Мне нравится скорость, с которой я ввожу новые аббревиатуры при попытках классификации. Раньше были ТВК, теперь появились УБФ - условно броненосные фрегаты. Броненосные они действительно условно. Вот подброшенные коллегой fonzeppelin данные по бронепробиваемости орудий [Таблицы]
Чтобы не загромождать статью, я выложил таблицы только по французским пушкам и стандартным для современных кораблей британского флота пушкам Армстронга. Таблицы прописаны в приведенной дистанции (с учетом угла попадания). Они доведены только до 2 км, так как при том уровне развития артиллерийского дела попадания на более дальних дистанциях были хотя и теоретически возможны, но крайне маловероятны. Так вот, хорошо видно, что новые французские нарезные казнозарядные тяжелые пушки если попали, то пробили - что угодно, под любым углом. Проблема лишь в том, что в первой половине 70-х эти пушки все еще в остром дефиците, а старые хуже, чем у Армстронга. Но даже они на правильной дистанции и при хорошем попадании вполне способны справиться с броней. Так что, эскадренный бой броненосных фрегатов по своей динамике будет похож на бой линейных кораблей начала века. Разница лишь в том, что гораздо более маневренные паровые корабли независимы от ветра, они могут активнее прорезать строй и таранить друг друга. Но возрождение групповой тактики маловероятно: она либо требует недостижимой координации, либо означает на практике полное отсутствие тактики. В любом случае, это бой, где корабль может выдержать много залпов, фактор внезапности исключен, а огонь может быть поочередно сосредоточен на отдельных кораблях. Все по Фиске. Но, за счет возможности корабля улучшать для себя ситуацию, маневрируя, за счет критической важности каждого выстрела/залпа, да и просто огромного количества задействованных кораблей и важных ТВД, "игра" там есть для всех.
Впрочем, пора перейти к французскому флоту. Деревянные корабли
Всего у Франции в 1870 году в строю находилось 11 линейных кораблей, 18 фрегатов, 22 корвета и 53 авизо.
Из парусных линейных кораблей 2 114-пушечных, 3 90-пушечных, 6 80-пушечных. Половина изначально проектировалась как винтовые, и под паром у них неплохая для линейного корабля скорость в 12.5 узлов, причем держать ее они могут 7-9 дней, что означает радиус действия в 5000 км и обеспечивает полную свободу действий в пределах Средиземного моря. 5000 км - это расстояние от Тулона до Джибути, так что, на пределе дальности они могут действовать даже там. В правильно время года, поймав попутный ветер, они могут дойти до Индии. Так что, эти корабли, хоть и являясь морально устаревшими и неспособными выполнять свою основную функцию, все еще могут быть применены в конфликте, хотя бы и в качестве военных транспортов. Собственно, переквалификация в них была довольно распространенной судьбой для французских винтовых линейных кораблей, которые уже не рассматривались как боевые единицы.
По части фрегатов характерно, что из них 13 постройки 60-х, то есть, довольно новые. Но они в основном меньше русских или английских, хуже вооружены и верхних брамселей, судя по фотографиям, не имеют. Из чего можно сделать вывод, что в скорости хода под парусом тоже уступают. А из-за очень ограниченных запасов угля на винтовых фрегатах 60-х они фактически винтовые только в бою, в стратегическом же отношении в первую очередь парусные.
То же самое касается корветов.
Колониальные броненосцы
Кроме того, у Франции есть броненосцы, причем по числу килей у нее паритет с Великобританией, а вот по качеству - нет. Франция единственная страна, которая ведет крупносерийное строительство броненосцев. Следующее десятилетие, дав возможность сравнить, показало, что это правильный подход для Франции. Большинство ее кораблей принадлежат к типам “Альма” (броненосные корветы, 7 единиц) и “Прованс” (броненосные фрегаты, 10 единиц).
