Морской баланс сил между Великобританией и Францией в 1870-х (ч.3)

Nov 14, 2020 00:51

В прошлый раз мы выяснили, что Наполеон идет искать друзей. И ситуация дополнительно усугубляется тем, что Виктория тоже. И находит, раз уж война случилась. Почему так категорично? Потому что морем ценности только перевозят, а средства производства в большинстве своем расположены на суше. Каким бы грустным для Франции ни был баланс сил по флоту, по армии для Великобритании все гораздо печальнее. В 1870-х, где Германии не случилось, а случился сильно урезанный СГС, Французская армия представляет наибольшую опасность в Европе, и только русская армия может вести с ней боевые действия на равных. У нее, конечно, есть проблемы с оснащенностью и обученностью, но это все еще полмиллиона человек в действующей армии, и после мобилизации общая численность может быть увеличена до двух миллионов. Без учета лояльного Франции Южногерманского Союза. Для сравнения, урезанный СГС может рассчитывать максимум на 400 тысяч, и около 1200 тысяч после мобилизации, и качество их в условиях урезанных финансов не будет соответствовать таковому ИРЛ. Численность армий Италии и Австро-Венгрии примерно 300-350 в действующей и 800 тысяч после мобилизации, Османской империи - 210 и 700. Для британской армии все намного хуже. У королевы Виктории под ружьем ок. 200 тысяч человек в действующей армии и еще примерно столько же добровольцев в нерегулярных подразделениях. Да, никакой призывной системы. Полтора десятилетия изучения опыта Крымской ничем не закончились: в Англии доминируют консерваторы, которые полагают, что реформы будут разрушительны для армии и настаивают на следовании заветам герцога Веллингтона, игнорируя значительные изменения оружия, тактики, стратегии и военной организации. Несмотря на хорошую оснащённость и подготовку солдат британская армия может выполнять лишь вспомогательную роль в содействии с армией иной великой державы, а самостоятельную войну с Францией вести не может. И этой иной державой будет либо Россия, либо Италия, потому что СГС с Австро-Венгрией взаимно обозлены, и союз с кем угодно из них, таким образом, будет слишком токсичным. Как у России, так и у Италии, есть флот, который надо учитывать.

Вот и получается, что хотя минорные флоты значительно слабее двух крупнейших в мире, их тоже нужно учитывать. Чем и пришло время заняться. В Средиземноморском регионе "большая четверка" морских держав: Италия, Испания, Австрия, Турция. Именно на их примере сильнее всего видна роль личности в истории, потому что все эти флоты, кроме итальянского, - успех, имеющий имя и фамилию.


Италия

Недавно третий флот в мире сейчас в тяжелом состоянии. Последние 5 лет у деморализованной поражением при Лиссе Италии были ОЧЕНЬ большие проблемы с финансированием флота. Поэтому многие имеющиеся по бумагам корабли находятся в плачевном состоянии, многие недоукомплектованы. Команды плохо обучены. Это снижает оценку реальной силы флоты.


Два броненосца “Террибл” и “Формидабл” - легкие условно броненосные корветы с броней 110 мм (причем ламеллярной, то есть, на 25% менее эффективной) вдоль всего борта и скоростью 10 узлов. Имеют по 4 8-дюймовые пушки и 16 6.5-дюймовых. Таким образом, не соответствуют стандартам великих держав ни по скорости, ни по броне, ни по вооружению.
“Ре ди Портогало”, отличается от вышеописанных только тем, что у него размеры нормального фрегата и чуть толще броня. Деревянный корпус к 1871 находится в очень плохом состоянии, фрегат поставлен на прикол и переквалифицирован в учебную мишень.
4 броненосных фрегата типа “Регина Мария Пиа” по вооружению и броне не сильно превосходят вышеописанные, но броня только на центральной батарее, а скорость 13 узлов. Неплохие корабли для времени постройки, но к 70-м устарели.
3 корабля типа “Principe di Carignano”, последний из которых недоукомплектован. Устаревший к началу 70-х батарейный броненосец со скоростью 10 узлов, побольше, чем "Террибл", но по сути то же самое.
Броненосец-таран “Аффондаторе” пережил Лиссу, затонул, поднят в 1870 и снова введен в строй. Преимущество: это башенный броненосец с хорошей паровой машиной. Недостаток: слабая броня и артиллерия, всего две девятидюймовки для фрегата - вообще ни о чем; настолько сильно отличается от прочих кораблей, что в бою может эффективно действовать только водиночку.

