Очарованные Бельгией. Путешествие в Дамме

May 08, 2011 14:56


Возвращаюсь к своему отчету о прошлогоднем путешествии по Бельгии. Утром, перед отъездом из Брюгге, мы решили совершить небольшую прогулку в соседний Дамме, но не пешком или велосипеде, и даже не на автомобиле, а на самом настоящем колесном пароходе «Ламме Гудзак». Правда, насколько корректно называть его «пароходом» не знаю, но другое подходящее слово никак подобрать не могу.



1.

Итак, утром мы отправились на окраину Брюгге, на причал, откуда в 10.00 должен был отправиться первый рейс в Дамме. Когда мы прибыли на место, колесного парохода еще не было. И у нас была возможность немного осмотреть окрестности.



2.

Брюгге и Дамме соединяет практически прямой канал Дамзе Ваарт, строительство которого началось в 1810 году испанскими военнопленными по приказу Наполеона, что дало повод называть канал также именем французского императора. Канал должен был стать частью сети каналов вдали от побережья и соединить Брюгге с рекой Шельдой. Это позволило бы французской армии осуществлять быстрое передвижение и избежать столкновения с опасным британским флотом в море. Однако в связи с поражением Наполеона при Ватерлоо строительство канала не было завершено, и он протянулся чуть дальше Дамме до местечка Хоеке. Следущий отрезок канала, Хоеке-Слюи, был завершен только в 1856 году, но своей первоначальной цели так и не достиг. Стоит сказать, что канал Наполеона причинил непоправимый вред облику Дамме: он разрезал город на две части, в результате чего были уничтожены Кукурузный рынок и часть городских особняков. А старая гавань, объединявшая в центре города три водных пути: Lieve (Гент - Дамме), Reie (Брюгге -Дамме) и Zwin (Дамме - Северное море) - была засыпана песком из нового канала.

Но оставим ненадолго историю и оглядимся вокруг. Вдоль канала протянулась дорожка, по которой можно добраться до Дамме пешком или на велосипеде. Поскольку весь день у нас был распланирован, и мы не могли позволить себе неспешную прогулку в тени деревьев, мы ожидали прибытия нашего колесного чуда. Вскоре на горизонте появился «Ламме Гудзак»!



3.

Свое имя колесный пароход, отправлявшийся в Дамме, получил не случайно. Ведь Ламме Гудзак был другом легендарного Тиля Уленшпигеля, который согласно известному роману Шарля де Костера родился ни где-нибудь, а именно в Дамме, о чем свидетельствуют первые строки «Легенды об Уленшпигеле…»:  «Во Фландрии, в Дамме, когда май уже распускал лепестки на кустах боярышника, у Клааса родился сын Уленшпигель…».



4.



5.

Тем временем «Ламме» причалил к пристани, многочисленные туристы загрузились на его борт и отправились в путешествие в Дамме. И вот уже позади виднеются и постепенно исчезают вдали крайние домики Брюгге, а мы неспешно плывем под бельгийским флагом по узкому каналу под звуки падающей с колеса воды и наслаждаемся окружающими видами.



6.



7.



8.



9.

А между тем наш капитан удивляет своей ловкостью: управляя одной рукой штурвалом, он умудрился распечатать конверт элегантным ножом для писем и принялся читать длинное послание.



10.

Любопытно, что такое важное или срочное заставило его читать в пути? Дочитав до конца, капитан вновь сосредоточился на узкой водной дороге.



11.



12.

По прибытию в Дамме, на левом берегу нас встречает ветряная мельница Шелле, построенная в 1867 году, но вероятно, мельницы на этом месте строились еще с XII-XIII веков.



13.

А вот и сам Дамме - крошечный городок, некогда выполнявший роль аванпорта своего знаменитого соседа Брюгге и переживший вместе с ним невероятный расцвет и постепенное угасание.



14.

Иногда ошибочно считают, что товары из Дамме поставлялись в Брюгге по Дамзе Ваарт. Но стоит вспомнить, что этот канал был создан при Наполеоне, а расцвет Брюгге пришелся на Средние Века, и становится сразу же понятно, что связь между двумя городами осуществлялась иначе.



15.

Из истории известно, что Брюгге вырос из крепости, построенной в середине IX века на берегу Звина, морского рукава, глубоко вдававшегося в сушу в те времена. Такое выгодное расположение давало Брюгге возможность развиваться как крупному морскому порту. Однако после наводнения в начале XI века, люди начинают строить дамбы на морском рукаве, соединяющим Брюгге с морем, чтобы уберечься от новых наводнений и увеличить площади, пригодные для сельского хозяйства. В результате этих работ и отступления моря Звин начинает мелеть и доступ торговых кораблей к Брюгге становится невозможен. В 1134 году сильная штормовая волна вновь обрушилась на побережье Северного моря, в результате чего образовался большой естественный канал Звин, подошедший вплотную к Брюгге. Чтобы избежать наводнения в городе, на месте нынешнего Дамме было решено построить дамбу, которая и дала название городу. Первоначальное название звучало как «Hontesdamme», т.е. «дамба на устье». Но со временем старо-фламандское слово "honte" выродились в "hond" (т.е. «собака»), и город приобрел странное название «Hondsdamme», т.е. «Собачья дамба». В связи с этим существует старинная легенда, согласно которой строители дамбы измучились, постоянно заделывая образующуюся брешь в дамбе. Злой гений, словно специально прорывал ее новыми потоками воды. Суеверные строители решили, что виной тому постоянный вой черной собаки, в которую вселился сам дьявол. Они поймали собаку и заткнули ей брешь. О, чудо! После этого дамба перестала разрушаться, а черную собаку с тех пор можно увидеть на гербе города.



