Это моя старенькая статья для школьного сборника, который так, по-моему, и не издали. Вполне статейно написано, но если кому актуально, то там можно вычитать парочку интересных приемов. Так что выкладываю тут без редакции, просто так.
Работа с текстом на уроках русского языка.
М.М. Бахтин писал: «Подобно тому, как изобразительные искусства научают наш глаз видеть, углубляют и расширяют область зримого, так и литература своими разнообразными жанрами обогащает нашу внутреннюю речь новыми приемами осознавать и понимать действительность».
Речь - это не только способ выражения, это ещё и способ познания, способ восприятия, инструмент, с помощью которого можно и понимать, и изменять окружающее.
Новые формы речи дают зачастую и новое содержание, новую точку зрения, с которой можно посмотреть на мир и на себя. Но кто-то осваивает новые способы мышления интуитивно - неосознанно копируя то, что когда-то читал или слышал, - а у кого-то таких способностей нет, и с ними нужно проводить специальную работу направленную на осознанное овладение этими речевыми навыками. Но изучение новых жанров и типов речи полезно для всех. Те, кто хорошо чувствует язык и осваивает новые способы бессознательно, имеют возможность во время такой работы проанализировать и понять, какими языковыми средствами выражаются те или иные оттенки содержания.
Но несомненно, что узнавая новые речевые жанры, новые типы речи, языковые приёмы, ребята должны, прежде всего, учиться видеть. То есть каждый текст, предлагаемый на уроках для анализа или изложения, должен давать детям ту самую новую точку зрения, на которую они смогут в любой момент осознанно встать и посмотреть на окружающую действительность.
Вот, например, нужно мне научить детей грустить, мечтать, вспоминать с теплотой что-то на бумаге, описывать чувство, которое близко и знакомо каждому, но при этом интимно до невозможности. А как этому научить? У каждого в душе своё. А вот показать форму, структурные особенности текста, с помощью которых можно описать такие свои и такие всеобщие эмоции, - можно и совсем несложно. И каждый ребёнок это освоит, потому что тут речь идёт не о расплывчатом, не только о содержании, а в том числе и о конкретных формальных признаках, скопировать которые под силу каждому. А раз и чувства такие знакомы каждому, то и работы я получаю хорошие.
В учебнике «Русский язык. 5 класс» Баранова, Ладыженской один из текстов, данных для изложения - отрывок из книги Куприна «Ю-ю». Текст дан в разделе «Описание животного». Но нам он интересен и вот ещё чем: последний абзац - воспоминание Куприна о минутах «тихого семейного счастья», чувстве уюта, которое дарила ему его Ю-ю. Вот этот отрывок: «Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. <…>
Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. <…> И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. <…>
Поворочается немного на столе, помнется, облюбовывая место, и сядет рядышком со мною, у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу».
Интересно здесь употребление форм настоящего и будущего времени в значении прошедшего повторяющегося. Кроме того, здесь и лицо глагола употребляется в ином значении: второе лицо в значении первого (царапаешь, царапаешь пером). Таким образом создаётся особая «медитирующая» интонация тёплого воспоминания.
Но дети обращают внимание прежде всего на то, ЧТО происходит, а не на то, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ это описывается. И этот отрывок в их изложениях часто превращается в описание одного случая, то есть в повествовательный отрывок с сюжетом в центре, а не настроением.
Приблизительно в неправильном изложении это может выглядеть так: «Сидел я однажды, писал, не мог слов найти. Тут вдруг Ю-ю запрыгнула на стол, села около меня, и всё у меня сразу получилось».
То есть из текста, описывающего душевное состояние, получается текст, повествующий о единичном неожиданном случае (завязка-кульминация-развязка налицо).
Но если провести с ребятами работу, направленную на осознание специфики этого эпизода, то они получают в своё распоряжение новую интонацию, новый способ описания настроения в арсенал уже имеющихся у них способов, а может быть, и само это настроение.
Нужно просто-напросто обратить внимание на эту форму высказывания, проанализировать её, дать им возможность почувствовать её и освоить. То есть, понять состояние, для выражения которого естественна и необходима такая форма. Это можно сделать разными способами. Можно провести лингвистический эксперимент: заменить все формы глагола «буквальными», то есть сначала посмотреть, что произойдёт с текстом, если вместо второго лица в предложении «Царапаешь, царапаешь пером…» употребить глагол в первом лице, а потом - как изменится отрывок, если все глаголы в нём поставить в форму прошедшего времени. А можно попросить ребят, употребив те же глагольные формы, попробовать создать своё устное высказывание-воспоминание. Посмотреть, как это у них получается, отредактировать, обсудить возможные темы, уместные для выражения данными средствами.
После обсуждения уже написанных изложений, стоит через некоторое время закрепить материал - написать сочинение в той же форме. Для этого как образец можно использовать любой другой текст с соответствующей интонацией и формальными признаками.
