День четвертый. КЧР и КарачаевскЗдравствуй, М4, мы опять к тебе вернулись! Выезд из Ростова оказался без затруднений - спасибо нашим ростовским друзьям, подсказавшим дорогу в объезд ремонтов, и навигатору (куда же без него). И вот мы уже катимся и катимся под моросящим (опять!) дождиком, неспешно объезжая фуры и еще менее спешащие попутные машины. При взгляде на хмурое небо в голове крутится мысль: «А что, если…». Действительно - а вдруг? Вам приходилось весь отпуск провести под дождем? А в горах, когда со всех склонов на вашу голову или машину льются потоки и сыпятся камни? А с фотоаппаратом в руках, понимая, что все фото будут безнадежно серыми и унылыми? Примерно об этом мы оба молчали по дороге в Карачаевск. Молчали примерно до развилки с дорогой на Краснодар - ну не портить же друг другу настроение, в самом деле! И только проехав развилку, расстояние до которой в этот раз показалось нам почему-то очень длинным, и очутившись на асфальте качеством пониже, мы все-таки обсудили волнующий нас вопрос: «А что, если…». И в результате родилась гениальная по своей сути и степени плагиата формулировка: «У природы нет плохой погоды». А также «Горы всякие важны, горы всякие нужны» - в том смысле, что помимо парадных видов бывают еще и будничные. А значит, мы покажем то, что есть… то есть, то, что будет - независимо ни от чего! На том и порешили - и успокоились. Нет смысла переживать о том, чего ты не в силах изменить.
Как всегда, на посту возле Тихорецка нас остановил гаишник. Правда, у нас уже не досматривали машину, как это было 3 года назад, да и вообще мы из нее не выходили. У нас просто проверили документы. Прогресс, однако! Кстати, это была первая остановка по требованию сотрудника ДПС за всю дорогу. Ни в Богучаре, ни в Цукеровой Балке, знаменитых своими злыми и придирчивыми гайцами, нас не остановили. Справедливости ради скажу, что лично меня там вообще никогда и не останавливали, но интернет полон иных историй. Собственно, после Тихорецка дорога вполне спокойная и мало населена камерами, гайцами и прочими неприятностями, хотя гонять там без оглядки я бы не посоветовала - засады хоть редко, но встречаются, видели мы и патрульные машины, бдящие за неприкосновенностью встречной полосы. Встречка моргает, но не шибко интенсивно, так что полагаться на нее я бы не рекомендовала (это вам не Белоруссия!).
Кропоткин, как всегда, «порадовал» еле ползущей вереницей машин. Хорошо, что хотя бы не было стоячей пробки на выезде - она там не редкость. В районе Армавира вдоль трассы - поля всех цветов радуги! Очень красиво выглядит и очень сладко пахнет! Останавливаться ради фотографий мы не стали, но как это выглядит, я покажу на примере другого района:
Такая же красота в районе Ставрополья:
Совершенно без проблем докатились мы до развилки с Минводами и ушли на Черкесск. Вот тут уже почувствовали, что мы в родных краях и Кавказ рядом! Дорога сразу побежала веселее, а настроение резко улучшилось. Впрочем, как и погода - временами даже выглядывало солнце. Где-то в этот момент я достала из сумки платок и повязала его на голову - пора привыкать! При въезде в Карачаево-Черкессию на посту ДПС нас не остановили. Совсем! Это было впервые и это было удивительно. «Надо же, - сказала я, - никому-то мы не нужны и не интересны!» Если бы я знала, сколько раз мне придется повторить эту фразу!
Черкесск проехали довольно шустро, машин было не очень много и лихих джигитов тоже. Надо сказать, что манеры езды в Черкесске очень сильно удивляют москвичей, выдрессированных камерами и тотальной их слежкой. К примеру, вот ситуация: на дороге 3 полосы. Одна туда, одна обратно, а средняя используется для левых поворотов обеих сторон движения. То есть, если, к примеру, ехать по такой полосе и не повернуть налево, а продолжить ехать прямо, то аккурат оказываешься на встречке со всеми вытекающими последствиями. Мне сложно сказать, какие там есть последствия и для кого, но именно так, по средней полосе, местные джигиты и ездят. Разумеется, прямо и не сворачивая. При этом они утыкаются в лоб очереди из встречных машин, ожидающих возможности повернуть налево. Объезжают их, подрезая попутные машины, которые только что обгоняли, вклиниваются в поток, нередко продолжая обгонять, но уже по обочине, и опять выскакивают на среднюю полосу. Зрелище, скажу я вам, не для блондинок. Но тут главное что? Правильно - ехать в своей полосе и не дергаться. Со своими джигитами черкесы и без нас разберутся. Тем более, что все эти маневры, как ни странно, особо никому не мешают. Джигиты лихачат, но не наглеют, это мои личные впечатления, а за рулем я еще с лихих 90-х.
