Кампания 1848 года
В 1848 году, когда половина Европы была охвачена революциями, две сардинских дивизии были направлены в Северную Адриатику для поддержки Венеции, восставшей против австрийцев. В течение нескольких десятилетий Венеция являлась базой австрийского флота; там находились арсенал и военно-морское училище, носившее название Marine Collegium. Тегетгоф, Штернек, Пец и почти все австрийские старшие офицеры, проявившие себя при Лиссе в 1866 г., получили в нем свое образование. Моряки Габсбургского флота были итальянцами, на флоте использовался итальянский язык (венецианский диалект). Также на помощь Венеции прибыла неаполитанская эскадра, состоявшая из двух парусных фрегатов, пяти паровых корветов (официально числившихся паровыми фрегатами) и одного брига.
Таким образом, в 1848 г. на Адриатике находилось девять сардинских кораблей под командованием контр-адмирала Джузеппе Альбини и восемь неаполитанских во главе с коммодором Рафаэле де Коза, а также пять достаточно крупных кораблей новой Венецианской республики - корветы «Ломбардия» (бывш. «Каролина», спущен в 1844 г., 810 т, 24 18-фнт пушки), «Чивина» (бывш. «Клеменца», 1838 г., 485 т, 16 36-фнт карронад и четыре 18-фнт пушки), «Индипенденца» (бывш. «Липсия», 1826 г., 482 т, 16 24-фнт карронад, четыре 18-фнт пушки) и бриги «Крочиато» (бывш. «Уссаро», 1847 г., 168 т, 12 24-фнт карронад, четыре 12-фнт пушки) и «Сан-Марко» (бывш. «Тритоне», 1836 г., 450 т, 12 24-фнт карронад, четыре 9-фнт пушки). Все они являлись бывшими австрийскими кораблями, построенными на военно-морской верфи в Венеции, однако не снискали удачи в противоборстве с австрийской эскадрой, включавшей три парусных фрегата, три брига, один паровой корвет и четыре парохода судоходной компании Австрийского Ллойда. Поражение пьемонтских войск на суше в 1848-1849 гг. заставило сардинский флот отойти. Неаполитанцы к тому времени уже были отозваны по распоряжению короля.
Кавур
Сардинский флот приобрел огромную выгоду от деятельности Кавура, занявшего пост министра в 1850 году. Этот великий государственный деятель не только увеличил и провел в порядок флот, но и сумел восстановить дисциплину после беспорядков и случаев неподчинения, имевших место на борту сардинских кораблей на Адриатике в 1848 г. В качестве мер по модернизации Кавур заказал в Англии винтовой фрегат 1-го класса «Карло Альберто», вошедший в строй в 1854 г. и ставший первым кораблем подобного типа в Сардинском флоте. Снова став морским министром в 1860 году, Кавур заказал во Франции первые итальянские броненосцы - «Террибиле» и «Формидабиле». Благодаря Кавуру был заключен союз с Францией, и пьемонтские вооруженные силы приняли участие в Крымской войне. Его усилиями было обеспечено французское вмешательство, когда в 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии. Французские и сардинские войска совместно действовали на суше, а флоты - в Адриатическом море. Между тем, пост морского министра занял генерал Альфонсо Ферреро делла Мармора, заказавший на верфи в Генуе фрегаты «Витторио Эмануэле» (заложен в 1854 г.), «Мария Аделаиде» (1857 г.) и «Дука ди Дженова» (1858 г.). Они были спроектированы Феличе Маттеи, главным конструктором флота, причем «Мария Аделаиде» - один из самых быстроходных и хорошо вооруженных фрегатов своего времени - был признан лучшим на Средиземном море.
В 1859-1861 гг. - в ходе еще одной войны за независимость, экспедиции «Тысячи» Гарибальди и аннексии Центральной Италии - из-под иностранного ига была освобождена почти вся территория полуострова, за исключением районов Венеции, Тренто, Триеста и Истрии, все еще находившихся в руках австрийцев, а также Рима, Чивитавеккьи и области Лацио, остававшихся под властью Папы. Виктор-Эммануил II был провозглашен королем Италии. В новый итальянский флот вошли корабли Сардинии-Пьемонта, Королевства Обеих Сицилий, Тосканы и Папской области.
Неаполитанский флот в предыдущее десятилетие заметно деградировал, в частности, из-за того, что управлялся офицерами, придерживавшимися либеральных взглядов и поддерживавшими объединение; многие из них хоть и оставались на службе, но не были лояльны королевской власти. Говорили, что при спуске на воду линейного корабля «Монарка» 5 июня 1860 г. кто-то из неаполитанских офицеров прошептал на ухо одному из сослуживцев: «Кто знает, под каким флагом он будет ходить?». Этот случай был вполне типичным для своего времени. 17 декабря 1856 г. произошел взрыв склада пороха, приведший к большим жертвам, а 4 января 1857 г. в Неаполе взорвался паровой корвет «Карло III», на котором погибло 39 офицеров и матросов. Ходили слухи, что причиной трагедии явился поджог, хотя следственная комиссия признала это несчастным случаем.
