МИРОВОЙ ДУХ И ИМПЕРИЯ

Oct 12, 2009 23:19

Если это не совсем про Нейроград, но про Сверхновую реальность уж точно

Извините, если очень много буковок.

МИРОВОЙ ДУХ И ИМПЕРИЯ

Михаил Сухарев

Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. … Цель движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. … Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества.

Ф.М. Достоевский

Путь наверх

Давно известно - чтобы прозреть будущее, необходимо долго всматриваться в прошлое. Искать закономерности и тенденции. Чем более велик объект, будущее которого нужно предвидеть, тем дальше в пространстве и времени должен проникнуть взгляд мыслителя. Масштаб объекта не всегда определяется геометрическими размерами. Он может определяться и его массой, и энергией, и суммой знаний, ролью в истории мира. Чтобы прозреть будущее России, соединяющей в себе все эти параметры, придется проследить путь прогрессивной эволюции за пятнадцать миллиардов лет, от самого рождения нашей Вселенной.

Россия - как совокупность взаимосвязанных и взаимно определяющих друг друга ландшафта, культуры, людей, организаций, искусственных вещей (границ, дорог, городов и селений, машин, библиотек, предметов обихода и т.д.), созданных ее народом - является одним из самых больших, мощных и сложных объектов (скорее, субъектов), известных человечеству, наряду с другими большими государствами и империями. Сложность эта не возникла из ничего, она накоплена, в конечном счете, за всю историю мира, начиная от раскаленного газа элементарных частиц после Большого Взрыва и кончая современными социальными системами, состоящими из сотен миллионов людей и машин.

Невзирая на всю свою сложность, наша страна - и Земля под нами, и наши тела - состоит из точно таких же атомов, из каких состоят облака космической пыли и безжизненные холодные планеты. Суть дела в порядке, в котором соединены эти атомы, в организации, конструкции, в архитектуре системы, созданной из стандартных элементов. Как из одинаковых кирпичей можно построить и угольный склад, и великолепный дворец, так и из одинакового набора атомов может состоять и планктон, и великий народ. Дело в Замысле создания, а не в элементах. Не случайно Создатель часто мыслится, как архитектор или конструктор Вселенной.

Чтобы получилась такая страна, как Россия, Вселенная миллиарды лет соединяла элементарные частицы в атомы, атомы в молекулы все большей и большей сложности, строила из них звезды и планеты. Растила живые клетки из самых сложных органических молекул, отбирала все более совершенные живые существа, чтобы выпестовать разумное существо - человека. В конкуренции тысяч племен и народов с их верой, принципами, законами, знаниями, создавала формы устройства нации, способной завладеть и удерживать огромные северные пространства.

Россия (как и другие страны) является так называемой холической (целостной) системой; иногда их называют органическими (организмическими). Холические системы (понятие введено Я. Смэтсом в 1926 году) отличаются тем, что сохраняют свою сущность только как организмы, соединяющие в себе все необходимые элементы (органы). Страна перестанет быть собой, если изъять или заменить на другую одну из основных частей - народ, территорию, культуру, экономику. Даже если изъять некую часть культуры - музыку, например, или литературу, или особую у каждой нации логику ведения войны - страна станет уже другой. Даже если изъять из истории всего одну личность уровня Петра или Пушкина - страна станет иной.

Естественно, все эти элементы изменяются со временем. Также меняется, преображается и целое. Территория, именуемая сейчас Россией, не была Россией две тысячи лет назад. Ее населяло множество народов, причем язык и генотип многих из них был далек от славянского; в те времена она не представляла собой нечто целое, а распадалась на территории десятков племен.

Даже целый народ, вместе со своей культурой переселившийся на другой континент, образует новую страну, новое соединение людей и ландшафта. Вся наша огромная территория, оставшись без народа или будучи заселена новым народом, уже не будет Россией. Кто помнит, как индейцы называли Америку, а айны - Японию? Какое-то время географическое название, возможно, сохраниться, неузнаваемо искажаясь в устах пришлого населения - но это будет уже другая страна.

Одни народы становятся многочисленными, заселяя огромные территории, а другие исчезают, теряя свое имя, растворяясь в человеческой массе более успешных. Почему это происходит? Как вести себя народу, как управлять своим развитием, чтобы сохраниться и умножиться?

Точного и универсального ответа на эти вопросы нет, и не может быть (почему - стает ясно дальше); однако ряд важных подсказок можно найти, изучая предшествующую историю Вселенной, жизни на Земле и человечества. Одна из первых подсказок - история побед связана с растущей сложностью. Высшие животные устроены намного сложнее червей и насекомых, победившие современные общества сложнее вытесненных ими древних племен.

