МИРОВОЙ ДУХ И ИМПЕРИЯ (ОКОНЧАНИЕ)

Oct 12, 2009 23:21



Почему я думаю, что ОН есть

Что такое «Я»? «Я мыслю, следовательно, я существую». Я существую, как мыслящее. Но как я мыслю? Ни один из нейронов, составляющих мозг, не мыслит сам по себе. Только соединенные по определенному плану, они образуют мыслящий мозг. Это метасистемный переход, как назвал В. Турчин явление, когда система, полученная в результате соединения простых    элементов, начинает демонстрировать абсолютно новые качества. Но в головах высших животных имеются очень похожие нейроны, и даже их количество у самых развитых всего раза в два меньше, чем у человека. Но о разуме говорить не приходится. Дело в том, что разум возникает не при соединении нейронов, а при соединении людей.

Действительно, необходимой составляющей мышления является язык. Но никто из нас не придумал язык сам. Люди, нация, придумали язык вместе, функционируя, как целостная система. Мы мыслим при помощи понятий. Но не мы сами придумали понятия, которыми мыслим... Создание понятий - это тоже функция общества - системы, состоящей из людей. Что бы я был, если бы не язык, который в меня «загрузили» в детстве, если бы не русская культура, если бы я не читал все те книги, которые вмонтированы в мою личность, как программы, составляющие операционную систему компьютера? Человек без культуры подобен компьютеру, в котором «упала операционка». Черный экран, хардверный сетап, и больше ничего...

Но кто пишет для нас эти «операционки»? Это великое существо, большее каждого из нас - это система, состоящая из биологических особей, в которой произошел метасистемный переход и возник Разум. Это народ, объединенный языком и культурой. Это Высшее существо, для которого народ - тело, как догадался Достоевский.

Это еще не все. Зачем мысли Человечества устремлены в Космос? Затем, что там возможен еще один метасистемный переход - за счет соединения в гиперсистему множества звездных цивилизаций. Это должно быть возникновение Сверхразума. Метафилософия, соединяющее принципы всех возможных философий. Метаязык, соединяющий преимущества тысяч языков разных цивилизаций, каждая из которых добыла свою уникальную мудрость, доступную только этому виду жизни...

Высшее существо не только есть, оно развивается, причем все быстрее.

Зачем?

Возникает вопрос: зачем это вселенское движение от простого к сложному, от мертвого к разумному, продолжающееся миллиарды лет? Ответ на него дал Гегель. Он писал: "... Неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того, чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее. ... Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют..."

Не только индивиды являются «орудиями и средствами Мирового Духа», но и атомы, и молекулы, и живые существа, начиная от простейших одноклеточных. Люди и целые народы только звено в этой цепи совершенствования орудий познания и творения. У Гегеля цель восхождения природы от простого к сложному состоит в самопознании Мирового Духа. Но мысль о развитии Вселенной во времени не была доступна человечеству во времена Гегеля, считалось, что мир в целом неизменен; поэтому восхождение от материи к духу у него происходит как бы «перпендикулярно» потоку времени.

Только XX век дал научное представление о развитии Вселенной целиком, от простого к сложному, и оно удивительно согласуется с идеей Гегеля (даже лучше, чем мог представить сам Гегель). Если взглянуть на горячий газ начала нашего мира с точки зрения возможности отражения, памяти, переноса информации, пусть даже простейшего «фотографирования» окружающего мира - как трилобит оставляет отпечаток в окаменевшей глине - то сразу видно, что способность эта минимальна. Газ не может ничего запомнить. Глина сравнительно с газом намного способнее к отражению. Молекула ДНК помнит не только устройство организма, но, видимо, и предшествующую биологическую историю всего вида. Высшие животные способны запоминать сотни лиц и ситуаций. И не только запоминать, но и предугадывать некоторые события. На современном языке они обладают когницией, имеют когнитивные способности. Они имеют в своем мозгу не просто отражения, фотографии объектов мира, но динамические модели их, а также модели взаимодействий между ними, и способны «прокрутить» движение этих моделей в будущее. В высшей степени развита способность к мышлению (умение, пользуясь понятиями, создавать любые модели), у социальных систем, у обществ, несущих культуру. Для этого развитые общества создали особые органы - науку и инженерию, состоящие из специалистов тысяч профессий, из хранилищ знаний, из особых органов чувств (научных приборов), и средств моделирования (математики и компьютеров).

