Заметки по истории итальянского флота (часть 1)

Jan 15, 2016 20:42

Понадобилось сделать перевод вводной статьи об истории итальянского флота конца XIX века, написанной известным итальянским историком Альдо Фраккароли. Думаю, многим будет небезынтересно.

Итальянский национальный флот был образован 17 ноября 1860 г., когда объединились региональные флоты - Сардинский, Бурбонский (Неаполитанский), Гарибальдийский Сицилийский, Тосканский и Папский. Четыре месяца спустя, 17 марта 1861 г., вслед за провозглашением Королевства Италия, он стал Королевским Итальянским флотом (Regia Marina Italiana).

Итальянские военно-морские традиции уходят вглубь веков. Даже не обращаясь к истории Римской республики и империи или к опыту средневековых итальянских республик (Венеция, Амальфи, Пиза, Генуя), нельзя не упомянуть о важнейшем вкладе итальянцев в победу в битве при Лепанто в 1571 году.

{C} {C}
Сардинский флот

Свой флот герцог Савойский образовал в 1713 г., став королем Сицилии. В 1720 году, когда Сицилия была обменяна на Сардинию, Савойский флот стал именоваться Сардинским. Это было небольшое, но отважное соединение, отлично проявившее себя в сражениях против Турции, берберских пиратов и, позднее, против республиканской Франции. После падения Наполеона в 1815 г. король Виктор-Эммануил I реформировал свой флот, который был усилен после присоединения земель, принадлежавших Генуэзской республике. Управляемый твердой рукой адмирала Джорджио дес Дженеиса, Сардинский флот увеличил свою численность за счет кораблей, построенных в Генуе, Легорне и Великобритании. Ободренный успехом сардинской атаки на Триполи в 1825 г. король Карло Феличе поддержал дальнейшее усиление флота, в результате чего верфи «Ла Фоче» в Генуе были заказаны следующие корабли: 50-пушечные фрегаты «Берельдо» и «От Комбе», 20-пушечный корвет «Аурора» (спущены в 1827 г.); 44-пушечный фрегат «Эуридиче» (1828 г.); 60-пушечные фрегаты «Карло Феличе» и «Реджина» (1829 г.). Сардинский флот имел прекрасных офицеров и матросов, а после 1834 года сардинские корабли стали регулярно отправляться в южно-американские воды для защиты итальянских интересов. В это же время на воду сошел первый сардинский паровой боевой корабль - колесный корвет «Гульнара», построенный на британских верфях. Три года спустя в Генуе был спущен корвет «Икнуза», построенный по тому же проекту и оснащенный паровой машиной британского производства. До начала 1870-х годов верфь в Ла Фоче, рядом с военно-морской базой в Генуе, построила ряд неплохих кораблей. В 1838 г. там был спущен 24-пушечный корвет «Аквила»; в 1840 г. - колесный корвет «Триполи»; в 1841 г. - прекрасный фрегат «Сан Микеле», созданный главным конструктором верфи Филиппо Делевэ. Его водоизмещение составляло 2386 метрических тонн, а вооружение первоначально включало восемь 80-фунтовых бомбических пушек Пексана и 56 36-фнт пушек. Кроме того, был построен 16-пушечный бриг «Эридано».

Бурбонский флот

Бурбонский флот, официально именовавшийся «Флотом Обеих Сицилий», был образован в 1734 году, но его становление стало плодом усилий англичанина - Дж.Ф. Эктона, который отличился в кампании против алжирцев 1775 г., командуя тосканским фрегатом «Этрурия». В 1778 году он стал министром Неаполитанского флота, и в течение нескольких следующих лет была открыта верфь в Кастелламаре-ди-Стабиа, расширены военно-морские училища, закуплены хорошие шведские пушки, а корабельный состав флота увеличился до пяти линейных кораблей, восьми фрегатов и шести корветов. После реставрации Бурбонов в 1815 г. развитие Неаполитанского флота продолжилось. В техническом отношении он превосходил Сардинский, имел лучшую организацию, однако отсутствие достойного противника не позволяло ему продемонстрировать свой потенциал. Неаполь первым среди средиземноморских флотов обзавелся паровым кораблем - им стал «Фердинандо II», построенный в 1817-1818 гг. близ Неаполя и оснащенный машиной и котлами британского производства. Неаполитанский флот заметно вырвался вперед в научном и техническом плане - в частности, пушки Пексана он принял на вооружение одним из первых, на 12 лет раньше Королевского флота.

В 1840 г. было образовано Инженерно-техническое училище при «Фаббрика ди Пьетрарса». Они выпускали как квалифицированных корабельных инженеров, так и паровые машины, лебедки, цепи и другое оборудование, использовавшееся на кораблях.

regia marina, военная история

Previous post Next post
Up