Сложность

Страны являются системами очень большой сложности, причем сложность вполне измерима - хотя бы количеством информации, нужной для описания системы. Даже отдельный человек, маленький элемент страны с населением более ста миллионов, уже очень сложен. Он сложен и как биологический организм, состоящий из триллионов клеток, и как духовное существо, знающее язык, прочитавшее тысячи книг, владеющее профессией, умеющее жить в обществе. Сложны технические подсистемы, такие, как электрические континентальные сети, железные дороги, система национальной обороны, системы связи. И никакая из них не будет работать без других - и без обеспечивающих их действие людей. То есть, все они вместе, люди разных специальностей с различными знаниями и разнообразные искусственные элементы материальной культуры, сама культура как комплекс знаний, обычаев, верований создают холическую сверхсистему страны. Современный человек так же создается этой сверхсистемой, как и создает ее.

Если обратить взгляд назад, то мы обнаружим, что примерно пятнадцать миллиардов лет назад во Вселенной не было ни одной сложной системы. Не было звезд, планет, живых существ. Даже атомов и молекул не было. Был только раскаленный газ элементарных частиц. Все известные нам конструкции из элементарных частиц - Земля, океаны, горы и реки, мы сами - возникли гораздо позже.

По мере остывания первородного газа некоторые частицы вступили во взаимодействие, образуя сначала простейшие, а затем все более сложные атомы. В этом процессе следует отметить такую особенность - хотя атомы и не рождаются друг от друга, но накопление сложности имеет место и тут. Сложные атомы, такие, как железо, кремний, тем более уран, не могут образоваться сразу из протонов и нейтронов. Сначала должны появиться и стать достаточно распространенными более простые атомы гелия, лития, бора, углерода. Невозможно одновременное соединение десятков нейтронов и протонов в нужной пропорции, чтобы сразу возникло ядро сложного атома. Сложность накапливается   постепенно, «внутри» более простых атомов, передается от атома к атому, так же, как в истории жизни высшее животное не может родиться от простейшего. Железо так же не может образоваться прямо из водорода, как олень произойти прямо от рыбы - необходимы многочисленные промежуточные ступени. Хотя исторически водород - «предок» железа, как и рыба - далекий «предок» оленя.

Одновременно шло образование звезд, в недрах которых имеются достаточные давления и температуры для образования более сложных атомов. Ранние звезды - это гиганты, которые довольно быстро прогорают и взрываются, обогащая межзвездный газ более тяжелыми атомами. Уже из этого газа возникают звезды второго поколения, в которых возможно образование еще более тяжелых элементов - материала для будущих планет.

Отметим удивительную синергию процессов накопления сложности - атомная эволюция помогает звездной, та в свою очередь, эволюции планет, возникновению молекул, минералов. Один процесс усложнения «подставляет плечо» следующему, и все вместе создают все новые и новые типы систем. Звезды загораются, чтобы в их недрах возникли атомы тяжелых элементов (углерод, кислород, железо, кремний…), без которых не могут возникнуть планеты. Планеты возникают, чтобы появились минералы, горы, моря и равнины, без которых не может возникнуть жизнь. Жизнь миллиарды лет отбирает все более совершенные организмы чтобы создать, наконец, существа, которые могут стать носителями разума.

С точки зрения кондовой теории информации, происходит невозможный процесс - информация возникает «из ничего». Все эти совершеннейшие системы, которые окружают нас - деревья и птицы, солнца и планеты, реки и океаны - возникли из первоначального «белого шума». Где таились конструкции всех этих вещей в момент Большого Взрыва? В какой степени их возникновение было предопределено уже тогда?

С возникновением жизни эволюция получает новый толчок - появляются самовоспроизводящиеся системы. Живое способно воспроизводить свои копии из окружающей материи - так растение, уронив семя, воспроизводит множество своих подобий прямо из земли и воздуха. Или животные, поедая растения, создают из их материи совершенно непохожие органы своих тел - зубы, мускулы, кости, шкуры. Благодаря способности к самовоспроизводству процесс совершенствования живых существ идет в сотни раз быстрее, чем шла эволюция атомов и молекул.

Похоже, что Вселенная специально устроена так, что не может не совершенствоваться. В компьютерной науке есть такое направление - эволюционное программирование. Если мы не знаем, как написать программу, решающую некую задачу, то запускаем систему, которая заставляет программу мутировать наподобие того, как мутируют живые существа. Программа порождает множество потомков, отличающихся друг от друга. Им поручается решать нужную задачу, и затем они сортируются по своей способности приближаться к верному решению. Отбираются лучшие, и снова подвергаются мутациям и отбору, пока не получится программа, достаточно хорошо решающая поставленную задачу.