Из нового есть два броненосца типа “Рим”, из которых один недоукомплектован. Пушек мало, но пушки мощные. Броня достойная. Вполне актуальные корабли, хоть и все еще уступают английским.
В постройке находятся “Principe Amedeo” и “Palestro”, исторически они были полностью укомплектованы только в 1875 году. Эти казематные броненосцы идейно вполне современные, но носят явные признаки корабля “для бедных”.

Все это называется броненосцами, чтобы хорошо звучало, но, фактически, у Италии есть
- 1.5 нормальных броненосных фрегата;
- один таранный броненосец, чье место в эскадренном бою неясно;
- 4 условно броненосных фрегата;
- 4.5 корабля, которые как бы броненосные, но как броненосцы слишком слабо вооружены и защищены, а как фрегаты - не обладают достаточной скоростью. “Условно броненосные корветы”, так сказать.

Что касается не броненосных кораблей, то в австро-итало-прусскую войну у Италии было 20 винтовых боевых кораблей (плюс один в постройке), 49 боевых и вспомогательных паровых кораблей и 13 парусников, боевых и вспомогательных. Моряки пришли из разных флотов (Пьемонта, Лигурии, Неаполя, Сицилии, Тосканы, Венеции и других областей) и совсем недавно стали считать себя итальянцами, поэтому с координацией действий в рамках эскадры все было очень плохо, что дополнительно усугубляло проблему не унифицированных по скорости и вооружению кораблей. Хорошо никогда не было, а с урезанием финансирования лучше не стало.

[Для понимания разобщенности]Наиболее крупные соединения:
Сардинский флот: винтовой фрегат 5 единиц, парусный фрегат 1, 2 винтовых корвета, 2 парусных корвета, 3 колесных корвета, 2 канонерские лодки, 4 авизо.
Неаполитанский флот: линейный корабль «Ре Галантуомо» (ИРЛ в строю до 1875 года), винтовой фрегат 3 ед., парусный фрегат 2 ед., винтовой корвет «Этна», парусный корвет 2 ед., колесный корвет 12 единиц, 2 авизо.
Сицилийский Гарибальдийский флот: колесный корвет, 2 ед., 2 авизо.
Тосканский флот: винтовой корвет «Маджента», канонерская лодка 4 ед., 1 авизо.

За подробностями по фрегатам - сюда.
Сюда - по корветам
Итого:
- 64-пушечный линейный корабль, 1
- Винтовые фрегаты, 8. К 1869 два из них выведены из состава флота и разобраны.
- Парусные фрегаты, 3. К 1869 все либо выведены из состава флота, либо переоборудованы в блокшивы
- Винтовые корветы, 4
- Парусные корветы, 4 (все разобраны)
- Колесные корветы, 17 (все разобраны?)
- Канонерские лодки, 6 (статус неизвестен)
- Авизо, 7 (статус неизвестен)
Удалось найти данные по 19 корветам из 25 заявленных. Из них 13 (все парусные и колесные) по состоянию на 1870 год выведены из состава флота и 1 превращен в гидрографическое судно. Все винтовые точно в строю. Логично предположить, что разобраны или потеряны почти все колесные корветы, по которым нет данных. Может, осталась парочка.

Такой вот четвертый флот в мире, других у меня для вас нет.

Турция


Некогда могучая морская держава, Османская империя "послесинопского" периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции.
В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа "Османие", 4 единицы. Пояс 140 мм, 14 8-дюймовых и 1 9-дюймовая пушки Армстронга в качестве главного калибра. Вполне актуальные для своего времени броненосные фрегаты, превосходящие итальянские и австрийские аналоги.
Не менее удачным приобретением оказался и батарейно-барбетный броненосец "Ассари-Тевфик", заказанный уже у Франции. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали "верхний" вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный, но это уже совсем другая история.
В дополнение к этому, турки заказали 4 пары броненосцев береговой обороны у англичан и французов и одиночный “Иджалие” у австрийцев. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов. 2 из них будут достроены в 1874 году. Если классифицировать эти корабли как броненосные корветы, что как минимум в рамках Восточного Средиземноморья корректно, турецкий флот получает еще 63 единицы боевой мощи, будучи таким образом сравним с итальянским и австрийским вместе взятыми.