Тип Alma согласно принятой выше классификации следует отнести к современными броненосными корветами. Это легкие цитадельные броненосцы с 10 пушками, имеющие скорость хода 11 узлов. Калибр артиллерии 194 мм это чуть меньше, чем 8 дюймов, и по пробиваемости казнозарядные нарезные обр. 64/66 хуже пушек английских броненосных фрегатов, да и броня слабовата на самом деле, но с некоторой натяжкой можно убрать наречие "условно". С натяжкой на гипотетическую возможность перевооружения пушками обр. 1870. "Альмы" создавались для службы в колониях, но запас хода не более 3000 км означает, что в таком качестве их можно использовать только как парусные корабли.
Восьмым колониальным броненосцем был созданный по индивидуальному проекту Belliqueuse, чьи характеристики основной серии плюс-минус соответствуют.
Дополнить "Альмы" в ближайшем будущем должны три строящихся корабля типа La Galissonniere. В них французы отчасти решили проблему с дальностью хода (теперь 5400 км) и полностью решили проблему с вооружением (теперь 240-мм пушки обр.1870 года), но скорость остается низкой (12 узлов). Именно параметры скорости и запаса хода стали причиной, почему в цикле про французские крейсера я назвал первыми корабли "Дюкен" и "Турвиль". Хотя из-за колониального предназначения кто-то считает от "Альмы" и "Галиссоньера", я все же не могу назвать словом "крейсер" корабль, который может крейсировать только под парусами и уступает в скорости большинству броненосцев своего времени.
Броненосцы первого ранга
3 батарейных броненосца типа "Глория", 1 "Куронь" и 2 "Мажента", построенные до перехода к серийности, следует записать в “условно броненосные фрегаты”, потому что толщина брони даже не у всех достигает английского стандарта 4.5 дюйма. С учетом того, что это ламеллярная броня, составленная из отдельных полос, и ее эффективность составляет 75% от брони, составленной из цельных плит, картина получается совсем неприглядная: даже с учетом деревянной обшивки, даже от 7-дюймовых пушек Уитворта с английских УБФ, даже на расстоянии двух километров защита не гарантирована. На расстоянии до километра гарантировано отсутствие защиты от них при углах попадания более 30 градусов. Вооружение всех кораблей в ходе службы постоянно менялось, и в 70-х уже могло соответствовать уровню английских нормальных броненосных фрегатов. Но тут все зависит от того, успели ли поставить новые пушки.
К счастью для французов, они успели построить 10 броненосцев типа "Прованс", которые по боевому потенциалу соответствуют английским броненосным фрегатам, по скорости превосходят большинство из них (ходят слухи, что на испытаниях “Фландрия” достигла 16.5 узлов, у остальных было в лучшем случае 14.5, но это все равно означает способность догнать почти кого угодно), а по дальности хода дотягивают до стандартов французских винтовых линкоров. Вооружение к 70-м заменено на соответствующее требованиям времени.
Важным преимущество типа “Прованс” было то, что они строились одной крупной серией, что позволяло строить их быстро и в короткий срок ликвидировать отставание от англичан, которые занимались мелкосерийным производством. Унификации, конечно, не получилось: из-за проблем с изготовлением необходимого количества тяжелых орудий для столь крупной серии вооружение кораблей поначалу не было унифицировано, но к 70-м эта проблема устранена; часть броненосцев была оснащена паровыми машинами одинарного расширения, потому что более совершенных “компаундов” не хватило, однако при слабых котлах и низком давлении пара (такие тогда были у французов), старые машины одинарного расширения работали даже лучше “компаунда”.
Главным недостатком типа “Прованс” было применение в 9 случаях из 10 деревянных корпусов - менее прочных, и подверженных опасности возгорания. Деревянные корпуса также не могли быть эффективно разделены на водонепроницаемые отсеки, что грозило кораблю гибелью даже от одиночной подводной пробоины - актуальная угроза в эпоху повального увлечения таранами.
