Наш ответ Голливуду. Интервью с Александром Молчановым.

Jun 27, 2009 20:52

Друзья, надеюсь, вы с интересом прочли серию моих интервью с американскими авторами. Я уже было хотел оставить эту тему в покое, однако некоторые из вас захотели узнать: а как бы на те восемь вопросов ответили российские сценаристы? Да мне и самому любопытно. Поэтому я очень признателен Александру Молчанову ака kinshik, который любезно согласился ответить на мои вопросы.

Полагаю, большинство из вас знает Александра Владимировича. Это замечательный преподаватель, талантливый сценарист, работавший над такими популярными проектами, как "Захватчики", "Кодекс чести-4", "Час Волкова" и "Детективы".

Александр - умён, остроумен и блестяще образован. В своё время закончил филологический факультет Вологодского педагогического университета, а также ВГИК, мастерская Александра Эммануиловича Бородянского. Одним словом - профессионал, которых так не хватает сейчас в российском кинематографе.

Признаюсь, его бескорыстность, чувство юмора, ну и, конечно, профессионализм, вызывает у меня огромное уважение. Тем интереснее сравнить ответы Александра с мнением голливудских специалистов. Будет ли его точка зрения отличаться от американской?.. Сейчас узнаем.

Александр Волков: Александр, скажите, в чём заключается основная задача сценариста?

Александр Молчанов: Сценарист должен дать основу, фундамент, на котором будет построено здание фильма. Если фундамент будет некрепким - дом рухнет. Если сценарист попытается с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов подняться выше фундамента - получится ерунда. Все равно что клеить обои с помощью цемента. Чем опытнее сценарист, тем лучше он это понимает. Джо Эстерхаз был очень опытный сценарист. Когда он сдал сценарий «Основного инстинкта», Верховен пытался переписать сценарий, «улучшить его». Но ничего не получалось. Сценарий был так крепко сбит, что там нельзя было поменять ни слова. Тоталитарная драматургия. Верховен был вынужден подчиниться сценарию и получилось отличное кино.

Бывают и обратные случаи. На днях читал сценарий Розова «Летят журавли». Ужасно многословный, заболтанный. Розов ведь прежде всего драматург, привык к другому языку. Калатозов при съемках выбросил большую часть диалогов и перевел театральную историю на киноязык. И тоже получилось великое кино.

А.В.: Как опытный сценарист и преподаватель, вы видите разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

А.М.: Начинающий сценарист действует по наитию. Если он талантлив - он инстинктивно будет сталкивать героев друг с другом, ставить крючки внимания, инстинктивно почувствует, где нужен сюжетный поворот. Профессионал знает, какой должна быть структура, он умеет выстраивать сцены, чтобы их было интересно смотреть. Зато у профессионала всегда есть соблазн решить сцену штампом.

Каждый новичок должен совершить все ошибки по одному разу. И написать сцену, в которой два героя все время во всем соглашаются друг с другом, и написать монолог на две страницы. А еще лучше - если новичку повезет услышать, что скажет актер на площадке, который будет дубль за дублем произносить этот монолог. Такие уроки запоминаются на всю жизнь.

А.В.: А есть ли разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и сценариста первой величины?

А.М.: Профессионал - это человек, который умеет обращаться со своим инструментарием. Использовать свои сильные стороны и прятать слабые. В истории кино были великие сценаристы, которые не имели фильмографии, которую заслуживали (например, Луцик и Саморядов), и были не скажу средние, но не выдающиеся сценаристы, которые участвовали в работе над великими фильмами.

А.В.: Как правильно выстроить процесс обучения? То есть, как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать сценаристом первой величины?

А.М.: Мне кажется, идеальный вариант - получить первое образование, не связанное с кино, потом лет пять-десять помотаться по стране, потом закончить ВГИК или высшие сценарные курсы. Несмотря на все претензии к нашим высшим учебным заведениям, я продолжаю оставаться сторонником регулярного образования. И на всех наших семинарах каждый раз повторяю - идите во ВГИК, идите на курсы.

Сценарист зреет долго. Расцвет сценариста - от 35 до 80 лет. Когда начинаешь писать, нужно иметь опыт, пройденный путь, судьбу.

А.В.: Что необходимо, для того чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?

А.М.: Упрямство прежде всего. Помню, как начинал писать рассказы. Отправил первый рассказ в редакцию и сделал на обоях пометку. Решил - когда будет сто отметок, начну расстраиваться. Сейчас уже не помню, седьмой или восьмой рассказ был опубликован, и почти сразу мне доверили вести постоянную рубрику в газете. Так же и со сценариями. Когда я начинал, каждый день первым делом отправлял свои сценарии в какую-нибудь компанию. Сначала не отвечали, потом стали отвечать - нам не подходит, но любопытно. Потом - нам не подходит, а можно мы вам закажем сериал? У меня есть приятель, который сходил один раз на собеседование в «Амедию», его не взяли, он бросил сценаристику и пишет роман «в стол».

Сценарист должен понимать - он никому не нужен, кроме его самого. Никто за него ничего делать не будет. Эрнст не прибежит, красную дорожку не расстелет. И еще - если сценарист не любит писать, если он не получает кайф, когда сидит за ноутом, у него тоже ничего не получится. Нужно писать каждый день. И в Новый год. И 1 января. И в день рождения. И во время отпуска.

А.В.: Если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы работу сценариста и преподавателя?

А.М.: Думаю, нет. Просто еще занялся бы продюсированием и открыл бы киношколу. Черт, почему я не богат, как Билл Гейтс!

А.В.: Что именно сделало вас тем человеком, которым вы являетесь сегодня?

А.М.: Детство в поселке лесорубов, юность на бандитской вологодской окраине, Пушкин, Эйзенштейн и Бородянский.