Османы заказали еще 3 броненосца, строительство которых должно начаться в 1871-2 годах, но из-за тяжелой финансовой ситуации нет уверенности, что они смогут выкупить эти корабли. Особенно если учитывать тяжелую политическую ситуацию, в силу которой Англия может их конфисковать.
Итого:
5 броненосцев 1-го ранга
7 броненосцев 2-го ранга и еще 2 на подходе

В нашей АИ турки смогли выкупить “Фатих”, и таким образом у них есть еще 1 сверхлинкор. Как ни смешно, Османская империя - вторая страна, заимевшая сверхлинкор. Может в море.
[ИРЛ]ИРЛ "Фатих" выкупила Пруссия, но в нашей АИ ей не до корабликов и, скорее всего, даже большая часть имевшегося в 1866 году флота будет продана с аукциона. Так что, у турок было время поскрести по сусекам.

Что касается неброненосных кораблей, то пепел Синопа стучал в сердце султана, и в 50-х у Турции была масштабная кораблестроительная программа. К 1870 году в строю находятся:
- 4 винтовых линейных корабля
- 2 колесных фрегата
- 6 винтовых фрегатов, в основном довольно новых, и еще 4 на подходе, хотя их строительство затянулось
- 13 винтовых корветов, из которых половина английской постройки
Все, что проходит по категории “суда”, в этом списке не числится, но они тоже есть.

Итак, турецкий флот обладает очень достойной по меркам второсортных великих держав матчастью, и будь дело только в этом, уверенно занимал бы третье место в мире. Много кораблей, в большинстве своем хороших и современных. К сожалению, сказать то же самое о подготовке экипажей или офицеров нельзя. Виной тому общая отсталость страны. Для работы с парусами можно завербовать вчерашних рыбаков, но трудно найти достаточно кочегаров и машинистов в глубоко аграрной стране. Артиллерийское дело тоже просто так не дается, а офицерские кадры вообще больной вопрос. Чем дальше, тем очевиднее становилось, что нельзя иметь современную армию, не являясь сильной промышленной державой. Когда в РИ случилась русско-турецкая война, весь этот прекрасный флот перед лицом значительно уступающих сил оказался почти абсолютно бесполезен.

Испания


К 1868 году, когда Испания завершила выполнение своей судостроительной программы, в распоряжении испанских адмиралов оказался четвертый по размерам флот в мире. Это был сбалансированный по типам кораблей инструмент для реализации морской политики. Технически флот, созданный амбициозной королевой Изабеллой II, соответствовал мировым стандартам… но эти стандарты меняются слишком быстро, и корабли стремительно устаревают. При этом, как известно, воюют не корабли, а люди. Пройдя через множество локальных войн, испанские моряки готовы защищать безопасность своей страны. Вместе с тем, имеются проблемы с набором, обучением и достойным обеспечением рядового персонала (по тем же причинам, что и в Турции), а испанские офицеры получают не слишком большое жалование. Однако у испанцев есть большой практический опыт мореходства и ведения боевых действий в разных климатических условиях, который они с успехом применили в кампании на Филиппинах.

ИРЛ в Испании после смерти Изабеллы как раз случился кризис престолонаследия и гражданская война, так что, из европейских политических раскладов она выбыла надолго, как раз до тех пор, пока флот не устарел уже безнадежно. Воевали эти броненосцы в основном друг с другом, и еще немного с прибрежными городами Чили и Перу, причем от перуанцев огребли. Но в АИ ситуация может развиваться иначе, может даже быть так, что новая европейская война начнется из-за Испании. Так что, привожу здесь списки.

4 условно броненосных фрегата: "Нумансия", "Тетуан" (понижен в классификации из-за устаревших пушек и состояния корпуса), "Арапилес", "Сарагоса".

Броненосные фрегаты "Витория", "Мендес Нуньес", +1 в постройке - "Сагуто". Из-за гражданской войны его постройка ИРЛ была бесконечной: заложенный в 1863 году он вступил в строй только в феврале 1877.

Кстати, battleships.spb.ru с испанскими броненосцами не порадовал, огульно гребя как "почти однотипные" корабли, которые на самом деле построены по совершенно разным проектам и довольно заметно друг от друга отличались. Добавляло отличий и то, что, не имея нормального производства артиллерии у себя, испанцы покупали ее с миру по нитке, и в итоге даже на одном корабле могли оказаться орудия совершенно разных систем, что добавляло проблем логистике.

