Шестая глава Алла Демидова и Зинаида Славина в спектакле "Деревянные кони". Их трудно узнать - таково уж искусство перевоплощения
Продолжим странствия по подмосткам Театра драмы и комедии - так он официально назывался.
Еще два спектакля театра на Таганке, на сей раз - инсценировки книг двух советских прозаиков, замечательных русских писателей Федора Абрамова и Юрия Трифонова.
К Таганке я был всегда пристрастен, это был отнюдь не мой любимый театр, мне многое там не нравилось, но эти две постановки были на высочайшем уровне. Истинные шедевры.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Брехт в советском колхозе
Ф. Абрамов. Деревянные кони.
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Д. Боровский
Внимание к быту, психологии. Образы двух женщин -= страшное положение в деревне, боль за простых русских людей.
Абрамов не перегружает философией, признаки деревенской жизни в конкретных и ясных чертах, но вырастают в обобщение.
Вход через сцену (имеется в виду, что зрители шли в зрительный зал через сцену) - детали быта, плуг, лапти, хлебы, изба, скамеечки.
Совмещение брехтовских приемов с деревенской прозой. Обращения в зал до конца не реализованы, политические намеки, шутки - и дешево, и заставляют задуматься.
А. Демидова - однообразная, бледная, глубоко, но мало, без стараний (опять досталось Демидовой! Не нравилась мне она тогда почему-то).
Т. Жукова - бытовая, характернейшая актриса, обе роли с глубочайшим знанием материала. Моет полы, вода настоящая - и оголенная задняя стена.
Хор поселян несколько нелеп.
Второе действие. Психологически тонко - З. Славина - Пелагея, русская женщина, ладная, бойкая, унижается ради дочки, больного мужа, и гордая, понимает, что не всегда шла прямо, и находит силы наплевать в лицо председателю.
Ее нельзя судить, иначе не проживешь. Полнота чувств, задор и пляска, приглашает гостей. Очень любит мужа, вынуждена поднимать его, больного, с постели, и страшная, трагически достоверная сцена: "Это я виновна, отец, не умирай!"
Темпераментные, яркие перепады от высшей точки веселья к глубокому горю, не теряя ни на секунду напряжения.
Смерть Павла - патология. Но режиссер есть: занавески, лейтмотивы, "Джонни" и народная мелодия, яркий свет заливает сцену - наплыв.
Алька - Н. Чуб - прелестна, томящееся юное тело, отдается первому встречному. Нет решительного осуждения. Алька перестрадала. Очень обаятельная актриса.
Актриса Нина Чуб в каком-то фильме
Хлеб не сеют и души не сеют
Смерть Пелагеи - высший психологический момент.
Судьба русской многострадальной деревни. Ее хозяева: пьяная пирушка с местной интеллигенцией - чисто таганская. Маня-большая и Маня-маленькая - два гротескных и бытовых ярких образа.
Славина тончайше, очень живо, легко, привлекательна в своей белой беретке, с застенчивой и смелой улыбкой.
Атмосфера деревни прочувствована актерами. Очень близко нам, работать некому, "хлеб не сеют и души человеческие не сеют".
Эпизод - молится на Ленина. Эпизод колхоза.
Исповедь под иронические реплики
Ю. Трифонов. Обмен
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Д. Боровский.
Обытовленная среда - и крайняя условность.
Атмосфера квартиры, дачи, Москвы, подъезды, таблички, маклер, сосна посреди зала. Фигуристы мешают, это лишнее. Хотя в целом точно решенное театральное пространство. Спектакль един, целен, камерный, собранный, действие идет по краю сцены.
Исповедь Дмитриева под ироничные реплики других персонажей. Ностальгическая тема: отец и дед, о революции, забытой, ненужной.
А. Вилькин идеально подходит к главной роли, полноват, с грустными глазами, устал от жизни своей, человек конченный, совершивший подлость, и судит себя все время. Жесток к себе и к людям.
Тут Леонид Филатов в главной роли, но я спектакль с ним не видел
К победе пессимизма
И. Ульянова - жена - интеллигентная мещанка.
Мать - А. Богина - точно и ровно.
По залу ходят: Пороховщиков - отец. Воспоминания, его два брата, штрих эпохи 30-40-х годов.
Слесарь - Р. Джабраилов - натурализм, сам по себе отлично, идет по залу, натыкается на сосну, но его чуть больше, чем надо.
Спектакль умный, грустный. С пессимистическим отношением к жизни.
Два фонаря, желтый и зеленый, на заднем плане.
Сконцентрированность - близко "Деревянным коням".
Финал - дождь и клеенка все накрывает - неорганичен, по-моему.
Сцены из "Обмена"
Мои дневники Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981