Выношу на ваш суд пятое интервью из
серии моих бесед с американскими сценаристами и "сценарными гуру". Сегодня на вопросы отвечает знаменитая
Линда Сегер, автор популярного учебника
"Как сделать хороший сценарий великим".
Наверное, нет смысла долго представлять эту женщину. Линда Сегер
(Dr. Linda Seger) - всемирно известный лектор, чьи семинары проходили в 31 стране мира, успешный консультант, доктор в области теологии, автор 11 книг, 8 из которых посвящены сценарному мастерству. Кроме того, мадам Сегер - единственная женщина, получившая титул
"сценарного гуру".
Задавая свои вопросы Линде Сегер, мне было интересно узнать, как проявится женская логика в её ответах. Возможно, проницательная женщина подметит нечто, что ускользнуло от мужского взгляда. Впрочем, сейчас узнаете.
Александр Волков: Госпожа Сегер, скажите, в чём заключается основная задача сценариста?
Линда Сегер: Задачи у сценаристов могут разниться, но, безусловно, основная цель - рассказать увлекательную историю, у которой есть некий смысл и значение. Помимо этого, желательно, чтобы сценарист высветил состояние общества, приподнимая человеческий дух, проникая в суть нашей жизни, побуждая нас стать лучше, заставляя плакать и смеяться.
The screenwriters’ goals varies, but certainly it should be a goal to tell an entertaining story with some meaning. In addition, the screenwriter has the possibility of illuminating the human condition, of uplifting us, of giving us insights into our own lives, of motivating us to be better, of making us laugh and cry.
А.В.: Как консультант с огромным опытом работы, вы видите разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?
Л.С.: Конечно, любой начинающий автор всё ещё находится в процессе овладения секретами мастерства. Новичку предстоит многому научиться. Иногда авторы готовы учиться, а иногда совершенно не осознают, как много ещё они должны узнать. Опытные сценаристы давно развили свои писательские мускулы, поэтому могут более или менее объективно оценивать свою работу, быть творчески независимыми и не переживать, когда работа из рук валится. Последнее, естественно, случается с каждым писателем.
Yes, a novice screenwriter is still learning their art and craft. They have much to learn and sometimes they’re open to learning, sometimes they don’t realize how much there is to learn. An experience screenwriter has developed the writing muscles so they can evaluate, can make a variety of creative choices, and don’t necessarily get so anxious when everything doesn’t flow. It’s natural to the writing process.
А.В.: Есть ли разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и голливудского сценариста первой величины?
Л.С.: У великих сценаристов мастерство и способности соответствующие. Такие авторы (иногда ими могут быть голливудские сценаристы первой величины) имеют широту и гибкость мышления, а также творческие возможности, которые позволяют им делать нужные правки в порядке очереди, верно оценивать ситуацию, принимать быстрые решения, пробовать новые идеи и определять, как эти идеи лучше всего использовать в сценарии. Увы, ремеслу сценариста за один день не научишься.
Great screenwriting comes from abilities in the craft and art of writing. The great screenwriter (sometimes A list writer) has breadth and has a flexibility of their mind and creative process to make changes in course, to evaluate choices quickly, to try new things and figure out how to make them work. This takes much training and doesn’t happen overnight.
А.В.: Тогда как правильно выстроить процесс обучения? То есть, как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать голливудским сценаристом первой величины?
Л.С.: Большинство сценаристов пишут, по меньшей мере, 5 сценариев, а то и больше, прежде чем один из них будет экранизирован. Как в любом искусстве, новички должны многому научиться: узнать о трехактной структуре и как применять её на практике - в самом сценарии, в сцене и эпизодах. Начинающему сценаристу необходимо узнать, как сделать своих персонажей "трёхмерными". Научиться объединять в одно целое историю, тему и полноценных героев. Всему этому можно выучиться из книг, семинаров, но главное - через сам процесс письма. Нужно писать, писать и ещё раз писать. Ключевой момент - решимость, принятое обязательство писать и постоянная практика.
Many screenwriters write at least 5 spec scripts before they get produced, sometimes more than that. Like any art form, screenwriters have much to learn - to learn about the three-act structure and how it works in stories, scenes, and scene sequences. To learn how to make their characters dimensional. To learn how to integrate their scripts and the techniques for integrating their themes and creating dimensional characters. Much of this is learned through books, seminars, and from writing, and writing some more, and writing some more. It’s the commitment and the constant practice that is key here.