С этой точки зрения Вселенная представляет собой огромный эволюционный компьютер, постоянно порождающий множество новых порядков, схем соединения атомов, конструкций, созданных из материи. Причем процесс отбора этих конструкций на протяжении миллиардов лет ведет к появлению все более и более сложных. На определенном этапе начинают отбираться не только конструкции, но и программы работы этих конструкций (воля к жизни, ум и хитрость животных), самая важная часть которых направлена на самовоспроизводство этих конструкций, будь это растения, организмы или общества. Но вот зачем так устроена Вселенная, если позволено задавать такой вопрос? (свой ответ, близкий автору, на это дал Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека»)

Разум

Вот что важно уяснить - разумом обладает не отдельный человек, а культурная общность людей, цивилизация, страна. Разум - это умение отражать объективный мир, пользуясь языком и понятиями. Но отдельный человек не создает понятия и не придумывает свой язык. Он наделяется ими от своего племени. Очень немногим людям удается создать одно или несколько понятий и слов, которые останутся в человеческой культуре. Но этих немногих понятий недостаточно для того, чтобы мыслить. Даже величайшие гении на 99% мыслят с помощью слов и понятий, полученных от учителей.

Нет и не было никогда такого человека, который придумал «физику» или «музыку», или «право». Такие идейные комплексы создаются организованными коммуникацией усилиями тысяч человек. Не мы, живущие ныне, создали понятия «космос», «культура», «материя», «движение», но этого мало - каждое из этих понятий бессмысленно вне целой системы других понятии, в создании и уточнении каждого из которых участвовали множество людей. (что такое понятие «космос», если мы не понимаем, что Земля - планета? Полагаем ее бескрайней плоской твердью? Что такое понятие «материя» без знания законов сохранения?) Весьма самонадеянно считать своей собственностью огромное здание мысли, дарованное каждому из нас лишь малой частью и на короткое время.

Животные в своей эволюции вынуждены, чтобы уцелеть, все лучше «познавать» (иметь более точные модели) окружающего мира и друг друга (каждое из них является для других частью внешнего мира, частью среды). Возникает замкнутый круг, положительная обратная связь, ведущая к «самовозбуждению» эволюции. Поскольку другие существа являются элементами окружающей среды друг для друга, то развитие когнитивных способностей у одних является усложнением среды обитания для других.

Как только произошла очередная мутация и появились зайцы, способные хитрее прятаться и путать следы, тем самым изменился внешний мир для лис и волков, требуя и от них стать умнее. На следующем витке снова нужно становиться хитрее зайцам. Весь мир устроен так, что порождает все более сложные и умные существа.

Сообразительность дает животным огромные преимущества в борьбе за существование. Очень важно распознать хищника (или добычу) в гуще растений, услышать шаги за шумом ветра. Специалисты, которые занимаются сегодня проблемами распознавания образов, знают, насколько это сложно. Пока что по своей способности узнавать и ориентироваться в окружающем мире даже новейшие компьютерные системы намного отстают от обычных зайцев и волков.

То же самое происходит с обществами. Если одно племя придумало лук и стрелы, оно заставляет другие племена учиться делать то же самое (или нечто еще более эффективное) под угрозой вытеснения из охотничьих угодий.

Вне своей цивилизации отдельный человек (потерянный ребенок) - это голое неприспособленное животное, которое чаще всего быстро погибает. История знает случаи, когда таких детей находили спустя несколько лет - их не удается даже научить разговаривать, поскольку речевые навыки закладываются в раннем возрасте, после чего нейронные структуры мозга уже становятся недостаточно пластичными. Итак, разум - это свойство общества, а отдельный человек, индивид, несет лишь некоторую часть его. Привычка людей считать, что разум - это свойство индивида, похожа на то, как если бы ячейка памяти в компьютере возомнила, что умеет исполнять программы.

Человека современного типа невозможно воспитать в лесах и пещерах; для его создания нужны компьютеры, телевизоры, машины, которыми невозможно научится пользоваться в совершенстве, не будучи постоянно меж них. Отдельный человек в гораздо большей степени создается культурой, нежели создает ее. Вклад любого человека, даже величайшего гения, в культуру составляет десятые или тысячные доли процента. В то же время вклад культуры народа в очеловечивание индивида, в его личность - 99%.

Не человек является следующей ступенью эволюции следом за животными, а общество, социальная система, способная познавать разные объекты в разных местах и в разное время через отдельных людей, связанных общей культурой. Общество так же отличается от предшествующей стадии эволюции, будучи создано из индивидов, как многоклеточные животные от одноклеточных. В. Турчин назвал это явление возникновения нового качества при создании системы более высокого уровня «метасистемным переходом». Он происходит, когда из атомов возникает молекула, из молекул клетка. Общество, а не человеческий индивидуум, является более совершенным субъектом познания, чем животные.

Общество несет Дух нации, народа. Оно несет в себе язык, понятия, теорию мира и теорию человека. Только общество несет все это достояние (культуру) целиком, только в нем Дух в полной мере способен функционировать, жить. Отдельный человек наделяется только малой частью этого достояния на краткое время своей жизни, выполняя роль нейрона в мозгу или процессора в огромном многопроцессорном суперкомпьютере.

Previous post Next post
Up