Королевский Итальянский флот
Декрет об образовании Королевского Итальянского флота был подписан 17 марта 1861 г. Его основу составили корабли Сардинского (пять винтовых и один парусный фрегаты, два винтовых, два парусных и три колесных корвета, две канонерских лодки, четыре авизо, три брига) и Неаполитанского (один линкор, три винтовых и два парусных фрегата, один винтовой, два парусных и 12 колесных корветов, два авизо, четыре брига) флотов; один винтовой корвет, один авизо и четыре канонерских лодки ранее входили в состав военно-морских сил Тосканского герцогства, а два буксира принадлежали Папскому флоту. Интересно отметить, что Сицилийский флот, действовавший против правительства в Неаполе, еще в 1848-1849 гг. приобрел несколько кораблей за границей, в частности, в Великобритании. Несмотря на то, что мятеж в конечном итоге был подавлен, сицилийским повстанцам удалось захватить несколько бурбонских (лоялистских) кораблей.
После поражения в битве при Кастельфидардо, в ходе вторжения пьемонтской армии в Марке* и Умбрию, папские войска отошли в Анкону. Захват Анконы зависел от успеха атаки с моря, которую осуществляла дивизия контр-адмирала Персано, состоявшая из паровых фрегатов «Мария Аделаиде» (флагман), «Карло Альберто», «Витторио Эмануэле», парусного фрегата «Сан Микеле», колесных корветов «Говерноло», «Конституционе» и «Монцамбано». «Карло Альберто» открыл плотный и точный огонь по военно-морской базе Ла-Лантерна, вызвав серьезные разрушения. Капитан Баттиста Альбини направил свой «Витторио Эмануэле» прямо к батарее и дал по ней полный бортовой залп - батарея взлетела на воздух, и 29 сентября 1860 г. Анкона капитулировала. Крепость Гаэта в Королевстве Обеих Сицилий сохраняла верность королю Франциско I. Осажденная пьемонтской армией и блокированная 19 января 1861 г. с моря эскадрой Персано, крепость капитулировала менее, чем через месяц.
* Марке - область Италии с центром в Анконе.
Сардинский флот
винтовой фрегат «Карло Альберто»
винтовой фрегат «Витторио Эмануэле»
винтовой фрегат «Мария Аделаиде»
винтовой фрегат «Дука ди Дженова»
(винтовой фрегат «Принчипе Умберто» - в постройке)
парусный фрегат «Сан Микеле»
винтовой корвет «Сан Джованни»
винтовой корвет «Принчипесса Клотильде»
парусный корвет «Эуридиче»
парусный корвет «Ириде» (б. «Аквила»)
колесный корвет «Триполи»
колесный корвет «Мальфатано»
колесный корвет «Говерноло»
канонерская лодка «Винцальо»
канонерская лодка «Конфьенца»
авизо «Гульнара»
авизо «Икнуза»
авизо «Отон»
авизо «Гарильяно» (б. неап.)
Неаполитанский флот
линейный корабль «Ре Галантуомо» (б. «Монарко»)
винтовой фрегат «Гарибальди» (б. «Борбоне»)
винтовой фрегат «Италия» (б. «Фарнезе»)
винтовой фрегат «Гаэта»
парусный фрегат «Партенопе»
парусный фрегат «Реджина»
винтовой корвет «Этна»
парусный корвет «Караччоло» (б. «Амалия», б. «Мария Каролина»)
парусный корвет «Кристина» (б. «Летиция»)
колесный корвет «Стабия» (б. сард. «Фердинандо II»)
колесный корвет «Монцамбано» (б. «Монджибелло»)
колесный корвет «Руджеро»
колесный корвет «Гискардо»
колесный корвет «Танкреди»
колесный корвет «Роберто»
колесный корвет «Эрколе» (б. «Гаэта»)
колесный корвет «Аркимеде»
колесный корвет «Палинуро»
колесный корвет «Мизено»
колесный корвет «Стромболи»
колесный корвет «Этторе Фьерамоска»
авизо «Пелоро»
авизо «Сирена»
Сицилийский Гарибальдийский флот
колесный корвет «Тукери»
колесный корвет «Фульминанте»
авизо «Аквила»
авизо «Валено»
Тосканский флот
винтовой корвет «Маджента»
канонерская лодка «Ардита»
канонерская лодка «Велоче»
канонерская лодка «Куртатоне»
канонерская лодка «Монтебелло»
авизо «Джильо»