Уже на выезде из города мне на глаза попался магазинчик с чудесной вывеской «Хычины» . А так как в животах у нас обоих давно уже было пусто, мы закупились в магазинчике горячими, ароматными лепешками.
Вики-справка: Хычи́н - пирог с картофельно-сырной или мясной начинкой с зеленью, национальное блюдо карачаевцев и балкарцев. По своей престижности они оценивались у карачаевцев и балкарцев по-разному, но все их разновидности были очень популярными в народе. Высшим гостеприимством хозяйки дома в прошлом считалось приглашение «на хычины». Это одно из самых почётных блюд в списке мучных кушаний карачаево-балкарской кухни. Любое застолье было просто немыслимо без хычина. Трапеза без хычина считается бедной, особенно без хычина мясного. Некоторыми своими деталями хычины у балкарцев отличались от карачаевских. Балкарцы хычин из картофеля делали очень тонким и пекли на сковороде, смазывая небольшим количеством масла. Карачаевцы же хычины того же размера делали значительно толще (по сравнению с балкарскими в несколько раз) и жарили, как правило, в большом котле и кипящем жире или сливочном масле.
Покушать нужно не только вкусно для желудка, но и красиво для глаз! На Кавказе нет проблем ни с тем, ни с другим, поэтому мы сделали остановку в Усть-Джегуте, красивейшем местечке. Будете в тех краях - не проезжайте мимо, остановитесь и насладитесь видом.
Ну а мы еще, к тому же, насладились хычинами. Жаль, что нельзя было съесть много - очень скоро предстояла встреча с родственниками Олега, а это означало, что нас будут кормить. Причем, мы уже знали, что наши возражения на тему «да мы уже поели!» в этом вопросе не играли бы никакого значения! Поэтому приезжать в гости сытыми было бы просто неразумно - желудок, к сожалению, не резиновый.
Чем ближе к горному хребту, тем красивее местность
У поселка Сары-Тюз открылся великолепный вид на главный Кавказский хребет. Проехать мимо было невозможно, поэтому - еще одна фото-остановка.
И вот мы на кругу - дорога прямо ведет через тоннель на Зеленчукскую и далее на Майкоп, налево по кругу - Карачаевск и Домбай. Это очень замечательное место, подъезжая к которому нужно быть крайне внимательным! На кругу 2 полосы, между полосами - сплошная. В центре - гайцы, пристально следящие за колесами вашей машины. Нормальный и не местный водитель, понимая, что встречки на круге нет по определению, и что сплошная там, в общем-то, фигня, спокойно въезжает на круг по внешней полосе, перестраивается на внутреннюю перед съездом в сторону Зеленчукской, и возвращается на внешнюю полосу перед съездом в сторону Карачаевска. Вроде бы, все правильно сделал? Ан нет! «Иди сюда, мой белый хлеб» - думает гаишник, махая вам своей волшебной полосатой палочкой. Степень вашей вины будет зависеть от степени вашей юридической грамотности и способности вести диалог с представителем власти. Переводя на гражданский язык: водителю будут вменять нарушение от пересечения сплошной в попутном направлении до выезда на встречку (!). Ну то есть, от 500 руб до бесконечности, в зависимости от того, какой водитель - совсем шляпа или все-таки нет. Начнут, конечно же, с самого жесткого варианта, а чем закончат - тут только от вас зависит. Мы просекли эту «фишку» еще несколько лет назад, отделавшись пятьюстами рублями, с тех пор круг проезжаем со скоростью пешехода и свято соблюдая разметку и разрывы в сплошной, которые там, как ни странно, есть.
В этот раз в центре круга был целый блок-пост, стояли знаки «Стоп» и присутствовали люди в камуфляже. Все вокруг было уставлено машинами, водителям которых было указано предъявить документы или открыть багажник. За маневрами на разметке, как нам показалось, никто не следил, зато очень внимательно изучили наши физиономии. И не остановили - вот чудо! Тогда я сказала, что мой черный платок все-таки сыграл свою роль. Не знаю, насколько это было так, но в тот момент я была в этом уверена.
