in memoriam

Nov 29, 2007 00:04


All Things Must Pass

Из всех участников The Beatles Джордж Харрисон наиболее рьяно оберегал то, что в английском именуется словом privacy, т.е. свою частную жизнь. Ее Харрисон был готов оградить слоем наипрочнейшей брони. Скупой на интервью, он не любил разоблачаться прилюдно, оттого и окрестили его в журналистской среде «молчаливым битлом». «Проблема, что обнаружилась сразу же, как я стал объектом внимания, носит название «человек в поле зрения». Суть ее - в противоречии между приватной стороной жизни и обязанностью быть на виду у всего мира. С конца 60-х мне надоела эта известность. В промышленности, торговле, государственном аппарате злодеев и плутов предостаточно, и оснований у них запечатлеться на обложке таблоида намного больше, чем у какого-то там музыканта», - выскажется он в 1997, когда в связи с выходом диска «The Beatles Anthology» от него затребуют интервью. Иную схожую проблему Харрисон усматривал во взгляде на него как на одного из The Beatles. «The Beatles, - скажет он, - что-то вроде костюма. Относив, ты откладываешь его в сторону, но всякий кто ни вспомнит тебя, представляет тебя именно в этом костюме».
На приеме в 1988 по случаю включения The Beatles в «Зал славы рок-н-ролла» Харрисон произносит: «Мне-то и сказать особенно нечего, потому как я - «молчаливый битл».

GEORGE   HARRISON

25  FEBRUARY  1943   -   29  NOVEMBER  2001




Художник - явление вторичное по отношению к его собственному произведению, считали мудрецы Востока. Свое же мировоззрение Джордж сформировал на основе восточного мистицизма, поэтому мыслями он охотнее делился в песнях. В «Art of Dying» говорится о важнейшем искусстве. Нет, не о том, что отметил вождь мирового пролетариата, - об искусстве умереть! Этим термином определил автор практику, призванную положить конец череде тягостных земных перевоплощений.


            
           


В 1965 на Багамах незнакомый индус вручил каждому из The Beatles по индуистскому трактату. Это произошло как раз в день рождения Джорджа. Единственным из группы, кого книга заинтересовала, был как раз он. И, конечно же, индус по имени Махариши, долгое время блуждавший по Америке в поисках адептов собственного учения о медитации, был фатально обречен вовлечь в свой круг четверку музыкантов из Англии. После чего Джордж становится инициатором поездки The Beatles в Ришикеш, в предгорья Гималаев, где едва ли не каждый житель, по его свидетельству, являлся просвещенным аскетом.


           


Джордж уезжает из Ришикеша последним и не упускает возможности вновь вернуться туда вдвоем с женой. Позже, став членом религиозного движения «Сознание Кришны», он скажет: «Все религии - ветви одного большого дерева. Не важно, какое имя ты произносишь, когда обращаешься к Нему. Важно то, что ты к Нему обращаешься». Отголоски этой мультирелигиозности слышны и в «My Sweet Lord». И если в песнях, где Джордж будет излагать свое понимание сути вещей, зазвучат потом менторские нотки, то на «All Things Must Pass» это совсем не ощущается. Послушайте хотя бы «Hear Me Lord». Здесь перед нами неофит, вымаливающий прощение за годы невежества. Успех альбома обусловливало древнее желание Джорджа уравняться талантом с коллегами по группе и даже единолично превзойти успех The Beatles. Такой вариант прочтения предлагает обложка пластинки с задумчиво взирающим Харрисоном в окружении четырех гномов на лужайке. Поскольку цель была достигнута, творческому импульсу должно было ослабнуть. И ряд свидетельств тому не трудно обнаружить. А, кроме всего, Джордж поставил перед собой уже иную задачу. Вот как он ее определил: «Испепелить собственную карму, чтобы избежать последующей реинкарнации».


     
    


В своем всегдашнем немногословии Харрисон отныне уподоблялся молчальнику, давшему обет не расходовать себя в словах, дабы расслышать голос Бога. Правда, включенность в сферу деятельности, именуемую шоу-бизнесом, делало эту цель едва ли достижимой, хотя, конечно же, нисколько не умаляла ее.


                 

Джордж Харрисон и Патти Бойд, 1966-й г.;                         Джордж Харрисон и Оливия, 25.02.2000

«Мы обречены перевоплощаться до тех пор, пока нам не откроется Истина, потому что наша конечная цель - обрести подобие Христа», - считал Джордж Харрисон. Эта же мысль звучит и в «Art Of Dying»: «Придет время, когда большинство из нас сюда вернутся, движимые желанием достичь совершенства».
Возможно, по прошествии времени в окрестностях Ришикеша, что на севере Индии, отыщется просветленный аскет. Он будет знать о покойном гитаристе столько, сколько при жизни знал единственно он сам. Однако биографам музыканта это не поможет, поскольку это будет молчаливый аскет.

Использованы отрывки из статьи Леонида Лухтина  ( “Stereo & Video”  |  01.05.2002 )  
см. полный текст статьи


               
               

Джордж Харрисон и Оливия;      Оливия Харрисон с сыном Дхани;       Дхани Харрисон и Джулиан Леннон


          

Дхани Харрисон и Шон Леннон;                                                Дхани Харрисон   

george harrison, in memoriam

Previous post Next post
Up