"Mr.Pitch", или как продать свою идею в Голливуд.

Jun 29, 2009 09:54

Друзья, наверное, те из вас, кто серьёзно интересуется кинематографом и процессом кинопроизводства, слышали об американском продюсере Роберте Косберге (Robert Kosberg). Косберг имел отношение к таким проектам, как "12 обезьян" ("Twelve Monkeys"), "Commando," "Fade to Black". Сейчас Косберг продюсирует фильм "The Hardy Men" с Томом Крузом и Беном Стиллером.

Однако известность и своё прозвище "Mr.Pitch" он получил за другое. А именно: Косберг один из немногих голливудских продюсеров, которые покупают не готовые проекты (то бишь - сценарии), а идеи. Идеи фильмов, сериалов, телевизионных игр и реалити шоу. Любой человек, даже несвязанный с кинематографом, может предложить Косбергу свою идею. Если продюсер замечает в ней потенциал (точнее - возможность хорошо заработать), он связывается с крупнейшими студиями и делает свой "питч". Говоря по-русски, предлагает им эту идею купить. Если боссам студии идея нравится, они выплачивают её автору деньги, а Косберг становится исполнительным продюсером этого проекта. Цена идеи колеблется между $5,000 и $50,000. Здесь всё зависит от того, как сильно заинтересована компания в вашем проекте.

Сегодня я хочу рассказать о своём "питче", т.е. о том, как я предложил Косбергу идею своей комедии "Cap Crack".

Признаюсь, не люблю, когда люди бездумно используют иностранные слова, которые можно заменить русскими без потери смысла. Но раз уж эти не самые благозвучные словечки вроде "питч" и "питчинг" входят в обиход российских сценаристов, то для тех, кто не в курсе, поясню. "Питч" - это презентация своего сценария или проекта продюсеру. Сценарист должен за одну(две, три) минуты рассказать, подать, разрекламировать свою идею или историю так, чтобы потенциальный покупатель заинтересовался сценарием. (Тут важно иметь интригующий логлайн, т.е. описание сценария в одном-двух предложениях). Полагаю, первоначальное значение слова "pitch" - бросок, подача. Слышали, наверное, такой спортивный термин "питчер" (подающий)? В разговорном английском слово "pitch" иногда используется со значением "беседа" или "рекламирование". Ну, а "питчинг" (pitching) - процесс этого действия.

Более подробно про "питч" можно узнать из статьи Майкла Хейга "SECRETS OF THE 3-MINUTE PITCH" (друзья, учите английский) или же из его книги "Selling Your Story in 60 Seconds". В русскоязычном Интернете я встречал всего две статьи, посвящённые этому вопросу: "Как подавать Ваш сценарий в устной беседе" (рекомендую) и ещё одну статью, правда, ссылка на неё уже не работает. (На всякий случай оставлю, вдруг что изменится).

Вернёмся к Косбергу. Как я уже сказал, этот продюсер постоянно находится в поиске оригинальных идей. Ищет он их даже через Интернет. На сайте Косберга любой человек может сделать свой "pitch". Ладно, отбросим это дурацкое слово и скажем по-русски: предложить идею своего сценария.

Для начала сценаристу (или иному автору) следует узнать на этой страничке, что Косберг считает хорошей идеей. (В качестве примера продюсер приводит фильмы "День сурка", "Тутси" и "Миссис Даутфайер"). На следующей страничке Косберг объясняет, как отшлифовать идею, сделать её оригинальнее и привлекательнее. Как я понимаю, продюсер ищёт "high concept", т.е. истории, которые можно описать в одном-двух предложениях (желательно не более 25 слов), и это описание является настолько интригующим, что одного его достаточно, чтобы заманить зрителей в кинозал. Иногда такие фильмы ещё называют "четырёхквадрантными" (four quadrant movies). Под квадрантами имеется в виду аудитория: мужчины до 25 лет, мужчины после 25, женщины до 25 и женщины после 25. То есть желательно, чтобы ваша идея потенциально была привлекательной для каждой категории зрителей.

Итак, допустим, у вас есть такая идея. Как её предложить?..

Тут всё похоже на "лохотрон". Нужно купить на этом же сайте CD с лекциями о том, как искать, генерировать и правильно подавать оригинальные идеи. Диск стоит $20.00 плюс $3.50 за доставку (в любую точку мира). На коробке диска находятся имя и пароль, зная который, человек может зарегистрироваться на сайте и презентовать свою идею голливудскому продюсеру. Действие имени и пароля неограниченно. То есть можно предлагать свои идеи бесконечное количество раз. Однако Косберг ответит только, если его заинтересует хотя бы одна из ваших историй.

Ну, как? Блестяще придумано? Продюсер и деньги делает, и свежие идеи находит. А там поди докажи...

И всё же... Заметьте, Косберг человек в Голливуде известный и уважаемый. Я ни разу не слышал о том, чтобы он кого-то обворовал или "кинул". К тому же в штатах халявы для сценаристов нет. Большинство сценарных конкурсов - за деньги. (Средняя цена за участие 40-45 баксов. Бесплатно только у крупных студий вроде "Диснея"). Участие во всех "питчингах" и "питч" - фестивалей также не самое дешёвое. Короче, в Америке на всём наживаются или, тут зависит от точки зрения, умеют зарабатывать деньги.

Наверное, человеку с российским, точнее - с советским менталитетом это кажется странным. Мы все привыкли, что у нас бесплатный сыр только в мышеловке, а в штатах он, оказывается, ещё и за деньги. Однако со своим самоваром в Тулу, т.е. Голливуд ехать вряд ли стоит. Да и попытка - не пытка. Поэтому дней 10 назад я всё-таки заказал этот диск. На свой заграничный адрес, поскольку не знал, как долго он будет идти в Россию. Бандероль пришла в течении недели. Я её пока не видел, поскольку сейчас нахожусь на Родине. Но мои домашние сообщили вчера имя и пароль. И вот я сегодня утром зашёл на сайт Косберга и через стандартную форму отправил идею своего "американского сценария".

На положительный результат особенно не рассчитываю. Поскольку, если верить сайту, в течение года (интересно, какого? Сайт-то я давно знаю) Косберг нашёл всего лишь 30 идей, которые его заинтересовали. Так что пока ответа не получил. Зато могу поделиться с вами своим опытом, а это иногда дороже денег.

Интересно, кто-нибудь захотел предложить свою идею Косбергу? Или я один на "бабки попал"? :)

PS Когда предлагаете свои идеи продюсерам, пожалуйста, помните, что делаете это на свой страх и риск.

PPS Следующее интервью будет с самым известным голливудским учителем и консультантом, внёсшим неоценимый вклад в теорию кинодраматургии, "гуру всех американских сценаристов", - Сидом Филдом.

http://new-storyteller.livejournal.com/

Роберт Косберг, продюсеры

Previous post Next post
Up