Многонациональное общество - империя - объединенное общей культурой, является высшей ступенью движения Мирового Духа в настоящее время. Ясно, что общество, вооруженное наукой, легко побеждает общество, ее не имеющее - хотя бы потому, что может создавать танки, ракеты, самолеты. Даже властители, недолюбливающие интеллектуалов (и сообщества, состоящие из интеллектуалов), вынуждены мириться с их существованием в своей стране, поскольку боятся успехов благоразумных соседей.

Итак, Вселенная устроена так, чтобы порождать все более совершенные системы познания - но что они могут познавать, кроме самой Вселенной? Причем первоначально Вселенная была очень проста (раскаленный газ, который можно описать сравнительно немногими числами). Познавать там было почти нечего и уж совсем нечем. Но уже простейшие животные что-то знают о мире (где искать пищу, чего бояться).

Внешний облик общества связан с его идейным содержанием, подобно генотипу и фенотипу. Идеальная, мысленная сфера культуры, комплекс понятий, образов, конструкций, содержащаяся в головах людей, в записях, в чертежах, находит выражение в одежде, в оружии, в домах, колесницах и других искусственных изделиях, создавая внешний узнаваемый облик той или иной культуры. Так же, как скрытые глубоко в ядрах клеток последовательности нуклеотидов ДНК находят внешнее выражение в строении тела, шкуре, рогах или когтях животного.

Карл Поппер дал изумительное объяснение возникновению человеческого знания - оно является продолжением знания биологического, записанного не на бумаге, а в ДНК. Изменения в ДНК - это теории, которые сама жизнь строит в поисках пути к высшему. Анатомические особенности возникающих организмов - это детали устройств, построенные на базе теорий. Жизнь - постоянно протекающий эксперимент по проверке теорий. Знание - теории, отобранные жизнью, «запоминание удачного выбора» (Г. Кастлер).

Структура, организация обществ и империй - это такие же теории о том, как следует выживать в мире. Рассмотрение биологической эволюции говорит нам о том, что сутью развития вида животных является движение  идеи их устройства, конструкции, записанной в генотипе, а не материальная видимость, предстающая поверхностному взору.

Природа так же изобретает когти, мех, глаза, как общество изобретает ножи, одежду, бинокли, форму стен крепостей и устройство осадных машин. Изобретает, отбирает в веках борьбы за жизнь и запоминает для воспроизведения в будущих поколениях всего того, что оказалось полезным. Изобретает новые белки и ферменты, как общество изобретает принципы, вроде принципа сложения или принципа делимости.

Даже мы сами, как отметил Н. Винер, скорее похожи на воронки в воде, чем на камни на берегу. Материя в нашем теле вливается в него и утекает, сменяясь много раз на протяжении жизни. Сохраняется идея наших тел, а не материя их, но для сохранения ей нужно постоянно овладевать все новой и новой материей, находя пищу и преобразуя ее в свои формы.

То же и с племенами и народами. Для своего существования и расширения они постоянно должны овладевать материей окружающего мира, превращая ее в свое тело, в хлеб и мясо животных, в людей, в машины, строения, дороги. Они должны овладевать знаниями, чтобы успешнее сохраняться и распространяться на Земле и далее во Вселенной.

Империя, как форма Мирового Духа

Итак, увидев эволюцию Вселенной, как движение к возникновению Всемогущего существа, легко понять Империю, как высшую на сей момент форму этого движения. С одной стороны, современная Империя по своим свойствам близка к Богу, как его представляли себе люди минувших веков. Империя XXI века практически вездесуща, всемогуща, всеведуща. С другой стороны, именно мы (русские) особенно ясно представляем, насколько наша Империя далека от того уровня всеведения и всемогущества, которое необходимо именно ей - хотя бы в силу планетарного масштаба России, огромного пространства, окруженного самыми разными конкурирующими цивилизациями.

Почему Мировой Дух не вселился только в одну (нашу) Империю, а реализует себя сразу в нескольких? Это особенность движения Духа в истории Вселенной. В каждый текущий момент Дух еще недостаточно развит, чтобы прямо устремиться к созданию Всемогущего существа. Он не знает правильного пути. Поэтому он вынужден искать во всех доступных формах. Только в соревновании друг с другом выявляется истинная ветвь. Поэтому каждая ветвь, каждая цивилизация бесценна - ведь никто не знает сегодня, не она ли одна ведет наверх?

Он ищет не только на Земле, одновременно он испытывает тысячи путей на тысячах планет, о которых мы пока ничего не заем. Может быть, они в тысячу раз совершеннее земного человечества. А может быть, именно мы здесь развиваем самую совершенную в космосе ветвь. Кто мог предвидеть миллион лет назад, что дальнейший путь наверх продлится в потомках обезьян, пребывая в рассеянном разуме животных до возникновения людей? Слабый разум доступных тогда животных тел не давал Духу возможности видеть далеко вперед во времени.