С легкими силами у испанцев на первый взгляд не так уж и плохо. Из винтовых фрегатов 2-го и 3-го классов, вступивших в строй в 1857-1862 годах (водоизмещение - от 3075 до 3210 т), в строю остается пять: Blanca, Asturias, Concepción, Carmén и Lealtad. В 1864-1865 годах Армада пополнилась тремя так называемыми “большими фрегатами” водоизмещением от 3960 до 4460 т - Gerona, Almansa и Navas de Tolosa. Они соответствуют американской концепции корабля, который мог бы сражаться против британских и французских паровых линкоров и выступать в роли истребителя торговли - быстроходного винтового фрегата водоизмещением более 4000 т с батарей бомбических пушек калибром не менее 8 дюймов (203 мм). Кроме захваченного у чилийцев в 1866 году корвета Tornado (водоизмещение 2100 т), испанцы располагали одним корветом 1-го класса Doña María de Molina (водоизмещение 1670 т) и четырьмя корветами 2-го класса водоизмещением по 750 т: Consuelo, Vencedora, África, Diana. На самом деле, ни один из этих кораблей не перевооружался на современные казнозарядные орудия, и все они к 70-м годам были не в лучшем состоянии.

Кроме нескольких десятков малых колониальных канонерских лодок водоизмещением менее 100 т, интересы короны на Кубе и в Испании защищало всего 17 винтовых канонерских лодок водоизмещение от 208 до 630 т. Эти весьма полезные кораблики сражались с пиратами, осуществляли блокаду берегов во время восстаний, поддерживали своим огнём пехоту и перевозили важные грузы.

В общем, бой с эскадрой английского или французского флота для испанского закончился бы предсказуемо, но вот с какими-нибудь итальянцами они драться вполне способны.

Австро-Венгрия

Вплоть до поражения во Второй войне за независимость Италии Австрия никогда не имела большого флота. В конце 50-х флот состоял из 4 фрегатов, 4 корветов (все парусные) и 2 колесных пароходов. Своим рождением флот Австро-Венгрии обязан эрцгерцогу Фердинанду Максу, который благодаря своему статусу мог без особых проблем выбить любое необходимое финансирование. В итоге получился пример создания мощного и боеспособного флота, выигравшего Лиссу, за одно десятилетие при наличии политической воли. Что характерно, флот построен преимущественно самими австрийцами, потому что из-за дипломатической изоляции у них были серьезные проблемы с закупками вооружения за рубежом, вплоть до того, что приходилось маскироваться под агентов КША. Под руководством Тегетгоффа боевой дух флота на высоте, выучка тоже, и активная судостроительная программа продолжается. Этим Австро-Венгрия выгодно отличается от испанцев и турок, которые корабли купили, а флот не купили, потому что десять кораблей и тысяча моряков это еще не флот. В первой половине 70-х Австро-Венгрия введет в строй 3 казематных броненосца, к концу десятилетия планирует иметь 15 броненосцев. ИРЛ этим планам не суждено было сбиться, потому что преемникам Макса и умершего от пневмонии Тегетгоффа финансирование выбивать было все труднее, и развитие заглохло.

Но что если я скажу, что в нашей АИ Тегетгофф не умер в 1871. Более того, обзаведясь на общем кураже колониями, Австро-Венгрия охотнее вкладывает деньги во флот. Броненосцы класса Kaiser Max отправлены “на модернизацию”, настолько глубокую, что это подразумевает строительство нового корабля с именем старого (на 4 года раньше ИРЛ). Строится большая серия корветов класса Frundsberg для службы в колониях и, возможно, что-то более грандиозное. Глядя на русскую программу по созданию броненосных крейсеров и имея доступ к французским паровым машинам, Тегетгофф пытается пробить через правительство свой ответ "Минину"... и тоже, параллельно русским, развивает концепцию "крейсерских ударных групп".

Однако, у австрийского флота есть и объективно слабые стороны:
- Отсутствие доступа к современным технологиям, в частности, артиллерии, привело к вооружению кораблей устаревшими бронзовыми пушками. Эта проблема решается, но медленно и в основном за счет закупок в Англии и СГС, с которыми в нашей АИ могут быть проблемы. С броней и башнями тоже проблемы.
- Слабые паровые машины и плохая маневренность. Диаметр циркуляции в 16 длин корпуса? Легко.
- Отсутствие сколь-нибудь серьезного опыта у кораблестроителей привело к тому, что корабли, построенные в начале 60-х, почти все находятся в очень плохом состоянии и вряд ли способны к длительной кампании за пределами Адриатики.
- Изначальная ориентация на внутренние моря ведет к неспособности броненосцев действовать за пределами плотной сети баз.


