горы, слева - море, и вы виляете по серпантину с чувством, будто оказались совсем в другом месте, а вовсе не в Крыму, каким вы привыкли его себе представлять. По дороге мы видели Аю-Даг и «Артек», скалы Адалары в Гурзуфе - все такое знакомое с прошлого приезда, как будто и не прошло тех четырех лет.

Город Ялта  не отделим от окружающих его поселков: они все компактно разместились на узком клочке земли между горами и морем и вливаются друг в друга, образуя так называемую Большую Ялту. Административно это городской округ Ялта. В него входят такие курортные поселки, как Алупка, Гаспра, Гурзуф, Кореиз, Ливадия, Массандра, Симеиз и другие. Мы поселились в одном из них - Отрадном - поскольку из него удобнее было добираться до тех достопримечательностей, которые нас интересовали.

Но с самого начала все пошло как-то не совсем так. Во-первых, непривычной для нас была узкая и очень извилистая дорога мимо Никитского Ботанического сада до нашего Отрадного, на которой совершенно нет даже обочины (справа горы, слева - забор и склон), при этом на ней действуют две полосы движения и ходят люди. Абсолютно не видно, что ждет за ближайшим поворотом, и я думала о том, когда уже, наконец, этот отрезок пути закончится. А Дима думал, как с этой дороги заезжать в отель. Оказалось, вот так: созваниваешься с хозяином отеля, он открывает ворота и сначала стоит на дороге, временно перекрывая движение, а потом помогает тебе припарковаться на заготовленном для тебя клочке земли во дворе отеля. Потом загоняются те машины, которым надо завтра выезжать. Соответственно, покидать эту славную стоянку надо в том же порядке, предварительно каким-то образом выгнав машины, которые мешают тебе выехать. Из-за перепада высот наш номер, хоть он и находился на первом этаже, со стороны парковки выглядел, как подвальный. Из окна открывался славный вид на колеса нашей Шеви.

Внутри номер оказался хорошим, претензий нет. У нас была своя кухонная зона, на которой вполне можно было бы полноценно готовить, если бы в этом прекрасном Отрадном были бы нормальные магазины, а не только минимаркеты, в которых ничего нет, а то, что есть, стоит вдвое дороже, чем на континенте. «Магниты» и «Пятерочки», мы по вас скучали!

Утро мы, конечно, решили начать с посещения пляжа. Но добраться до него здесь - это настоящий квест. Нормальной тропы нет, есть только примерное петляющее направление через чужие дворы, мимо ржавого мусора и бурьяна. Пришлось пару раз спрашивать дорогу.

Потом мы все-таки дошли до асфальта, общего для пешеходов и машин, безуспешно ищущих место, где приткнуться.

И все это ведет к короткому необорудованному пляжу, ограниченному волнорезами, над которым, как ласточкины гнезда, нависают бесконечные комнатушки для отдыхающих. Это вам не Коктебель или Судак, где можно обойти всю бухту по широкой набережной и выбрать любой пляж по душе!

После купания мы отправились в Никитский ботанический сад. Конечно же, пешком: хоть дорога и была явно опасной для пешеходов, но сложность в извлечении машины из ее парковочного места решила вопрос в пользу пешей прогулки. На дороге мы были предельно внимательны и успешно дошли до Никиты - еще одного поселка в составе Ялты. Поселение это древнее, в 1381 году перешло под власть генуэзцев и называлось оно тогда Сикита - отсюда и пошел забавный топоним, который женского рода, несмотря на мужской род имени Никита.

Никитский ботанический сад был учрежден в 1811 году по указу Александра I. Здесь велись работы по акклиматизации и дальнейшего разведения в южной части России разных заморских сортов, собирались коллекции экзотических растений. Мне этот ботанический сад показался похожим на Сочинский дендрарий: тоже расположен на склоне, также есть пальмы,

пруды с водяными лилиями и золотыми рыбками и заросли бамбука.

Цветущего в это время года в саду мало, самое симпатичное - какие-то раскидистые ярко-розовые кустики. А вот розарий меня не впечатлил: розы были какие-то полузасохшие, нечего сфотографировать.

Больше всего нам понравились деревья, такие как секвойи и ливанские кедры. Некоторые деревья растут здесь с самого основания ботанического сада, то есть им по 200 лет!