Но теперь самая сложная из самовоспроизводящихся систем - Империя имеет много большие возможности. Она может сознательно стараться стать наилучшим путем в будущее, тем путем, по которому пройдет линия прогрессивной эволюции, тем путем, который будет продлен во времени, а не останется тупиком, который исследуют археологи.

Зачем нам это нужно? Действительно, отнюдь не все погибает, не все формы жизни, которым не повезло стать ступенями наверх. Да, от какого-то вида обезьян произошел человек, но и другие не погибли, и произошедшие от них обезьяны существуют до сих пор. Возникновение многоклеточных организмов не означает гибели одноклеточных, и различные бактерии прекрасно существуют вокруг и даже внутри нас.

Но хотим ли мы остаться на обочине эволюции, хотим ли остаться обезьянами, наблюдающими из джунглей за полетом самолетов? Или мы хотим оказаться именно той Империей, которая даст ветвь космической эволюции сверхразума? Сначала в Солнечной системе, а потом и в Галактике?

В книге «Так говорил Заратустра» Ницше написал: «Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?». Можно сказать, это долг любого образования во Вселенной - неживого или живого - до последней возможности пытаться создать нечто высшее, чем оно само. Это цель, поставленная всем устройством Вселенной, логикой Мирового Духа, которая аппаратно «прошита» в ней.

Стремление за пределы всяких границ издавна присуще России. Отсюда завоевание Сибири, отсюда прорыв в космос. Я думаю, «потреблятство» - временный зигзаг России, удовлетворив первые (для основной части населения) потребности, она быстро поймет, что удовлетворение от достижения высших целей много больше, чем от приобретения все нового барахла. Тем более, что разумное количество вещей современная технология способна обеспечить сравнительно легко.

И тогда она вернется (кажется, уже возвращается) к поиску путей наверх.

За что был наказан СССР

Движением в будущее невозможно управлять жестко. Дело в том, что для управления мы используем те возможности и знания, которые есть у нас сейчас. Но будущее всегда сложнее, оно построено на принципах, которые нам недоступны. Например, не так давно - в 1980 году - мы понятия не имели о персональных компьютерах и мобильных телефонах. И планировали, соответственно, развитие огромных компьютеров с терминалами. Мы ничего не знали о дефолтах и «оранжевых революциях» и разрабатывали стратегию развития СССР до 2010 года... Но движение в будущее должно происходить. И идет оно, в силу нашей всегдашней ограниченности (в сравнении с будущим) не за счет жесткого управления (хотя кое-где и за счет него), а за счет дивергентного поиска, за счет случайных отклонений - в технологиях, в искусстве, в управлении.

Капитализм постоянно совершает этот поиск, создавая сотни конкурирующих моделей похожих товаров, изменяя организационные формы предприятий и так далее. Форма управления, принятая в СССР, не давала нужной свободы творчества ни конструкторам (за редкими исключениями), ни мыслителям, ни организаторам.

Все это неминуемо вело к застою, к периоду, кода разрушилась вера масс в преимущества своего строя, после чего достаточно было только легкого толчка...

Возможно ли было дать свободу творчества, не вводя институт частной собственности? Конечно, можно - и есть множество организационных форм для реализации свободы в социалистическом обществе. Они обсуждались еще во времена СССР, но многих за эти обсуждения посадили или выслали из страны... Тупое упрямство тогдашних руководителей (даже не отдельных личностей - всей системы) привело к коллапсу.

Жулики победили дубов - вот, пожалуй, суть революции 1991 года.

Долг России

Долг России перед Вселенной, перед Мировым Духом, частью которого она является - стремиться все выше по эволюционной лестнице, искать новые пути и формы устройства человеческого общества (включая и его искусственные подсистемы). Не повторять путь других цивилизаций (что, к тому же невозможно - у каждой цивилизации свой путь), а искать свои ветви движения в будущее.

Это не значит, что мы не можем заимствовать - но, заимствуя, мы всегда должны искать новые, более эффективные комбинации заимствованного с тем, что у нас уже есть.

Конечно, никто не знает будущего. Но есть определенные принципы, которые непременно нужно соблюсти, чтобы продвинуться дальше по линии истории - по пути, который создает себя сам.