Светлое ближайшее будущее
У Франции есть 1 готовый и 2 строящихся броненосца "Океан", причем второй корабль будет в мае 1872 года. Эти большие цитадельные броненосцы с внушительной броней должны получить 4 274-мм пушки, после чего до сверхлинкора будет недоставать только 500 тонн водоизмещения. На самом деле, для головного корабля серии 274-мм пушки не были готовы, поэтому вместо них он получил 6 240-мм. Впрочем, речь все равно идет о пушках образца 1870 года, с бронепробиваемостью уровня “смерть всему живому”, так что, его с чистой совестью можно записывать в сверхлинкоры. Тот факт, что на английском “Геркулесе” пушек вдвое больше, компенсируется этим, а также расположением в барбетах, которое дает лучшие сектора обстрела. Сектор обстрела не очень важен, если все чинно дерутся в линиях, но очень важен при активных прорезаниях, охватах, заходах на таран и даже (чем черт не шутит) абордаж, которые в бою броненосцев 70-х вполне могли случиться. Да что там, все, кроме абордажа, точно случилось бы.
Строящийся броненосцы "Фридланд", "Ришелье", 2 типа "Кольбер", - будут уже полностью соответствовать определению “сверхлинкора”.
Организация
Таким образом, у Франции есть 1(+6) сверхлинкоров, 11 броненосных фрегатов, 8 (+3) броненосных корвета, 6 условно броненосных фрегатов.
Броненосные корветы разделены между Брестом, Тулоном и колониями в отношении 3-3-2. Также в Тулоне базируется одна "Мажента", "Куронь" и все "Глуары". “Провансы” разделены пополам между Тулоном и Атлантикой. “Океан” базируется на Шербур. Таким образом, боевой потенциал Тулонской эскадры составляет половину силы всего французского флота, остальные корабли расположены в Атлантике, базируясь в нескольких разных портах Бретани и Нормандии. В случае войны с Англией, эти силы, как и ИРЛ, будут сведены в Северную Эскадру.
Постоянных колониальных сил у Франции не было, но чтобы понять, какие эскадры она могла использовать, посмотрим на силы, задействованные для вторжения в Корею: 1 фрегат, 2 корвета, 2 канонерки, 2 вспомогательных судна. Да, крейсера появятся уже в следующем десятилетии. Существующие в 70-х броненосцы могут идти в Индийский океан только под парусами, имея при этом ограниченную скорость, и делать так, скорее всего, не будут, потому что главный смысл существования этого флота - превосходство над Великобританией в европейских водах. Оба “уважаемых партнера” имеют протяженное и уязвимое побережье.
Кстати, основные колонии Франции в интересующий нас период находятся в Западной Африке и Карибском бассейне, амбиции - в Юго-Восточной Азии. И если колонии вряд ли станут непосредственной причиной войны с Англией, то вот абиции - имеют все шансы. А еще есть такое любопытное государство, как Бельгия, независимость которой как бы гарантируется Англией и Францией, но находится в пределах "Естественных границ Франции" и наполовину говорит по-французски. С учетом серьезного превосходства в сухопутных силах над Англией, война на собственной границе для Франции не должна быть сильно напряжной, и Наполеон вполне мог рискнуть.
Переходим к защите побережья
В 1867 году, Франция воспользовалась послевоенным сокращением американского флота, чтобы выкупить часть боевых кораблей для усиления своего. Среди них был “Онондага”. Под прежним именем (за исключением приставки USS) корабль пересек Атлантику в 1869 - полностью под парами - и вступил в состав французского флота. Французы нашли монитор “превосходно сделанным”, однако, заменили всю артиллерию на четыре французские 234-миллиметровые нарезные пушки. Принципиально другой корабль, аналог “Мерримака”, также был куплен у американцев. Еще один броненосец береговой обороны, таранный, и 4 броненосных тарана были данью, которую французы отдали "лиссобесию". Учитывая контекст предполагаемого применения, это не так уж глупо. На мелководье маленький толстячок с меньшей, чем у океанского корабля, осадкой, имеет хорошие шансы применить по назначению свое основное оружие.
Плавучие батареи класса “Девастейшн” ИРЛ списаны в 1871, в АИ, где франко-прусской войны не случилось, французы не будут с этим торопиться как минимум до разрешения кризиса. То же самое относится к другому классу плавучих батарей, всего их 5+4. Новых пушек они, конечно же, не получат, в условиях, когда их даже для полноценных броненосцев не хватает. Броня в районе 4.5 дюйма выше признана картоном. Но даже в таком состоянии они вполне могут сражаться против деревянных кораблей, которых у Англии еще много, и быть полезны при обороне гавани, когда мореходные броненосцы ушли "на дело".
