Статья старая про работу с текстом на уроках русского языка в пятом классе.

Feb 18, 2013 17:52

Это моя старенькая статья для школьного сборника, который так, по-моему, и не издали. Вполне статейно написано, но если кому актуально, то там можно вычитать парочку интересных приемов. Так что выкладываю тут без редакции, просто так. ( Статья с примерами из школьных сочинений, прелестные некоторые )

речевые жанры, Куприн, 5 класс, язык, изложения, развитие речи, Пришвин, Бахтин, сочинения, с детьми, учебник

Leave a comment

Comments 4

zweieimer February 18 2013, 16:04:29 UTC
"Новые формы речи дают зачастую и новое содержание, новую точку зрения, с которой можно посмотреть на мир и на себя. Но кто-то осваивает новые способы мышления интуитивно - неосознанно копируя то, что когда-то читал или слышал, - а у кого-то таких способностей нет, и с ними нужно проводить специальную работу направленную на осознанное овладение этими речевыми навыками."

А есть какой-нибудь учебник для взрослых на эту тему?

Reply

lagushka February 18 2013, 16:20:56 UTC
Может, стилистика этому немного учит.
А так Бахтин, например, писал, что теория речевых жанров требует разработки, что тут есть что изучать.
Еще риторика есть. Есть логика. Есть лингвистический анализ текста и т.п. Это все около того, я думаю.
Но я бы на эту тему сама с удовольствием почитала бы учебник:-).

Reply


tajinka February 18 2013, 19:00:19 UTC
Спасибо большое! Обязательно попробуем на днях написать такое сочинение. Похоже, что мне тоже будет полезно написать свое. Анализу текста и пониманию его структуры и формы нас в школе или не учили, или это не отложилось совсем. Казалось, что главное смысл и настроение уловить.

Reply

lagushka February 19 2013, 02:28:09 UTC
Настроение уловить очень важно, а уловить те срелства, которыми это настроение создается - это самое в русском языке интересное. Думаю, ради этого его и стоит так дотошно изучать. А это еще к вопросу занудства всяких морфологических разборов. Очень полезно не только признаки морфологические определить, но и посмотреть, какое значение на самом деле эти признаки выражают. Здесь пример про настоящее время, 2 лицо, которое на самом деле обозначает постоянно повторяющееся в прошлом действие. Тогда и морфологический разбор может стать интересным, когда не просто характеризуешь форму, а смотришь, какое значение за ней скрывается, какие функции в данный момент она выполняет. Можно так понаблюдать вообще за русскими глаголами в речи и в текстах. Пытаться понять, какому времени и виду на самом деле эта форма соответствует, провести эксперимент, заменив прямым значением, смотреть, что получается ( ... )

Reply


Leave a comment

Up