О людях поговорили, теперь о кораблях.
Drache-class два броненосных корвета (“Дракон” и “Саламандра”) с деревянным корпусом. По стандартам начала 70-х слабо вооружены, плохо бронированы и имеют низкую скорость. “Дракон” сильно изношен, “Саламандра” в пристойном состоянии.
Kaiser Max class 3 вполне актуальных на момент постройки, но устаревших к началу 70-х броненосных фрегата: “Кайзер Макс”, “Принц Ойген” и “Дон Жуан”. Все корабли страдали от тех же проблем, что и русский Балтфлот: ограниченная мореходность за пределами Адриатики. В 1867 году были доработаны, чтобы исправить эту проблему. Довольно бесполезный шаг, поскольку к 1870 году все три корабля сильно износились и вряд-ли способны к длительной кампании в Средиземном море.
Erzherzog Ferdinand Max class два корабля, неплохих на момент постройки и вроде бы удовлетворяющих критерию броненосного фрегата без условностей, при условии, что получат нормальную артиллерию. Хотя по стандартам великих держав они слабоваты, эти корабли могут быть применены в любой точке Средиземноморья и возможно даже в Атлантике.
“Лисса” - казематный броненосец, не лучший в мире, но вполне пристойный. Проблема с артиллерией наконец-то решена.
“Кустоза” - еще один неплохой броненосец, достраивается. ИРЛ спущен на воду в 1872 и введен в строй в 1875.
“Эрцгерцог Альберт” - еще один броненосец по индивидуальному проекту, заложен в 1870, ИРЛ спущен на воду в 1872 и введен в строй в 1874.
“Кайзер” изначально 92-пушечный линкор, отличившийся при Лиссе слабоумием и отвагой, в 1869 отправлен в сухой док для переоборудования в еще один казематный броненосец. ИРЛ был готов в таком качестве в 1875.

Итого:
3 броненосных фрегата, хоть и слабоватых
5 устаревших и находящихся в плохом состоянии условно броненосных условно фрегатов.

Касательно не броненосных кораблей, в битве при Лиссе участвовали: 5 винтовых фрегатов (из них один взорвался в 1869, один точно в плохом состоянии и будет выведен в 1872, один точно в хорошем состоянии), 1 винтовой корвет, 8 канонерских лодок 1 винтовой тендер, 3 парохода. Разумно предположить существование некоторого количества винтовых корветов и авизо, в бою не участвовавших.

А чего там Греция?

В качестве еще одной страны, которая приобретала броненосцы, отметилась Греция. Однако, кроме двух броненосных корветов "Василиса Ольга" и "Базилевс Георгиус", которые в целом сопоставимы с турецкими ББО, у Греции практически ничего нет. 1 парусный фрегат, 1 парусный корвет, несколько шхун и барков, - это все, что осталось от греческого флота Войны за независимость после “Великого преступления”, когда пришлось с помощью иностранцев долбить свой восставший флот. В правление короля Оттона, флоту была отведена второстепенная роль. Действительный период реорганизации и расширения ВМФ начался через полвека, при премьер-министре Харилаосе Трикуписе (с 1875 года). Проделанная в этот период работа стала предпосылкой греческих морских побед в Балканских войнах.

Есть еще Португалия, но она наоборот оставила свое морское величие позади. Как и свою независимость, став фактически виноградным придатком Англии. Времена величия португальского флота остались в далеком прошлом. У этой страны в начале 70-х есть один 80-пушечный парусный линейный корабль “Васко да Гама”, актуальный скорее как символ, чем как боевая единица, 4 винтовых корвета собственной постройки и 4 купленных у Великобритании, 8 канонерок. В общем, флот способен выполнять самостоятельно только патрульные и крейсерские функции.

Выводы по Средиземноморью

Итак, в Южной Европе есть четыре державы, обладающие довольно многочисленными броненосными флотами. Внушительнее всего выглядит турецкий, но только если не смотреть дальше матчасти. С точки зрения подготовки, что-то из себя представляют Испания и Австро-Венгрия. Реальная надежда у Франции может быть на морскую помощь только от последней, и если в нашей АИ Тегетгофф не заболел пневмонией, а наоборот выжил, продолжая возглавлять австрийский флот все 70-е, это вполне серьезная надежда. Надежда на Турцию может заключаться скорее в том, что турки помогут взять на испуг, но практика русско-турецкой войны 1877-8 это для нашей АИ послезнание, и набить себе цену как союзник Османская империя с помощью формально большого и современного флота может.

Есть еще морские державы Северной Европы, в основном там труба пониже и дым пожиже (в буквальном смысле слова, ха-ха) но о них я расскажу в следующем посте, этот и так слишком объемный получается.

кораблики, история, техника

Previous post Next post
Up