После прогулки по Никитскому ботаническому саду мы решили искупаться в Никите. Тоже пришлось спускаться к морю среди машин, жаждущих где-нибудь припарковаться. На пляже был навес и одна раздевалка. Мы обрадовались такой цивилизации, но море разочаровало: на дне были гигантские мерзкие валуны, и можно было купаться только не касаясь дна, иначе ноги застревали в расщелинах между камнями. С Варей это сложно, ведь надо устойчиво стоять, чтобы держать ее.

После купания мы вернулись в Отрадное.  Ночью Варю тошнило, и, конечно, ее невозможно было заставить выпить сразу много воды, чтобы промыть желудок, поэтому мы несколько раз просыпались, подставляли ей тазик (да, у нас в номере был тазик - с чего бы это?) и засыпали снова. На следующий день у нее была слабость и небольшая температура, и ребенок весь день или спал, или лежал, а мы провели самый бездарный день в Крыму, валяясь в постели и заказывая еду на дом. Конечно, мы могли сходить на пляж по очереди, но у нас обоих не возникло желания преодолевать этот путь по козьим тропам в одиночку. На Диму вообще так давила убогость этих мест, что он забронировал нам на последнюю ночь в Ялте другую гостиницу - в горах.

На следующий день Варя проснулась полным огурцом, и мы сочли возможным поехать на Беседку ветров. Это такая ротонда на краю обрыва, откуда открывается захватывающий вид на Большую Ялту. Мы построили маршрут и ехали в горы по серпантину в предвкушении, как вдруг среди гор и лесов на нашем пути встали массивные деревянные ворота. Оказывается, далее за проход/проезд на территорию заповедника нужно было платить, и не сколько-нибудь, а 800 рублей с человека. Если ли бы было хотя бы по 300 - мы бы не задумываясь заплатили бы и поехали дальше, но отдавать 1600 рублей за то, чтобы на собственной же машине проехать еще час по горам и за 10 минут посмотреть Беседку ветров - это уж слишком. Тем более, не понятно, что делает с этими деньгами заповедник: на вид там просто обычный дикий лес, следов благоустройства мы не заметили. Мы развернулись и поехали в центр Ялты.

Набережная Ялты, однозначно, прекрасна: летом еще лучше, чем в марте, хоть и людей больше. Здесь, как и в Коктебеле, много магазинов, но это не ларьки и шаурмятни, а красивые здания XIX века. На набережной много растений и все очень ухоженно. Пожалуй, здесь не хуже, чем в Ницце, просто эта набережная гораздо короче. Но где в центральной Ялте пляж - не знаю, нам он не попадался. А еще, конечно, стоит отойти от набережной на квартал вглубь, как снова забываешь о цивилизации и попадаешь в месиво из машин и людей на узких улицах и царство закрытых зеленой сеткой заброшек.

Мы пообедали в Ялте и поехали в Мисхор - на знаменитую гору Ай-Петри. И что тут началось! Ай-Петри - это источник зарабатывания денег для колоссального количества людей. Для начала вас отовсюду зазывают на платные парковки, потому что с парковками здесь проблема. Мы поставили машину очень близко к подъемнику за 300 рублей на любое количество времени и встали в очередь. Очередь на фуникулер - как в Мавзолей, но движется она медленнее (кто не был в Мавзолее Ленина, сообщаю: очередь только с виду кажется огромной, но движется она быстро, т.к. охрана не дает долго беспокоить дедушку), ведь на подъемнике всего две кабины вместимостью по 40 человек. И тут вы попадаете во власть зазывал, которые уговаривают вас не стоять в очереди, а ехать с ними на машине, ведь при этом вы посетите водопад Учан-Су и горное озеро, а обратно можно при желании спуститься на подъемнике. Я не вижу ничего плохого в такой идее, но если кто-то читал и помнит наш блог за 2016 год, то Учан-Су мы уже с горем пополам увидели, а от подъема на машине отказались еще тогда, когда было меньше ажиотажа, потому что для нас канатка - достопримечательность даже бОльшая, чем сама гора.

Канатная дорога Мисхор - Ай-Петри была открыта в 1988 году, но строилась она аж с 1967 года. Дорога и кабинки аутентичные, с 1988 года, но оператор заверяет, что все оборудование проходит ежедневный техосмотр. Правда, на информационных щитах не написано, что в 2013 году на дороге все-таки произошла авария, но это было не  падение, а застревание. Все пассажиры были успешно эвакуированы в тот же день. Длина всей дороги - 2980 м, время в пути - 15 минут. На промежуточной станции Сосновый бор нужно выходить из кабинки и пересаживаться. Участок от станции Сосновый бор до станции Ай-Петри уникален: имея протяженность 1670 метров, он является самым длинным безопорным пролетом канатной дороги в Европе.

