День первый. Трасса М4Ничем примечательным этот день не отличился - трасса М4, свободная от пробок, конечно, сама по себе прекрасна, погода соответствовала, настроение портили лишь платные участки - их наделали столько, что, порой, выезжая с одного, ты уже въезжаешь на другой. Камер много, платные участки ими просто утыканы, поэтому нужно либо не нарушать, либо иметь радар-детектор. У нас в машине Cobra-955, отлично себя зарекомендовавшая, но ехали мы, не особо торопясь - без нужды ПДД не нарушаем. По дороге я даже как-то внезапно почувствовала себя лучше, почти ожила (вот что руль животворящий делает! J), мы болтали о том, о сем, планировали, как проведем время с друзьями в Ростове, куда пешочком прогуляемся и что посмотрим. Попутно я начала рассказывать Олегу, как правильно здороваться и прощаться в Чечне, чего нельзя делать и как соблюсти приличия - не зря же я столько изучала эти вопросы! Поняв, что элементарное «ас-саляму алейкум» муж не запомнит, наверное, никогда, я решила отложить ликбез на попозже. Перед Воронежем нас накрыла черная-пречерная туча, хляби небесные разверзлись, засверкали молнии, и дождь с переменным успехом сопровождал нас до самого Ростова-на-Дону. Правда, на объездной Воронежа нам все же удалось почти без дождя поужинать отменным шашлыком в армянском кафе.
Шашлык был, увы, не дешев, но вкусен, лаваш хрустящий, чай крепкий - всё честно.
В Павловске нас ждал большой сюрприз - прекрасная 4-полосная дорога закончилась, хотя (учитывая Олимпиаду) мы как-то рассчитывали, что нормальная трасса будет везде. А вот фигвам! Немаленький такой кусок трассы М4 был в нетронутом, прямо-таки первозданном виде - 2 полосы, вереница фур, раздолбанный асфальт и колея, залитая водой.
Я уже было морально приготовилась к Тарасовской пробке, как вдруг дорога опять появилась, шикарный объезд Тарасовского - ура, прощайте, многокилометровые пробки и кошмарные выплески на асфальте, по которым машина чиркает пузом! Натурально как компенсация за Павловск. Если бы еще не было дождя… В общем, за некоторыми исключениями, трасса М4 оставила положительные впечатления, ехать было комфортно, с заправками проблем нет, хотя встречаются участки, по которым на сухом баке лучше не ехать.
Уже в самом Ростове, глядя на лужи, порой заливающие улицы от края до края, Олег съязвил: «Лодку для завтрашней прогулки взять надо». Сонные ростовские друзья мужественно встречали нас в ночи - время было давно уже не детское, сказались поздний выезд и тяжелые погодные условия. Но почему-то (как всегда!) на кухне мы просидели почти до утра - вредно так долго не видеться, это отрицательно сказывается на продолжительности сна J Тем не менее, природа взяла свое и мы пошли спать. Первый день отпуска закончился.
День второй. Ростов-на-ДонуВики-справка:
Росто́в-на-Дону́ - крупнейший город на юге Российской Федерации; административный центр Ростовской области и Южного федерального округа.
Основан Грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы.
Население - 1 109 800 чел., это десятый по численности населения город России. Занимает 1-е место среди городов Южного федерального округа (Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Сочи).
Мы очень любим этого город, который смело можно было бы назвать прекрасным, если бы не его дороги. Немного на моей памяти городов-миллионников с такими узкими улицами , такими глубокими ямами и такими раздолбанными трамвайными путями, хотя до Волгограда Ростов, конечно, не дотягивает. К чести местных водителей, лавируют они между остатками асфальта просто виртуозно, разъезжаясь со встречными машинами на микро-дистанции. И никого, кстати, это не шокирует, хотя любая… гхм.. московская «блондинка» обоих полов от такой манеры езды моментально бы упала в обморок. Дома в «непарадной» части города тоже отличаются живописностью.
Зато где еще вы увидите такую надпись? (язык не поворачивается назвать ее - рекламой)
А такую парковку в самом что ни на есть центре города?))
Мы не стали морочить себе голову и поехали гулять на набережную - непременно побывайте там, будучи в Ростове.