Первое, это сложность. Чтобы нести цивилизацию, которая способна конкурировать в XXI веке, нужен многочисленный народ. Сегодня, чтобы нести цивилизацию, необходимы общества численностью около 300 миллионов человек. Только такие огромные массы могут разделить между собой все области деятельности, чтобы одни строили самолеты, другие занимались компьютерами, третьи служили в армии, четвертые учили детей… Анализ показывает, что к 2050 году понадобятся социально-экономические системы в 500 миллионов, а к концу XXI века в миллиард человек.

Это «категорический императив» развития России. Мы должны каким-то образом выдерживать эти цифры. Иначе Россия не сможет поддерживать свою особую цивилизацию, и вынуждена будет включиться или в европейский, или в китайский мегапроект.

Обычными путями такую динамику роста населения получить невозможно. Для этого нужно перейти от демографической ситуации, где в среднем 1,2 ребенка на женщину, к 4-5-6 детям. Это колоссальный сдвиг в обычаях общества, и, хотя подобный сдвиг уже произошел в XIX-XX веках, возврат к многодетной семье да еще за несколько лет (а не за поколения), кажется невозможным.

Завести в Россию сотни миллионов мигрантов? Скорее всего, в результате русский народ, носитель цивилизации, просто исчезнет среди прибывших. Вместо борьбы за продолжение своего пути развития, выполнения своего долга перед Вселенной, Россия отдаст свою территорию под эксперимент по созданию новой, синтетической из китайской, индийской, может быть, иранской и чуть-чуть русской, цивилизации.

Только в результате осознания всем русским обществом угрозы гибели всего русского, угрозы исчезнуть из мировой истории, возможно возникновение мобилизационного настроения, когда рождение и воспитание детей станет подобным производству оружия для фронта. При этом вспомните, на военные заводы страна отдавала лучшие из имевшихся в распоряжении ресурсов. Значит, нужно много дать тем семьям, которые воспитывают много детей.

Но такие решения требуют, чтобы та страна, которую мы наблюдаем сегодня, полностью преобразилась, чтобы в десятки раз усилилось действие морали. Как достичь этого без «замены народа»? Об этом думал Румата в романе Стругацких «Трудно быть богом»: «Массовая гипноиндукция,   позитивная   реморализация. Гипноизлучатели   на   трех экваториальных спутниках... - Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?»

У нас нет гипноизлучателей, но есть другие средства - школа, которую можно в разы усилить, телевидение, которое можно развернуть от растления на убеждение.

Если мы получим хотя бы 4 рождения на женщину, мы уже можем на две трети выполнить норму роста за счет жителей России, укорененных в русской культуре. Такой рост можно скомбинировать с активной политикой иммиграции, которая при этих масштабах не размоет русскую идентичность, а вольется в нее, обогатив элементами своих культур. Конечно, нужно создать приемлемые условия для иммиграции (работа, жилье, обучение) и смешивать иммигрантов из разных культур (тогда им для общения друг с другом придется пользоваться культурой принимающей).

Главное - иммигрант должен чувствовать, что имеет возможность приобщиться к великому народу, великой культуре, не на правах инородной части, а на правах одного из участников и строителей этой культуры.

Второе, это глубина культуры. Сейчас это уже азбучная истина, что развитие возможно только на базе передовой науки, совершенной техники и технологии. Причем именно своей науки и технологий, которые находятся впереди остального человечества и заимствуются (в основной массе) другими у нас, а не наоборот. То есть, народ, претендующий на выполнение своей миссии в эволюции Вселенной, должен обеспечить все необходимые составляющие - высокое образование, хранилища знаний, национальную инновационную систему, инфраструктуру науки (институты, лаборатории, полигоны, экспериментальные производства) и, не последнее, высокую мораль ученого. Без морали любые вложения в науку пойдут прахом, будут израсходованы на получение различных академических регалий, которыми псевдоученые будут щедро увешивать друг друга.

Мы должны дать наилучшее образование (совмещенное с воспитанием) все увеличивающемуся (в разы) количеству детей и юношества.

Третье, это мораль. Для воплощения этих планов народу необходимо отказаться от многого сейчас, во имя будущего. Но народ пойдет на эти ограничения только при условии, что будет уверен в своих правителях, будет четко понимать и видеть каждый день, что все отторгаемое от сегодняшней жизни не разворовывается, а идет на построения общего будущего.

Многие скажут - кто будет все это делать? Где найти человека в этой стране? Массы безвольны и дезориентированы, руководители имеют мораль оккупантов. Но это не совсем так; нет одинаковых людей, везде есть вариации... Достаточно есть деловых в народе, есть честные люди среди руководителей.

Им нужно только найти друг друга.

Previous post Next post
Up