16.

После строительства дамбы, был вырыт канал, соединивший Дамме с Брюгге, что позволило Дамме стать аванпортом Брюгге: большие морские корабли прибывали по Звину в Дамме, где товары перегружались на суда меньших размеров и переправлялись в Брюгге, средневековую торговую столицу.



17.

В 1180 году Филипп Эльзасский, граф Фландрии, чтобы стимулировать торговлю, пожаловал Дамме городские права. И город стал быстро расти, через него в Брюгге поставлялось более 300 видов товаров. Высший расцвет Дамме пришелся на XIII век, когда этот город обладал правами на торговлю вином из Бордо и сельдью из Швеции. В это время был вырыт новый канал Лив, соединивший Дамме с Гентом. И Дамме стал крупным торговым центром. Однако постоянное осушение близлежащих территорий привело к сужению естественного канала Звин, изменилась и сила морских приливов, а следовательно, и сила потоков Звин, что привело к его постепенному заиливанию. В результате к XIV веку торговля перешла в другие порты, расположенные ближе к морю, а Дамме постепенно утрачивал значение международного торгового порта.



18.

В XVII веке наметилось некое возрождение города. В период правления эрцгерцога Альбрехта и эрцгерцогини Изабеллы Дамме был превращен в гарнизонный город-крепость. По проекту брюггского математика и инженера Симона Стевина были возведены городские укрепления в виде 7-кончной звезды. Во время войны за испанское наследство (1703-1713) эти укрепления были усовершенствованны французским военным инженером Себастьяном Вобаном. После чего Дамме оставался военной крепостью до 1760 года.



19.

Следующая страница истории этого города связана со строительством канала Наполеона,  который так и не был завершен и не смог вернуть городу былого величия.



20.

Сейчас Дамме - это небольшой городок, живущий в основном за счет туристов и книголюбов. 1 мая 1997 года Дамме получил официальный статус книжного города (города-книги) и для этого есть не одно основание.



21.

Во-первых, Дамме - родина легендарного Тиля Уленшпигеля. Во-вторых, в XIII веке здесь жил Якоб ван Марлант, известный как писарь из Дамме, первый автор, писавший на нидерландском языке, и чье творчество сыграло значительную роль в формировании нидерландского литературного языка средневековья. В-третьих, в Дамме сейчас работает более 10 магазинов, специализирующихся на продаже тех или иных книг. А каждое второе воскресенье месяца на Ратушной площади (а в зимний период - в Ратуше) разворачивается книжный рынок, который нам посчастливилось увидеть.



22.

Времени в Дамме у нас было совсем немного, в 11.00 мы должны были отплыть обратно, хотя городишко, безусловно, очень милый и здесь можно провести часок-другой. Мы направились в сторону канала. Среди зарослей прибрежных растений притаился наш «Ламме Гудзак» в ожидании отправления в Брюгге.



23.

Мы прошлись немного вдоль набережной, где нас удивил стройный ряд деревьев, отклонившихся под одинаковым углом от канала. Интересно, чем это обусловлено?



24.



25.

Вернулись на наш пароход и медленно поплыли обратно, минуя уже знакомые пейзажи.



26.



27.

В Брюгге «Ламме» плыл практически пустой. День только начинался и предвещал быть солнечным, так что никто не торопиться возвращаться.



28.

А мне сидя на палубе и наблюдая за передвижением нашего колесного друга под шум падающей воды, казалась, что мы перенеслись назад во времени на век, а то и больше. Плывем не по узкому каналу, а совершаем путешествие по какой-нибудь большой реке. И все мы будем непременно вовлечены в детективную историю, ведь неслучайно же наш капитан получил столь загадочное письмо…

Очарованные Бельгией:
На подступах к Бельгии. Кёльн.
На подступах к Бельгии. Как делают шоколад
На подступах к Бельгии. Сказочный Моншау.
Ан-сюр-Лес. Пещеры.
Дюрбуи.
Буйон и окрестности.
Путешествие вдоль Мааса.
Замок Фреир.
Сады Анневуа.
Одно из самых удивительных мест Бельгии.
Намюр.
Аббатство Виллер.
Ватерлоо.
Удивительный Гент (модерн).
Гент - город на воде.
Ночной Брюгге.
Брюгге без лишних слов (часть 1).
Брюгге без лишних слов (часть 2).
Искусство кружевоплетения.

лето, путешествия, Бельгия, Европа

Previous post Next post
Up