Я долго думал и ввел волюнтаристские коэффициенты, которые, как мне кажется, хорошо описывают возможности кораблей повлиять на баланс сил в сражении, в том числе за счет дополнительных активностей, обеспечивающих его проведение на выгодных условиях. Они, конечно, очень приблизительные, не учитывают специфику, уровень подготовки экипажей и наличие мозгов у командиров, но все же должны дать примерное представление о соотношении сил. Их смещение в ту или иную сторону не должно изменить многое, потому что структуры флотов Франции и Великобритании во многом симметричные. Возможно, корректнее было бы считать по водоизмещению, как делали Ленчестер и Фиске, но это существенно усложняет арифметику, что для маленьких игрушечных вычислений я счел неоправданным. Просто держим в уме, что для Великобритании оценка получится слегка заниженная по сравнению с тем, что сказал бы Ленчестер.
Для оценки силы флота используется следующая метрика огневой мощи: - ТВК = 1: он может делать много чего полезного, развязывая руки нормальным кораблям, являясь их глазами и работая на посылках. - Корвет = 2: может все то же, что и ТВК, плюс пострелять в два раза больше, иногда даже из современных пушек. - Фрегат = 3: Больше, чем корвет, в 1.5-2 раза, но сильнее только в 1.5, потому что размер без брони в эпоху бомбических пушек не котируется. - Линейный корабль = 4: стоил бы больше, если бы было более понятно, куда его засунуть. - Эпитет “условно броненосный” домножает мощь корабля на 3: как уже было сказано, даже тонкая броня сильно улучшает выживаемость, но не абсолютно. - Эпитет “броненосный” домножает мощь на 9: такая броня уже дает действительно качественный прорыв, да и пушки у таких получше. - Таким образом, мощь сверхлинкора = 36: считаем как броненосный линейный корабль. - Броненосцы береговой обороны и мониторы для простоты не считаются как имеющие очень большое ограничение по области применения.
Я, кстати, даже написал простой скрипт на Питоне, который, с учетом этих коэффициентов, превращает список кораблей в результат сражения. Но сейчас нас интересует сводная таблица. Вот что получилось:
На нижние строчки пока смотрим с осторожностью, они связаны с тем, что это для АИ, и содержат некоторые спойлеры относительно нее. Например, в нашей АИ Турция все же смогла выкупить "Фатих", и таким образом стала вторым в мире обладателем сверхлинкора. СГС, с другой стороны, новых кораблей после истощившей его войны не заказывал, и даже распродал с аукциона часть уже имеющихся. Россия и Австро-Венгрия проводят сильно альтернативную судостроительную программу, а в остальном - все по секретным документам.
Соотношение между Великобританией и Францией 897-699 с перспективой перерастания в 1137-969. По Ленчестеру это обеспечивает уверенный вынос с сохранение 63% мощи сейчас и 52% в ближайшем будущем, а с точки зрения Ленчестера первая цифра еще и заниженная. Англии после такого упражнения даже в спину никто дышать не начнет. В мире идеальной математики.
На самом деле, ситуация резко осложняется тем, что английские корабли и колонии разбросаны по всему миру. Французские тоже, хотя спектр и поуже. Боевые действия точно развернутся по всей Атлантике, будет крейсерская война в Индийском и Тихом океанах, и это мы еще не дошли до главных ТВД: Средиземноморья и подступов к Британии. Надо распределять между ними корабли, не имея быстрой надежной связи. Везде туман войны, везде морской покер. В самом бою вклад случайности и правильного маневрирования тоже могут добавить неожиданности, и в истории даже было такое, что длинная цепочка удачных стечений обстоятельств делала человека знаменитым, а нацию - гегемоном. Все же, будем реалистами: вырвать победу самостоятельно Франция вряд ли сможет. Но если найдет союзника...
Да, другой нюанс заключается в том, что банальный союз с Турцией, Италией или Россией уже приближает ситуацию к ничейной. А ничейная ситуация может быть сведена к выигрышной благодаря правильной игре Франции. Поэтому Наполеон идет искать друзей. К чему это приведет - узнаем в следующей части.