The Libertine

Nov 30, 2007 00:30



Театральная  трагедия

Сегодня с огромным удовольствием поздравляю человека, которому (в числе прочего!) я обязана тем, что оказалась в ЖЖ, и, соответственно, без неё этого журнала просто бы не было!  
oberega,  друг мой,  с днём рождения!   Надеюсь, тебе понравится этот пост. Сегодня есть подходящий случай рассказать о твоём любимом и мною уважаемом Джоне Уилмоте, графе Рочестере, а точнее, о фильме “The Libertine” (в русском переводе "Распутник"), где его играет несравненный Джонни Депп. 
Как ни интересен персонаж Джонни в фильме, но реальный прототип превосходит все ожидания. Его стихи, письма, сатиры - это незаслуженно малоизвестные сокровища мировой литературы. А его судьба составит конкуренцию романам Дюма.  
Здесь mylord_wilmot  и  здесь  можно подробнее узнать об этом удивительном человеке.  Я же скажу немного о фильме.


     
     
    


Джонни Депп  (отрывки разных интервью, посвящённых выходу фильма):

- Лет десять назад мне позвонил Джон Малкович и спросил, хочу ли я приехать в Чикаго посмотреть спектакль "Распутник", в котором он играл главного героя. Я, конечно же, поехал в Чикаго, посмотрел спектакль и поужинал с Малковичем. За ужином Джон сказал, что хочет, чтобы я сыграл Рочестера в экранизации этой пьесы. Я спросил: "Почему бы тебе самому не сделать этого?" Он ответил: "Я хочу, чтобы это сделал ты". С тех пор я начал читать стихи, прозу и пьесы графа и стал поклонником его творчества.


                          

          Джон Малкович в спектакле "Распутник";                                               Джонни Депп на премьере фильма

- Он был современником Короля Чарльза II, состоял при его дворе в трудное время Реставрации. Прекрасный поэт - часто о нем писали, как о порнографе, или сатирике, или о сумасшедшем дебошире - но он был прекрасным поэтом, который так и не получил заслуженного места в истории.
- Изучая своего героя, читая о Джоне Уилмоте, я получил прекрасную возможность самопросвещения. Да, он был в какой-то степени порнографом, да, он был в какой-то степени бунтарем, да, он был в какой-то степени пьяницей, и да - он, можно сказать, убил себя сексом и алкоголем в 33-летнем возрасте. Но он был сложным человеком. Он был очень чувствительным человеком, который, к сожалению, отравлял себя в такой степени, что это убило его. И он был прекрасным писателем, которому было что предложить, он писал прекрасные стихи.
- Мне понравилось высказывание графа: "До женитьбы у меня было шесть теорий воспитания детей. Теперь у меня шестеро детей и ни одной теории". В отличие от Рочестера, у меня никогда не было теории воспитания детей. Я стараюсь вести себя так, как хотел бы, чтобы мои родители вели себя со мной.


                
                

                                                              JOHN  WILMOT,   THE  SECOND  EARL  OF  ROCHESTER

- Чтобы составить собственное представление о графе, я прочитал его многочисленные биографии, письма жене, матери и детям, которые показывают, что он заботился о своих близких. Но заботливость не мешала ему напиваться в стельку и гулять. Я старался найти причину, как он дошел до жизни такой. Рочестер, как известно, был героем войны и видел собственными глазами, как людей разрывает на куски. И он всегда спрашивал Бога: "Почему они, а не я?" Этот вопрос мучил его всю жизнь.
- Я из кожи вон лез, чтобы вернуть этого парня к жизни, и старался сослужить ему хорошую службу - подсветить историю его жизни, расписанную слишком темными красками. На протяжении веков о нём писали, как о дебошире, пьянице-сатирике, жаждущем наслаждений. Это, конечно, может, и послужило ингредиентами его истории, но он представлял собой гораздо больше, чем это.


                            


Чарльз II благоволил поэту, ценил его остроумие и часто позволял острословить при дворе. 
Вот пример эпиграммы, демонстрирующей меру таланта Рочестера и меру терпения короля:

Эпитафия Чарльзу II    ( прижизненная )

Под эти своды прибыл из дворца

Король, чье слово было хрупко.

За ним не числится ни глупого словца,

Ни умного поступка.

и ответ Чарльза II    ( по некоторым сведениям также написанный Рочестером )

Когда бы король оставался в живых,

Он так бы сумел оправдаться пред вами:

«Слова мои были моими словами,

Дела же - делами министров моих».