Бич Ростова-на-Дону - мосты. Их всего 4, из них один в промзоне, через другой идет весь трафик с М4, направляющийся на юг, каждый мост утром и вечером собирает огромные пробки. Аксайский мост способен накопить пробку на М4 длиной в 10-15 км, в ней можно постоять и ночью. А когда два моста встают на ремонт из-за полного износа и угрозы обрушения - перебраться через реку становится непростой задачей. Но если бы не начался ремонт, провисший Ворошиловский мост просто рухнул бы в итоге в Дон. Счастье Ростова в том, что левый берег Дона (Левбердон на местном сленге) практически не заселен, там огромная развлекательная зона с бесконечными кафешками, ресторанами и клубами. Неплохо придумали, правда? И никому не мешает.
Аксинья и Григорий, знаменитый «Тихий Дон». Упаришься, пока дождешься, когда же из лодки вылезут все желающие в ней сфотографироваться.
Полюбовались на круизное судно «Михаил Шолохов», следующее по маршруту Ростов-на-Дону - Санкт-Петербург. Круиз рассчитан на 19 дней/20 ночей, стоимость 1 суток варьируется от 3 до 7 тысяч рублей на человека. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что купить можно только часть круиза, но все равно - очень недешевое удовольствие!
Побродив по набережной и порядком проголодавшись, вся наша компания двинулась в грузинское кафе Сурнели (Ростов, Доломановский пер., 59/66)
Смело могу рекомендовать сие заведение - готовят быстро, очень вкусно, мне запомнился суп Татаряхли, он был приготовлен из удивительно крепкого и кристально прозрачного бульона, такого я давно уже не пробовала! Кафе небольшое, спокойное, с негромкой музыкой и приятным интерьером
Остаток вечера мы провели в прогулке по городу (лужи порядком подсократились), деревья в цвету были прекрасны! Кстати, на фотографии одна из немногих центральных улиц с нормальным асфальтом.
И прогулялись по парку - нам отдых, детям развлечение
Вечер прошел в тихом семейном кругу, по-нашенски: на кухне за разговорами обо всем на свете. Так закончился второй день отпуска.
День третий. Таганрог и ЧалтырьВики-справка
Таганро́г - город в Ростовской области, порт на берегу Азовского моря (в Таганрогском заливе, в 70 км от Ростова-на-Дону). Климатический приморский курорт. Входит в список исторических городов России.
Таганрог был основан в 1698 году Петром Первым и стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье и первым в России городом, построенным по регулярному плану.
Население - 253 600 чел. В Таганроге проживает около ста национальностей. Самые крупные диаспоры: греческая, еврейская и армянская.
Мы с мужем там не были ни разу, а друзья хотели посмотреть новую набережную, о которой слышали весьма положительные отзывы. Дорога от Ростова до Таганрога хорошая, 4-полосная на первой половине пути и 2-полоска на второй. Ехали мы на машине друзей, без радар-детектора, поэтому информации о камерах нет, хотя они там точно были - две я наблюдала визуально, это были обычные «треноги» КРИС. После Ростова справа от трассы расположено село Чалтырь, длинное-длинное, чем и обратило на себя внимание. Перед Таганрогом развилка с трассой, ведущей на восточную Украину - до нее рукой подать, и сердце сжалось от мысли, что совсем рядом идет братоубийственная война...
При въезде в город меня удивила вывеска - я не знала, что привычное название «Таганрог» может звучать и по-другому:
Таганрог примечателен тем, что впервые в истории России город был построен по заранее спроектированному плану, а гавань может гордиться тем, что она первая в мире была построена в открытом море, а не в бухте, как это было исторически заведено. У города богатая история, во многом связанная с войнами, в 18 веке, после неудачной турецкой кампании, по условиям мирного договора город был нами разрушен почти полностью, восстановлен после победы, ему уделяли пристальное внимание Петр I и Екатерина II, здесь родился Чехов и скончался Александр I. И все же, мы приехали туда просто прогуляться, не ставя перед собой никаких экскурсионно-познавательных целей. Город оказался очень приятным и уютным - с перепадом высот, обширным частным сектором, центральными улицами, живо напомнившими своей архитектурой 18-19 век, приятными жилыми новостройками высокого класса. Много скверов, парков, приличные дороги, во всяком случае, без ям и выбоин. Хотя есть и более «брутальные» местечки, например, металлургический завод:
Покрутившись по городу, мы нашли искомую Пушкинскую набережную - это оказался целый парк на берегу моря, с мощеными дорожками, скамейками, фонарями и детскими площадками - райский уголок для прогулок.