Мы прождали в очереди около часа и наконец попали сначала в кассу, а потом и в кабинку. Кстати, канатка на Ай-Петри - второе место в Крыму после Судакской крепости, где соблюдается масочный режим. Правда, сотрудники здесь грубоваты, на пересадке кричат на людей, чтобы у каждого был в руках его билет, что не всегда удобно (Дима держал Варю и рюкзак, конечно, проще было отдать оба билета мне). В вагончике, конечно, все стремятся занять место у окна. Места стоячие (создается столь знакомое ощущение общественного транспорта), только по углам есть твердые сиденья. Во время следования идет экскурсия, которая рассказывает о самой дороге и о том, что мы видим из окна.

Ближе к концу видны зубцы Ай-Петри - выступы на гребне, образовавшиеся при выветривании. Высота горы составляет 1234 метра.

Поднявшись наверх, вы оказываетесь на плато, которое называется Ай-Петринская яйла. Тут тоже налажен бизнес: вас зазывают покататься на лошадях, покушать в кафе, купить сувениры или пледы. Пледы пользуются популярностью, потому что температура на Ай-Петри на 10 градусов ниже, чем внизу. И если в Мисхоре в этот день было примерно +25, то здесь - не выше +15 градусов, при этом очень сильные ветры. Нам было холодновато в одних толстовках.

Со смотровой площадки видна вся Большая Ялта. Но она так далеко и низко, что радости узнавания каких-то отдельных мест не испытываешь.

Мы полезли на зубцы. Подъем на них не сложный: тропа каменистая, ноге всегда есть, за что зацепиться. Варя осилила без особых проблем.

С зубцов слева виден Аю-Даг и скалы Адалары. Для желающих пощекотать себе нервы и потратить 1000 рублей между зубцами натянуты два веревочных мостика, но они были закрыты, кассира не было.

После этой прогулки мы отправились обратно в очередь. Думаю, если прийти на канатку к открытию - 9 утра - таких очередей можно избежать. Но у нас поменялись планы из-за отмены Беседки ветров, поэтому, наверное, мы попали в самый пик. Варино вчерашнее недомогание передалось мне, и меня подташнивало. Зазывалы ужасно бесили, предлагая спуститься на машине, и в ответ на мой аргумент «меня тошнит» они не отставали, а убеждали, что довезут меня как хрустальную вазу и «если вас стошнит, я верну деньги». Но, господа, меня же тошнит прямо сейчас, просто отстаньте! Хотелось всех расстрелять, хотя бы из водного пистолета. Зазывала только попытается подойти ко мне, а я раз - и пускаю ему в лицо струю воды! Это даже не подпадает под хулиганство, так что останется безнаказанным. В общем, если вас тоже бесят зазывалы, советую перед поездкой в Крым запастись водным пистолетом.

Зазывалы убеждают: «Зачем вам ехать вниз по канатке, если вы ехали по ней вверх? Вы увидите то же самое!». На самом деле, это не совсем так. Когда вы едете вверх, перед вами открывается панорама гор. Вниз - соответственно, Ялта и море. И экскурсия отличается. Например, по пути вниз рассказывают про крымскую сосну. Оказывается, эпизоды советского фильма «Про красную Шапочку», где главная героиня бегает по лесу с песней про горы «вот такой вышины», снимались именно в этих лесах.

Мы спустились и, конечно, меня стошнило в ближайшем же туалете прямо у канатки, куда смотритель почему-то пустил меня бесплатно (так ли я ужасно выглядела?). Надо было все-таки ехать на машине, где обещали в этом случае вернуть деньги. А мы поехали в отель «Вилла Светлана», и там нам сразу понравилось. Во-первых, там была просторная стоянка. Во-вторых, там было все: собственная кухня и даже стиральная машина, гладильная доска, тренажерный зал (общий) - хозяева всеми силами постарались компенсировать своим гостям отсутствие моря. Впрочем, они даже готовы были нас бесплатно утром довезти на пляж в Алупке, от чего мы отказались. Я с удовлетворением нашла в шкафу белый махровый халат, завернулась в него и стала лечить свой желудок. А Дима с Варей поплескались на закате в бассейне с видом на горы. А-а, здравствуйте горы вот такой вышины! Завтра мы вас покинем - дорога зовет, пора в Севастополь!

канатная дорога, Россия, скала, парк, на машине, горы, природа, архитектура, Республика Крым, море