( перевод С.Я. Маршака )


                        

                                 Джонни Депп и Джон Малкович в ролях графа Рочестера и Чарльза II

Краткая биография Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера -

http://ru.wikipedia.org/wiki/Джон_Уилмот,_2-ой_граф_Рочестер


       
       


( далее использованы отрывки из рецензий Романа Корнеева и  Aconite )

«Распутник» начинается и заканчивается монологом - вне декораций, вне времени, «по ту сторону добра и зла». «Я не понравлюсь вам!» - говорит герой
Семнадцатый век, Англия, перед нами на экране возникает Джон Уилмот, граф Рочестер, придворный поэт и ловелас, театрал и распутник, прожигатель жизни… зажатый тисками собственного жизненного кредо страдающий талант, любящий сын и муж, каковым его не считает никто, включая его самого. Перед нами не он сам, его тень. Его тень Джонни Депп. Он признаётся нам в нелюбви к этому миру, он признаётся нам в нашей нелюбви к нему. Он просит одного. Попытаться понять, что он этой нашей нелюбовью хочет сказать. И будет продолжать об этом просить до самых финальных титров.


               
               


В этом фильме нет нарочитых поз арт-порнографии, режиссёр Лоуренс Данмор и сценарист-драматург Стивен Джеффрис не ставили перед собой цели кого-то эпатировать, их основная сюжетная вязь идёт тонкими мазками по грубой холстине средневекового театрального грима, они рассказывают историю. В ней довольно всякого - и распутства, и загула, и содомии, и обычных житейских грехов. Но всё это там, далеко, фоном, легендой, сказкой.
Настоящая сказка, настоящая легенда тут царит в главном герое, пытающемся отыскать смысл в бессмысленности жизни. Именно в этом, в игре поиска, в игре отчаяния нереализовавшегося таланта и оказывается весь Джонни Депп, исполненный отточенной игры в самого себя.


                            


Вот он какой, старина Джонни. В «Распутнике» мы, наконец, можем увидеть под осклизлой безносой маской графа Рочестера отзвук того Джонни Деппа , которого мало кто знает, а может, не знает и никто вовсе. Тёмная фигура, мечущаяся  в  поисках цели, способная разжечь талант  в  другом, но способная и погубить  самого себя  вслед за остальным миром. Замершая тень на грани саморазрушения.


                              


Потрясающе прекрасная музыка, сильный оперный вокал в безукоризненном исполнении - звуки вливаются в кровь, циркулируют по сосудам сладким ядом. Терниями опутывая ваше сердце, невероятно красивое, безмерно трагичное, сильное, спокойное пение, - смело можно назвать его «смертельно прекрасным», - оно принуждает вас к смирению. Сидите. Молчите. Внимайте правде. И смотрите до конца, если вас хватит.


                              


«Распутник» по факту - двухчасовой моноспектакль, монолог со зрителем, который ставится то на место актрисы Элизабет Барри, то на место жены графа Рочестера, на место прочих мелькающих там и тут отражений главного героя. Король, мать, любовница, любовник, слуга, зыбкие тени окружающей действительности, то помещённой в художественный туман английских лужаек, то погружённой в непролазную грязь их же, разбитых каретными колеями. Царапающий глаз мусор шершавой плёнки одних сцен сменяется гладью шикарно поставленного света других. Слава сменяется провалом. Жизнь сменяется смертью.
Но всё это - лишь декорации к тому, что творится на лице Деппа. Даже оборванная на полуслове циничная театральная фантасмагория - лишь тень того ада, что разверзается внутри героя.


                             


Главная трагедия Рочестера? Распутство? Алкоголизм? Несдержанность? Нет, нет и нет. Его дар - его кара - это его Разум, его Знание. Отображение сути всего своего времени, он сам знает это. Знает вес своих слов, осознает ценность своих исключительных мыслей. Зная свои ресурсы, он не имеет права не использовать их. Он неимоверной силы дух, отдающий отчет в каждом своем поступке, решении, слове, ошибке. Он же и слабое человеческое тело, быстро истершееся невмещавшимся могучим духом, потерявшее прекрасную форму, порождающее страх, отвращение к самому себе, бессилие. Сознание его оставалось чистым до последнего вздоха. И каково было этому блестящему уму быть заключенным в распадающуюся оболочку? Каково ему было трезво оценивать людей-мартышек, «трахающихся, чтобы жрать, и жрущих, чтобы трахаться» и видеть в зеркале точно такую же мартышку? Что оставалось ему, кроме как нести свое знание и понимание через утрирование, через гротеск. Лишь уткнувшись лицом в грязь под ногами, внимавшие бичам-словам Рочестера чувствовали себя хотя бы неловко. Первый. Революционер мнения. Двор считал его способным на шекспировский подвиг, на монументальное великое произведение. Правда же в том, что Джон Рочестер не был талантливым писателем или поэтом - сила его гения была именно в самих мыслях. Мыслитель. Вольнодумец. Но никак не «распутник».
Так проходит действие трагедии. Так оно и заканчивается. Теперь мы ещё чуточку приблизились к разгадке. Когда-нибудь мы поймём.


         
         


P.S.  Интервью Джонни Деппа о фильме - http://www.youtube.com/watch?v=tH518mntkWA&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=tGnOzli9MMA&feature=related



кинорецензии, искусство кино, johnny depp

Previous post Next post
Up