Начало
здесь,
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.
Отвлекли меня вчера на работе на какую-то ерунду, так я опять ошибся. Пришлось сегодня править. Выводы, правда, те же. Так оно часто бывает, я заметил: правильно, неправильно - результат тот же. Это потому что количество ошибок чётное, как говорил кто-то из великих. Что не может не радовать.
Прежде, чем перейти к оценке численности цивилизации в целом, следует понять, что представляла собой отдельная община.
dwelling -
Фотографии пользователя berlioz_ru на
Рамблер-Фото Старшины следили за мужчинами, те за жёнами, а жёны за детьми. Мужчины, в основном, приходились друг другу братьями (в том числе, неполнородными и двоюродными), но были среди них и другие родственники, а также побратимы. Женщины составляли более пёструю в родственном отношении группу. Чаще они брались со стороны, из другой общины, что как бы указывает нам на необходимость сосуществования нескольких общин.
То, что я здесь пишу, кажется банальностью, но ведь не все с ней согласны. Типа, был матриархат, ещё совсем недавно. Не было никогда никакого матриархата. В противном случае гендерный коэффициент был бы меньше единицы, что невозможно себе представить. В ситуации, когда в небольшой общине женщин больше, чем мужчин, неразумно отслеживать степень родства по женской линии, что критично для жизни общины. (Иначе будут часты браки между единокровными. В принципе, это утверждение надо бы доказывать, но, то давний спор с идиотами, на котором не хотелось бы останавливаться в пятницу.) Да и перевес не настолько велик, чтобы в случае чего не получить по зубам. Тем не менее, вес у женской половины был велик, с ней необходимо было считаться. Поэтому-то и существовала полигамия - жён умерших родственников не выгоняли, но брали к себе; от старшего брата к младшему, от дяди к племяннику (от отца к сыну не наследовались, см. историю Эдипа). Женились не многим чаще, чем получали жён в наследство. В основном, надо полагать, женились старейшины, на молодых, но ненадолго, вскоре передавали по наследству. Кстати, из-за невозможности передачи жён от отца к сыну, старейшин было несколько, и наследовали они племянникам. Такие обычаи можно наблюдать повсеместно в примитивных обществах.
Теоретически, с жёнами могла быть и другая ситуация, когда рядовые члены общества имели по одной, а весь избыток накапливался у вождя. Но такая ситуация неустойчивая, она свойственна более многочисленным и сложно устроенным сообществам. Не была ли устюртская цивилизация из разряда подобных? Вряд ли. О том говорят стрелы, их много и они одинаковые. Цивилизация состояла из немногочисленных, равных друг другу общин, живущих вплотную, а, стало быть, редко враждующих, но обменивающихся генофондом. Так что, одновременно стрел должно было быть не менее двух, что даёт нам минимально возможную нижнюю границу численности. Верхняя тоже очевидна, но были ли когда либо «заселены» все стрелы одновременно? Не происходила ли миграция от одной группы стрел к другой?
И здесь снова надо взять карты в руки.