Седьмая глава Виталий Шаповалов - выдающийся русский актер с Таганки. Царствие ему Небесное
"Турандот" по пьесе Брехта "Турандот или Конгресс победителей" - самый отъявленно "антисоветский" спектакль, из тех, что я видел в те годы. "Смелый", как тогда говорили. А более он ничем не был интересен. Разве что обильным использованием туалетной бумаги в качестве бутафории - яркое опровержение мифа о дефиците туалектной бумаги в СССР, по крайней мере, в 1979-81 годах.
Ну и пара довесочков. Проходной спектакль "Пугачев" - без Высоцкого он был скучноват, честно говоря. И мои впечатления о чтении Медного всадника Папановым.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Притча на туалетной бумаге
Б. Брехт. Турандот
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Д. Боровский, музыка - А. Шнитке, зонги Б. Слуцкого
Притча. Смысл спектакля во всем согласуется со смыслом брехтовской пьесы.
Вертушка, двухэтажная декорация, задняя стена оранжевая, в конце озаряется кровавым светом.
По всей сцене висят свертки туалетной бумаги (якобы дефицитной, ггг), на ней пишут, она изображает деньги.
Действие в Китае, бегают за вертушкой, приседают, особая "китайская" пластика.
Много зонгов, хорошая в меру музыка. Суть не в этом, суть в политическом смысле разворачивающихся событий.
Глупый правитель с толстой рожей (Ф. Антипов - в манере, пригодной для спектакля). Нищая страна, говорят, что ей приходит конец, у народа нет ситца, хлопка - ходят голые, без порток.
Институт "туалов" - высшая плуто- и бюрократия, на особом положении, ничего не делают, только создают формулировки и вспоминают цитаты некоего классика Ка Ме (Карл Маркс, по-видимому), никому сейчас не нужного.
Феликс Антипов - очень хороший был актер с Таганки. Царствие ему Небесное
Созывается конференция "туалов" по поводу ситца и нищеты народа. Все говорят не по делу. Их казнят: они бегут внутри вертушки и вылетают куда-то вбок.
В. Соболев играет "туала"-учителя, его прогоняют, убивают ученики, предсмертный зонг - один из драматических моментов подлинного чувства. Другой - Р. Джабраилов - крестьянин, с ужасом отвергнувший школу "туалов".
Сцена урока - злая сатира, фальшь, лицемерие, пытаются словами исправить неисправимое положение.
Беспорядки, император растерян. Гангстер Гогер-Могер - В. Золотухин, его не приняли в школу "туалов", так как он не знал 5х3, подцепил принцессу. Становится диктатором. История похожа на Гитлера, но Золотухин - с грузинским акцентом.
Начинается разгул террора, голоса со всех сторон, казнят тех, кто знал диктатора раньше. Гогер-Могер - во всех искусствах, всюду сует свой нос.
Народ уходит. Финальный зонг о песке.
Нехудожественная смелость
Спектакль крайне, умопомрачительно смел и довольно-таки обобщен.
Суть - предостережение: вот что случается с нищим государством без власти, с прослойкой сытых отъевшихся бездельников, правящей массами и заставляющей всех думать, как "туалы" этого хотят.
Даже для этого театра чрезвычайно дерзкое и свободное произведение.
Нельзя не преклониться перед смелостью духа Ю. Любимова!
Хотя в художественном отношении ничего очень нового нет.
Русь пьяная
С. Есенин. Пугачев
Режиссер - Ю. Любимов, художник Ю. Васильев
Не поэтический спектакль, но от стиха никуда не уйдешь, не вяжется с грубой фактурой полуобнаженных могучих мужских тел.
Деревянный наклонный в зал помост, внизу топор в плахе. Сбоку колокола. Цепи звенят, много шума, крика.
Интермедии - весело, сыграны лучше, чем стихотворные перипетии поэмы. Эпизод с проездом Екатерины, переодеванием мужиков, мужичонка - Р. Джабраилов - трогательный образ без слов.
Три мужика с балалайкой - Русь пьяная.
В. Шаповалов - Пугачев - могуч, необуздан, веет силой, пОтом и волей. Б. Хмельницкий с сильным чувством, надрывом читает стихи. Остальные - масса.
Хор плакальщиц холодноват, дети не вытягивают, это надо с большей силой.
Эстетика соблюдена, но вообще спектакль слишком короткий. Интересно было поставить, но зачем он все эти годы идет? Не знаю.
Высоцкий в роли Хлопуши. Я его в этом спектакле уже не застал
Типа бонус. Высоцкий - Хлопуша
Click to view
Click to view
Большой актер и маленький человек
Медный всадник
Читает А. Папанов - по телевизору. Просто, современно прочтено, вся трагедия - через внутренний мир, восприятие Евгения. Обобщенного, не маленького человечка, а просто обыкновенного человека, порядочного и неглупого.
Медный всадник - Петр I - глазами его, как страшная, неотвратимая сила, делающая обычного человека маленьким, давящая, сжимающая его. Боль за подавленную человеческую личность в ходе истории.
Это выражено просто и мягко, ничего не форсировано, нет штампов актерского чтения. Чтение скорее философское, чем игровое.
Но нет пушкинского размаха и глубины интеллекта, и объективного признания необходимости Петра I.
Хотя ругать за более гуманистический и конкретно человечный подход нельзя, за это можно только похвалить.
Чтение высокопрофессионально и подтверждает неоднородность актерского дарования А. Папанова.
Мои дневники Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981