А.В.: Александр, что бы вы порекомендовали российским сценаристам, которые хотели бы поработать в Голливуде?

А.М.: Ехать в Голливуд и чем скорее, тем лучше.

---

Друзья, что вы отметили для себя из этого интервью? Есть ли разница между русским и американским взглядом?

Мне кажется, точка зрения Александра ближе к нашим реалиям. Кроме того, он точно подметил некоторые вещи, которые упустили голливудские мэтры. Например, наитие начинающих сценаристов и штампы профессиональных. Признаюсь, я и сам за собой замечают такие штампы. (Не буду их описывать, дабы не плодить то, что набило оскомину).

Да и с другой мыслью своего коллеги я абсолютно согласен: "Сценарист должен понимать - он никому не нужен, кроме его самого". Я обычно говорю начинающим сценаристам то же самое, только чуть иначе: "Наши сценарии никому не нужны, кроме нас самих".

Поэтому, друзья, не стоит расстраиваться и обижаться, когда ваши сценарии отвергают продюсерские компании. (Иногда они их даже не читают). Если вы - хороший сценарист, тем хуже для них. Ваша задача - писать то, что интересно, прежде всего, вам. Вот и пишите. Не бросайте. Чем больше у вас будет сценариев, тем выше шанс, что рано или поздно один из них будет замечен. А следовательно, и продан. Наплюйте на отказы, наплюйте на непонимание со стороны продюсеров. Это их проблема, не ваша. Вы - автор, а не торгаш с базара. Пишите о том, что волнует лично вас, а не то, что требует рынок или конъюнктура. Будьте самим собой. Не разбазаривайте свой талант. И уж тем более - не зарывайте его в землю.

Никто за вас ваш путь не пройдёт. Так возьмите на себя ответственность пройти его до конца и сделать всё от вас зависящее, чтобы добиться своей цели. Не смотря ни на что. И вопреки всему. Помните - тот, кто сошёл с дистанции, никогда не получит награды. Поэтому никогда не сдавайтесь. Победители не сдаются.

А теперь, когда вы знаете секреты успеха Блейка Снайдера, Джона Ворхауса, Линды Сегер и Александра Молчанова, давайте немного подурачимся и помечтаем...

Представьте себя лет через 10, 20 или 30... Допустим,, год 2029. Вы - признанный автор, маститый писатель и сценарист. Ваши книги продаются миллионными тиражами по всему миру. Ваши сценарии не только сделали вас мультимиллионером, но и принесли вам пару "Оскаров", три "Каннских льва", не говоря уже про пять "Ник" и шесть "Золотых Орлов". Пожилая Джоанн Роллинг и постаревший Стивен Кинг умоляют Вас дать им автограф, вздыхая: "Ах, если бы у нас была бы хоть десятая доля от тиражей Ваших книг и сценариев". Вы дружите с президентами и премьер-министрами, миллиардерами и голливудскими звёздами, а они, тайно завидуя Вам, рады погреться в лучах Вашей славы.

Телевидение, газеты и журналы только и твердят, какой вы - успешный, богатый и знаменитый. Но главное - безумно талантливый и даже, скорее всего, гениальный. Да, да, именно так о Вас отзываются не только друзья, но и враги. Вас часто, прямо в глаза, называют "гением". Вы слегка морщитесь, протираете линзы очков и настойчиво просите не применять этого слова к вам, "скромному литератору".

Когда вам в третий раз вручали Нобелевскую премию по литературе, вы снова передали её малоизвестному автору и по совместительству борцу за свободу слова из Мозамбика. (Предыдущие два автора, которым вы отдали премию, были бомжи из Уганды и Жмеринки).

Однако давайте отбросим ложную скромность. Все давно знают - Вы гений, величайший автор нашего времени, чьё имя навечно вписано золотыми письменами в мировую литературу и кинематограф. Вы - живой классик, чьё имя стоит в одном ряду с Пушкиным, Толстым, Достоевским, Бальзаком и Диккенсом. Какие бы советы Вы дали начинающему автору, который только постигает азы мастерства?

Для начала решите, как бы Вы озаглавили своё интервью?..

... Интервью с... мастером (Ваше имя). Или нет - "Интервью с... гением". Или нет, лучше - "Интервью с... Capo di tutti capi". (Простите, это из другой оперы). Тогда, возможно, - "Интервью с... живым классиком, великим писателем, солнцем мировой литературы и кинематографа, а также гуру всех индийских и сценарных гуру - (Ваше имя)".

Или как-то ещё? Думайте, Вы же гений, у Вас фантазия лучше работает.
Ну что, приступим к интервью:

1 В чём, по-вашему, заключается основная задача сценариста (писателя)?

2 Видите ли Вы разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

3 Есть ли разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и сценариста первой величины?

4 Как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать сценаристом первой величины?

5 Что прежде всего необходимо, для того чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?

6 Конечно, у вас куры денег не клюют, но всё равно ремесло литератора не из самых лёгких. Признайтесь, если бы Вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы свою работу? Чем бы занялись, если бы у Вас была куча свободного времени и никаких обязательств?

7 Что именно сделало Вас тем человеком, которым Вы являетесь сегодня?

8 Что бы Вы порекомендовали начинающим сценаристам, которые хотят поработать в Голливуде? Да и вообще - всем тем, кто мечтает стать таким же великим, умным и скромным как Вы?

Пожалуйста, не стесняйтесь. Поделитесь своим опытом с теми, кому он нужен...

Записали ответы? А теперь вернитесь в наше время, проанализируйте свои советы и решите, как вы можете применить их уже сейчас? Итак, каков Ваш ответ Голливуду? :)

http://new-storyteller.livejournal.com/

Александр Молчанов, сценаристы, интервью

Previous post Next post
Up