Вики-справка: Карача́евск - город республиканского значения в Карачаево-Черкесской республике. Расположен на берегах трёх рек: Кубани, Теберды и Мары, на высоте 870 м над уровнем моря. Река Кубань является здесь главной водной артерией, как и на всём Северо-Западном Кавказе: все воды этого региона - притоки Кубани. Горы, окружающие город с трех сторон, кроме северной, являются конечными отрогами Передового хребта. Горы сложены из вулканических пород, прорывающих юрские осадочные отложения. Карачаевск расположен также в зоне развития нижнеюрских интрузий Тебердино-Кубанской депрессии, во многих участках которой сосредоточены 50-60 % выходов источников минеральных вод. Конечная точка водораздела между Кубанью и Тебердой, гора Комсомольская, делит город на две части и является географическим центром города. А с высоты птичьего полёта он похож на подкову, вытянувшуюся по долинам двух рек. Географически Карачаевск находится в центре высокогорных районов Карачаево-Черкесии и является их транспортным узлом.
На подъездах к Карачаевску кипела жизнь и отсутствовал асфальт - шел капитальный ремонт дороги, из-за чего порой ехали мы очень медленно. Дорога в тех краях узкая и довольно извилистая, из-за поворотов видимость встречки - ноль, поэтому рисковать там не стоит, все равно ехать не далеко, порядка 15 км от круга.
Живописный пешеходный мостик через р.Кубань
Мы знали, что в Карачаевске перекрыт мост из-за ремонта, но не знали, какой. По закону подлости, мост оказался тем самым, который нам нужен - через Теберду. Представьте - до дома километр, а нас отправляют в объезд, по другому берегу реки Кубань (Кубань и Теберда в Карачаевске сливаются), через другой мост, а потом обратно. И не так страшны эти лишние километры, как сам путь - фактически, по частному сектору, по узким-узким улочкам, где машины разъезжаются с трудом. А где не разъезжаются, там организовали одностороннее движение, что еще больше удлинило объезд. С другой стороны, когда бы мы еще прокатились по этим улочкам? Думаю, что никогда. Объезд привел нас к знакомому местечку Каменномост, где в широкой части ущелья разлившаяся на реки, речушки и ручейки Кубань всей своей мощью втискивается в узкое и глубокое русло, образованное вулканическими породами - река в этом месте буквально кипит, бешеные круговороты пенятся, а при полной воде (когда тают ледники и снега) шум стоит такой, что рядом стоящего человека не слышно. Обратите внимание на интересную, причудливую форму скал - это работа воды.
И вот последние сотни метров по улицам - и мы дома. Хозяева, заядлые дачники-пенсионеры, уставшие после огородов, свято соблюдают традицию - нас сажают за стол и начинают кормить. Ох, и сложная это процедура на Кавказе! Столько всего нужно съесть, выпить и проглотить, а потом еще и поговорить - в голове стандартного москвича, который половину жизни питается на бегу и абы чем, но при этом не расстается с мечтой о похудении, это совершенно не укладывается. Ростовские друзья хотя бы после третьей перемены блюд могут сжалиться, но кавказские - ни за что! Когда Олег пришел из ванной комнаты за накрытый стол и услышал приглашение садиться кушать, он спросил: «А у меня есть выбор?» И услышал лаконичный ответ хозяйки: «Нет!» Надо сказать, что эта фраза про отсутствие выбора нас преследовала потом на Кавказе до тех пор, пока мы оттуда не уехали, превратившись в своего рода поговорку! Лично меня после столь плотного обеда (мы же еще наелись хычинов с мясом, помните?) разморило так, что я даже не осталась на вечерние посиделки с подошедшими гостями - я бы уснула прямо за столом, даже если бы пришлось спать лицом в салате. Меня проводили в спальню и уложили (зацените!) на пуховые перины ручной работы - хозяйка настоящая мастерица и из гусиного пуха в доме и перины, и подушки, и одеяла. Я проснулась в 3 часа ночи, подумала-подумала… и уснула опять, до самого утра. Так закончился 4 день отпуска. На следующий день нас ждало ущелье Маруха.
Карачаевск
Продолжение:
http://nes-i.livejournal.com/4335.htmlПредыдущая статья:
http://nes-i.livejournal.com/3655.html