Удивило, что прямо по кромке моря растет трава. Олег даже спустился к воде, чтобы убедиться в том, что это все-таки море и вода в нем соленая J А на горизонте, если приглядеться, можно увидеть парусники - их там огромное количество!
Прямо напротив входа в этот парк расположена знаменитая лестница, которой уже более 180 лет, местные жители называют ее «каменкой». Лестница ведет к центральной улице и к таким же старым, не менее знаменитым солнечным часам, которые, между прочим, до сих пор работают! (шутка)
Не поленитесь подняться по лестнице - вид с нее просто прекрасен! Ничем не хуже, чем в именитых курортных городах.
Справа от подножья лестницы расположено очень красивое летнее кафе - фонтан, шатры с занавесями, красивая мебель, но ценник не гуманный, истинно московский. Мы решили, что обедать мы будем все-таки в более демократическом заведении, а друзья тут же предложили нам армянский ресторан по дороге в Ростов - в том самом длинном селе под названием Чалтырь. Памятуя о вкусном обеде по-грузински, мы, ни секунды не задумываясь, согласились на обед по-армянски - и какой же русский не любит кавказской кухни! На дорогу мы лишь выпили кофе, кстати, обслуживание оказалось еще и долгим. Низачот этому таганрогскому кафе, как говорят у нас в интернетах.
Итак, вперед, в Чалтырь! Это село было основано армянами в конце 18 века и проживает в нем около 16 тысяч человек - поболее, чем в ином городке! Пока мы ехали, выслушали любопытные подробности из обычаев местных жителей. Оказывается, в селе несколько очень крупных ресторанов. Крупных даже по московским меркам. Казалось бы, зачем? А все оказалось просто - иначе не получится ни свадьбу сыграть по-армянски, ни похороны устроить. Самая «скромная» свадьба собирает не мене 500 человек гостей, средняя 700, ну а большая свадьба может похвастаться 1000 приглашенных и более. Это тесно связано с обычаями - приглашаются все родственники, даже самые дальние, обидеть нельзя никого, а поскольку в селе все давно уже между собой переженились и породнились, гостей и собирается так много. А на похороны приходят и без приглашения, там гостей вообще не считают. Безусловно, чтобы разместить такое количество народа, нужны очень большие помещения - вот поэтому в селе Чалтырь такое изобилие монументальной ресторанной архитектуры.
Мы остановились у ресторана «Рандеву». Количество машин на парковке говорило о том, что свадьбы там точно нет, а вот посетителей предостаточно. Территория сего заведения удивила не меньше, чем размеры здания, она была огромной! Помимо здания, у ресторана оказались беседки, домики и даже весьма щедро оборудованная игровая детская площадка. Здание оказалось… закрыто! Заглянув одним глазком, оценили красоту зала:
Отловив представителя персонала, мы узнали, что зал накрыт для какого-то мероприятия, поэтому для посетителей ресторан предлагает беседки. Прекрасно, что еще нужно теплым летним вечером? К беседкам вели многочисленные дорожки, кругом были разбиты цветники, в общем, впечатления оказались очень приятными!
Если вы решите заглянуть туда покушать - смело заказывайте любое блюдо! Подтверждаю - все очень вкусно, национальные блюда прекрасны, обслуживание быстрое и вежливое. Вы точно не пожалеете о потраченном времени и деньгах. Цены средние, по сравнению с Москвой что-то покажется вам очень дешевым, что-то просто вполне бюджетным. Разговор за столом лился неспешно, мы много говорили о своих корнях, исторической родине и вообще «за жизнь». Обожаю вспоминать такие вечера в обществе друзей - это, воистину, бесценно!
В Ростов мы возвратились уже поздним вечером. Так закончился третий день отпуска. Завтра начинались трудовые будни у наших гостеприимных хозяев, а нам предстояла дорога на Кавказ…
Продолжение:
http://nes-i.livejournal.com/3995.htmlПредыдущая статья:
http://nes-i.livejournal.com/3331.html