Класс театральной критики. День 3.

Feb 09, 2014 17:42

Диссертация, научные статьи, промежуточная аттестация, Олимпиада, театры ... Сколько же всего!!!  И при этом надо не забывать заветы Ильича, то бишь учиться, учиться и ещё раз учиться)))

Итак, 3 суббота (как быстро летит время!) у меня посвящена обучению великому искусству театральной критики))) О предыдущих занятиях я рассказывала здесь: День 1День 2

8 февраля были лекция и практическое занятие. Лекцию вела балетный критик, прекрасный знаток истории б., гид-переводчик, влюблённый в родной Санкт-Петербург, и просто очень хороший человек, с которым мне посчастливилось подружиться (спасибо ЖЖ и Макмиллану), Ольга Федорченко, известная в кругах ЖЖ-авторов как bloha_v_svitere. Тема - романтический балет. Ольга вкратце остановилась на главных "чертах" романтического балета (то, что лежит на поверхности, сразу бросается в глаза и о чём нужно было напомнить слушателям для вступления), затем она подробно остановилась на самом романтизме как направлении искусства, упомянула классицизм, с которым романтизм, конечно, сильно "контрастирует", выявила сущностные черты романтизма как такового. Кандидат искусствоведения купался в романтическом материале, приводя интересные примеры из различных видов искусства. Затем мы перешли собственно к балету. Очень интересной и важной была подтема "бегство в романтизме".  Что это за "бегства"?
- в историю, но не античную, представляющую собой "золотой век", а историю "низкую", например, средневековую. Происходит романтизация исторической эпохи
- географическое: убежать в другую страну, за море, в колонии и т.д. Романтики "изучают" характерный танец, усиливается фольклорная, этнографическая тема.
- в мир грёз, фантазий и т.д.
Казалось бы, в балете мы видим эти "вещи" (они вполне очевидны), но систематизация этих "бегств" вкупе с общим обзором о романтизме, вне всякого сомнения, обогатила слушателей.
Далее Ольга остановилась на деятельности такого педагога и хореографа этой эпохи - Филиппо Тальони и его дочери балерины Марии. После рассказа о создаваемом образе Марии как воздушной, недоступной, особенной, лектор остановилась на необходимых в связи с этим изменениях в одежде и обуви.
Замечу, что просто лекцию Ольга читать не могла, она в силу своего фантастически юморного характера постоянно шутила и даже демонстрировала отдельные па!!! Ну просто мастер-класс от Федорченко)))
Затем мы смотрели видео: "Сильфиду" в исполнении артистов Датского балета, которая по сути до сих пор сохраняет дух и концепцию Бурнонвиля, и "Сильфиду" Парижской оперы. Мы смотрели, конечно, отдельные фрагменты из этих балетов, сравнивая их, Ольга комментировала и обращала внимание на те или иные детали, которые от нас ускользали...
Ну а затем мы посмотрели Па-де-катр Долина.
Два часа пролетели незаметно! Очень радует, что следующая суббота будет принадлежать этому же лектору!!!
Ольга, огромное спасибо за интересную, эмоциональную, ЖИВУЮ лекцию!!!

После перерыва мы вновь погрузились в обсуждения наших опусов. Практику ведёт Анна Гордеева (она куратор всего курса). На сей раз темой для обсуждения стал балет "Тристан+Изольда. ФРАГМЕНТЫ". Мой вымученный отзыв здесь. Поскольку я отправила его в ночи, то Анна не успела с ним ознакомиться (она и не знала, что я его подготовила), поэтому мой отзыв из обсуждения выпал. Большое спасибо тем друзьям, кто заглянул и оставил пару реплик и замечаний!!! Это очень важно!

Если опять коснуться общих замечаний, вот что мне запомнилось:
-критики не любят слова "послевкусие". Поскольку, на их взгляд, ни к чему примешивать к балету кулинарию... Я стала вспоминать, а использовала ли я это слово, скажу честно, не вспомнила, но точно помню, что многие мои друзья его благополучно используют... Меня лично оно не раздражает, может потому, что мои балетные друзья - люди умные и используют его умело (талант надо иметь!), но критики бы им сделали за это ата-та)))

- ещё одно  "пострадавшее" слово - энергетика (в значении энергетика артиста). Я правда не знаю, понравилось бы им слово "энергия", но "энергетика" получила категорическое нет. Тут уж мне и вспоминать не пришлось, я и без воспоминаний знаю, что слово это обожаю!!! Использовала, использую и буду использовать!!! "Энергетика", "энергия" лично мне нравятся больше, чем "харизма". Вот смотрю я на Полунина и я чувствую его энергетику, когда на дне рождения императора поёт певица (в балете!) зритель смотрит на него, на движение его скул, его глаз, потому что у него есть энергия, особая сила, заставляющая смотреть именно на него! Причём я считаю, что даже у одного и того же артиста эта самая энергия может быть разной в разных спектаклях, Хотя у Полунина она мощная в любом спектакле))) Но вот люблю я Вишнёву, это знают все мои друзья, я плачу на её "Жизели", но запись её "Болеро" я выключаю, мне не хватает энергии, а вот запись "Болеро" с Лё Ришем я готова, как маньяк, пересматривать тысячу раз. Лё Риш - это энергетика, сшибающая с ног!!! Но критики говорят нам ата-та)))

В конце занятия решила уточнить замечание о моём прошлом отзыве на спектакль Ратманского. Помните, я описывала во втором дне, что не поняла противоречия высокой поддержки-обладания и словосочетания "о трепетном и очень возвышенном отношении друг к другу". Так вот я подошла к Анне: она заметила, что всё-таки поддержка-обладание и трепетное отношение не очень сочетаются, но если я так считаю, это моё право. Получается, что дело не в стиле изложения этой мысли, а в самой невозможности трепетных отношений при мужском обладании женщиной... Но я почему-то ТАК почувствовала!!! И трепетность, и сила - там было ВСЁ! И тут я задумалась, а если бы ещё раз пересмотреть этот балет (желательно с этим же составом), возникнет или нет такое же чувство или это разовое явление, вот получилось именно в этот вечер у артистов именно так красиво исполнить эту поддержку?! Ведь сам балет мне понравился, поэтому второй раз посмотрю его с удовольствием!!!
Кстати, что интересно именно в этой ситуации и вообще в наших обсуждения: Анна делает замечания по стилю, указывает на ошибки фактические, на ляпы, корявости, "нехорошие", по мнению критиков, слова и т.д. Но если у человека есть концепция, свой взгляд, то она всегда повторяет "это Ваше право". Это приятно, что собственная позиция поощряется!!!
Вот такой насыщенный у нас класс театральной критики!
Я буду и дальше держать Вас в курсе событий)))

класс театральной критики, театральный сезон 2013-2014

Previous post Next post
Up