Утром
следующего дня мы пошли на остановку автобуса №188, следующего в отдаленный лондонский район Гринвич. Большинство автобусов Лондона - красные двухэтажные, и этот не исключение. Автобус почти сразу подъехал, и я тихонько обошла медленно подтягивающуюся к нему кучку людей: им явно не обязательно сидеть над водителем, а нам очень надо! Мы успешно заняли места у верхнего лобового стекла.
В первые минуты поездки на двухэтажном автобусе ощущения необычные. Кажется, что светофоры и столбы шарахаются направо и налево от автобуса, что ветки деревьев сейчас ударят тебя по голове и что мы сбили по меньшей мере десяток пешеходов. Потом к этому привыкаешь, и сбитые пешеходы перестают волновать.
В Гринвиче в первую очередь мы пошли на "Катти Сарк". Это единственный сохранившийся чайный клипер - быстроходный корабль, использовавшийся для поставки чая. Он был построен в 1869 году, а сейчас является музеем. Ниже ватерлинии корабль "встроен" в здание музея, где находятся кассы, кафе и часть экспозиции.
Экскурсия начинается с трюма и рассказывает о чайных гонках. Клиперы стремились доставить чай как можно скорее, поскольку от этого напрямую зависела прибыль. Варя здесь увлеклась разными детскими интерактивами про безумное чаепитие из "Алисы в стране чудес", еле удалось оторвать.
На следующем уровне интерактивов стало еще больше, они рассказывали о жизни и работе на корабле. Например, в одном месте можно было понюхать грязные носки и свинарник, где откармливали свиней для команды. А Дима увлекся игрой, где нужно было провести клипер из Шри-Ланки в Лондон за как можно меньшее количество дней, и бил там рекорды. Я попробовала - мой корабль безнадежно отстал, едва успев выйти из порта.
Верхняя палуба наделала мне немало тревог, потому что Варя носилась по ней безостановочно, и я боялась, что она или свалится за борт,
или влезет, куда не надо. Например, на койку матроса.
Внизу, в здании музея, была яркая коллекция носовых фигур разных кораблей, а еще речи разных лиц, сопричастных к судьбе "Катти Сарк".
На обед мы пошли в интересное место: кафе, меню которого содержит только разные традиционные английские пироги, подающиеся с картофельным пюре. Кафе работает по принципу раздачи, народу полно, места надо еще поискать, зато еда прямо из печи и недорогая.
После обеда мы пошли в Морской музей. Вход в него бесплатный, как в некоторые другие государственные музеи Британии.
Музей мне показался скучным и сумбурным. В музее много всяких артефактов, но они размещены не в хронологическом порядке, а по тематикам, мало связанным друг с другом. Музей нельзя назвать развлекательным: скорее, сюда надо приходить несколько раз для кропотливого изучения.
На верхнем ярусе располагается большая площадка в виде карты мира, по которой дети возят игрушечные кораблики.
Под конец мы уже устали от осмотра музея и не пошли в Королевскую обсерваторию, через которую проложен Гринвичский нулевой меридиан. Варя уже давно спала в коляске, и мы немного прогулялись по Гринвичу. Здесь преимущественно были одинаковые длинные полосы узких двухэтажных домов с крохотными площадочками перед входом и с небольшим сырым задним двором. В отличие от Камдена, в Гринвиче есть мусорные баки, причем с ними даже перебор: у каждого дома по 2-3 штуки, для разного вида мусора. В целом здесь чище и меньше людей.
Каждый хозяин стремится украсить свою входную площадку, как может, высаживая растения. У одного дома мы увидели такую пальму в форме елки, она очень заинтересовала Димину маму. Если кто-то знает, что это такое, очень прошу написать!
