Статья старая про работу с текстом на уроках русского языка в пятом классе.

Feb 18, 2013 17:52

Это моя старенькая статья для школьного сборника, который так, по-моему, и не издали. Вполне статейно написано, но если кому актуально, то там можно вычитать парочку интересных приемов. Так что выкладываю тут без редакции, просто так. ( Статья с примерами из школьных сочинений, прелестные некоторые )

речевые жанры, Куприн, 5 класс, язык, изложения, развитие речи, Пришвин, Бахтин, сочинения, с детьми, учебник

Leave a comment

lagushka February 19 2013, 02:28:09 UTC
Настроение уловить очень важно, а уловить те срелства, которыми это настроение создается - это самое в русском языке интересное. Думаю, ради этого его и стоит так дотошно изучать. А это еще к вопросу занудства всяких морфологических разборов. Очень полезно не только признаки морфологические определить, но и посмотреть, какое значение на самом деле эти признаки выражают. Здесь пример про настоящее время, 2 лицо, которое на самом деле обозначает постоянно повторяющееся в прошлом действие. Тогда и морфологический разбор может стать интересным, когда не просто характеризуешь форму, а смотришь, какое значение за ней скрывается, какие функции в данный момент она выполняет. Можно так понаблюдать вообще за русскими глаголами в речи и в текстах. Пытаться понять, какому времени и виду на самом деле эта форма соответствует, провести эксперимент, заменив прямым значением, смотреть, что получается.
Еще очень здорово анализировать стихотворения с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Думать, например, какими именно словами создается настроение, причем имеено какими грамматическими формами. Следить, как от эпизода к эпизоду настроение меняется именно тем, что поэто употребляет другие грамматические формы. Даже просто определить все части речи иногда бывает интересно. Есть стихотворения безглагольные почти или совсем. Есть с уймой прилагательных, а есть почти вообще без них. А на понимании ударения, слогоделения строится понимание ритма. Знания о звуках помогает увидеть звукопись. Я еще, может, напишу про такое.
А еще жутко интересно жословно записывать устную речь и анализировать ее несоответствия письменной. Только в двадцатом веке этим начали заниматься. Смотреть, какие части речи мы употребляем чаще, в какой форме. Можно даже лингвистические портреты всех написать. Это сложно, конечно, но любопытно. А вдруг, что получится?

Reply


Leave a comment

Up