А.В.: На ваш взгляд, что нужно, для того чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?
Л.С.: Полагаю, вы подразумеваете любого автора - от беллетриста до литератора вроде меня (так как я пишу в жанре "нон-фикшн", т.е. небеллетристической литературы)?
Author - I presume you mean author such as me, (since I write non-fiction) or novelist.
А.В.: Конечно, любого автора.
Л.С.: Насчёт удачи не знаю. Поскольку уверена, что для любого автора нет ничего важнее мастерства. Нужно писать и писать много. Я, например, пишу с десятилетнего возраста. Кроме того, необходимо много читать. Не абы что, а выдающиеся произведения. Нужно чувствовать ритм, генерировать удачные идеи и достаточно хорошо владеть словом. Продолжайте писать и однажды вы обретёте свой собственный почерк. Давайте читать свои работы другим людям, спрашивайте их мнение. Прислушивайтесь к советам, если они того стоят. А если не стоят, то не придавайте значения. Но не прекращайте писать. Продолжайте учиться. Не сдавайтесь. У меня самой ушло 7 лет, чтобы продать новую книгу. ("ДУХОВНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К УСПЕХУ: Как получить цель, не потеряв душу"). Книга затрагивает вопросы духовности, написана давно, а выходит только в этом месяце. Кстати говоря, это обычное явление, когда даже признанному автору требуются годы, чтобы продать хоть одно произведение.
I don’t know anything about luck, so it’s really skills more than anything. One writes, and writes a lot. I’ve been writing since I was 10. Then, read. Read great works. Get a sense of the rhythms and the ideas and the use of words. Write some more and keep discovering your own personal voice that makes the writing your own. Have people read and give feed-back. Take some of the advice, leave the rest behind if it’s not very good. Write some more. Keep learning. And don’t give up. It took me 7 years to sell my new book which is just coming out this month (SPIRITUAL STEPS ON THE ROAD TO SUCCESS: GAINING THE GOAL WITHOUT LOSING YOUR SOUL.) It’s a book on spirituality. It’s not unusual, even for an established author, to take a few years to sell a book.
А.В.: Согласен, жизнь литератора не самая лёгкая. Если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы работу писателя и консультанта?
Л.С.: Ни за что. Богатство не имеет к моей работе никакого отношения. Я просто люблю консультировать, люблю писать, и, конечно, проводить семинары.
No, absolutely not. Wealth has nothing to do with it - I love consulting, writing, and giving seminars.
А.В.: Вы успешный, известный во всём мире лектор и консультант. Что именно сделало вас тем человеком, которым вы являетесь сегодня?
Л.С.: Что именно? Семья и замечательные родители. Крепкая духовная основа. Уверенность в победе. Работа по душе. Ну и прекрасный советник, который помог мне спланировать бизнес.
What made me? Great parents and family. A strong spiritual base. A belief in not giving up. Finding work that suits me. And finding a brilliant career consultant who helped me design my business.
А.В.: Линда, что бы вы порекомендовали российским сценаристам, которые хотели бы поработать в Голливуде?
Л.С.: Прежде всего, я бы посоветовала российским сценаристам получить признание в своей стране или в Европе. Если их цель - Голливуд, то следует серьёзно заняться английским, заработать кучу денег, а затем приехать сюда и жить здесь. В любом случае, у российских сценаристов будет больше шансов найти работу в Голливуде, если они сначала станут успешными у себя в России.
I’d recommend Russian screenwriters first break into the film business in their own country, or in Europe. If they’re intent on Hollywood, then learn very, very good English, get a lot of money, and come and live here. They’ll have a better chance breaking in if they’ve first been successful in Russia.
---
Друзья, как вам ответы госпожи Сегер? Что вы отметили для себя из этого интервью? Сравните ответы доктора Сегер с ответами
Блейка Снайдера,
Роба Тобина,
Джона Ворхауса и
Майкла Хейга. Есть ли различие в "мужском" и "женском" взгляде? Честно, я никакой разницы не заметил. А вы?
PS В ближайшее время собираюсь рассказать о голливудском продюсере, который известен тем, что покупает, в том числе и через Интернет, идеи. Не готовые проекты, а именно идеи (от фильмов до телевизионных шоу). Подробности - на следующей неделе.
PPS Купить
Making a Good Script Great: A Guide for Writing and Rewriting можно
тут. http://new-storyteller.livejournal.com/