Потом мы снова сели на 188-й автобус (кстати, англичане говорят один-восемь-восемь, а не числом, как мы) и поехали в Лондон, где забрали свои вещи из квартиры на Свинтон-стрит. Потом у нас была неудачная попытка поужинать в пабе: еще до 8 вечера у них уже закрылась кухня и осталось одно пиво. Пришлось кушать в пиццерии. Около 9 вечера мы пришли на вокзал Кингс Кросс. Если вы не были в Лондоне, но знаете этот вокзал, все ясно - вы читали "Гарри Поттера". В Британии на туризме делают деньги всеми возможными способами, поэтому, конечно, неподалеку от платформы №9 стоит тематический сувенирный магазин и при нем инсталляция в виде тележки, исчезающей в стене платформы №9 и 3/4. У тележки неизменно стоит очередь из желающих сфотографироваться. Сотрудник магазина предоставляет вам красно-золотой шарф "Гриффиндора", волшебную палочку и даже фотографа. Фотографию можно купить в магазине.
Разрешается сфотографироваться и на свой фотоаппарат, что мы и сделали. Фото получилось мутным, как будто я уже исчезаю в волшебном мире.
В самом магазинчике царит суматоха: летают снитчи (да-да, правда летают), толпятся люди. И кусаются цены. Волшебная палочка стоит 30 фунтов, но я сомневаюсь в ее магической силе.
Я хотела сфотографироваться еще раз, когда магазин закроется. Но когда магазин закрылся, продавец преспокойненько отцепил половинчатую тележку от стены и увез, так что осталась одна табличка.
А вообще, целью нашего прихода на вокзал было не прикосновение к волшебству, а поездка в Шотландию. Мы ждали ночного поезда Caledonian Sleeper. Ночные поезда в Великобритании едут только из Англии в Шотландию, поэтому далеко не все местное население знакомо с таким видом транспорта. И отлаженной работы железнодорожного сообщения, когда поезда приходят минута-в-минуту, как в России, здесь нет. Компаний-перевозчиков несколько, соответственно, несколько табло, и ваш поезд может быть на них вообще не указан: ждите, информация появится позже. Мы порядком понервничали, потому что изначально наш поезд должен был ехать с другого вокзала и в другое время, но потом пришло письмо об изменениях, а тут на табло ничего нет. Девушка за информационной стойкой подтвердила, что в расписании наш поезд есть. Наконец нас отловили сотрудники Caledonian Sleeper и сказали, что поезд задерживается примерно на полчаса, и вся эта суматоха из-за того, что они меняют вагоны на более новые. А еще нам изменили номер вагона, потому что нашего вагона F (у них нумерация вагонов по буквам) в этом составе просто нет. "Ну, пусть будет вагон D" - сказал представитель компании и исправил ручкой в списке пассажиров. Видимо, ночные поезда тоже ездят полупустыми, как и экспрессы до
Дувра.
Наконец мы сели в поезд. Вагоны нам достались старые, но все равно было очень любопытно. Коридор узкий, двум людям разойтись тяжело.
Купе двухместные и достаточно тесные. Из минусов: совершенно нет места для багажа. Ни наша, ни родительская сумка не поместились под низкой кроватью и на небольшой полке над окном. Дверь не раздвижная, а обычная, открывается вовнутрь, и при ее открытии становится катастрофически мало места. В таком купе точно не собрать веселую компанию! Из плюсов: кровать шире. Тем, кто едет с ребенком под боком, это очень важно! Я смогла здесь нормально выспаться, а в наших поездах иногда приходится цепляться рукой за стол, чтоб не свалиться. Постели застелены, освещение и температуру можно регулировать. Длинный столик расположен вдоль окна
и скрывает в себе индивидуальную раковину. Может, поэтому здесь нет очередей в туалетах (которые делятся на мужской и женский), хотя скорее потому, что просто нет людей. Это вам не "Воркута - Адлер"!
Проводник вечером раздает всем картонки, на которых нужно отметить, что мы хотим заказать на утро из еды и во сколько нам это принести (кстати, точное время прибытия никто не знает - что за глупый вопрос), и эти картонки нужно вывесить на ручку двери снаружи. Чай входит в стоимость билета, а остальное мы взяли с собой, так что заказали только чай. Общение с проводником получается минимальное, никакого "купите лотерейный билет" нет. Прекрасное место для интровертов!
В итоге я затрудняюсь сказать, понравился ли мне британский поезд больше нашего. Тем более, мы сразу завалились спать и не успели оценить как следует. А утром нас уже ждала
Шотландия!