Подойдёт, например, «Осеннее утро» Пришвина. Можно попросить ребят самим догадаться, на какой другой текст по настроению и по форме похож этот. Обычно про Ю-ю вспоминают без труда. Но если не вспомнят, то можно и напомнить, и сравнить эти два настроения (чем похожи, а чем - нет), и формы их выражения (ребята сразу замечают форму глаголов: «Стоишь себе на берегу один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь…»).
Ну а дальше форма сама делает своё дело. Единственное что, просишь их представить, что остались они наедине с собой где-нибудь на природе, или вечером дома, или ещё где-нибудь (сами могут предложить), что смотрят они и вокруг, и в себя одновременно, и слышат звуки, и не слышат их… И предлагаешь первую фразу: «Бывает, гуляешь один…» И просишь записать, как это бывает. И вот что получается:
«Бывало смотришь, смотришь на горы… ох, как красиво! Горы стоят-стоят, не двигаются, а ты на них смотришь. Летят орлы над горами, а ты всё смотришь. Мир останавливается перед тобой, весь мир, кроме гор и орлов. А ты чувствуешь душевный покой. И хочется так стоять и стоять… но вдруг слышишь оклик мамы:
- Гриша, идём скорей.
Вот и всё - мир снова оживает, орлы улетают, и ты уходишь навсегда из этого места…» (Гриша)
«Бывает, сидишь на берегу озера, смотришь на водную гладь. Думаешь о чём-то. И тут увидишь, как упадёт листик склонившейся над водой ивы. И поплывёт корабликом, беспокоя воду. В такие моменты думаешь, что ты - это озеро. А кто-то взял и нарушил твой покой. Но вскоре опять всё тихо. Лишь ветерок изредка окликнет тебя». (Лера)
«Маленькая радость.
Бывало, садилась я у окна. И сидела, глядя на мир. Грустно было как-то. А что тут интересного? Сижу и смотрю на раннюю весну, на ещё не растаявший грязный снег, голые ветки деревьев, серое небо. Грустно станет. Что-то кольнёт в носу и невольно скатится по щеке слеза. И вдруг, на один прекрасный миг проглянет через тучи маленький лучик солнца, а за ним, как по мановению волшебной палочки, под лучиком солнца пролетит, грея крылышки и весело чирикая, птичка. И тотчас какое-то тёплое чувство наполнит твою душу, и ты улыбнёшься».(Полина)
Кстати, Пришвин - один из тех писателей, тексты которых дают умение видеть и себя и окружающее, обогащают новыми настроениями. И к его текстам на уроках русского языка можно и нужно возвращаться не один раз.
Вот, например, работа на один урок. Она хорошо проходит не на первом, а на шестом-седьмом уроке. Когда и тонуса может уже не хватать, и внимание рассеянное: самое оно для того, чтобы отдаться настроению.
Читаем с ребятами текст «Осинкам холодно»:
«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в лесу, стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.
Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня».
Обращаем внимание на то, что текст состоит из двух частей, на слова «солнечный день», «опушка» (светлый солнечный круг, огороженный тёмным холодным лесом), «собрались», «разноцветные», «вышли», «как будто», на «оживление» осинок. В общем, к концу обсуждения дети уже знают текст почти наизусть. Прошу записать.
А потом оставшуюся часть урока посвящаем глядению в окно на огромные берёзы, осинки, рябинки, что растут на школьном дворе и за ним, и пытаемся понять, что они чувствуют, о чём думают, то есть, создать образ. Долго-долго смотрят молча в тишине, а потом пишут. И вот что получается:
«В начале осени, в один тёплый солнечный день, я увидела берёзы, стоявшие немного отклонившись друг от друга, как будто боялись запутать свои ветви».
(Полина)
«Медленно качаются деревья. Туда-сюда, туда-сюда... И вот одинокая рябина стоит среди берёз. Её ветви тянутся к солнцу, как ребёнок тянется за конфетой, чтобы достать её со шкафа».
(Лёша)
«Деревья похожи на рассеянных людей, они то приобретают листья, то теряют их».
(Ваня)
«Стоят весёлые молодые стройные берёзки. Их листья как будто играют на деревьях. Какие-то листочки нехотя падают на землю, вроде бы ещё хотят пожить на деревце, а некоторые как будто хотят пообщаться со своими уже упавшими друзьями».
(Ксюша)
«Берёзы опустили свои головы (ветки). Прислушайся - и ты услышишь их разговор. А ветер как бы подталкивает их к нему. Ветру надоела их болтовня, и он начинает раскачивать их, чтобы они быстрее договорили. Некоторые листья падают быстро, будто обидевшись на ветер. Берёзы, наклоняясь, ищут своих непослушных детей (листья)».
(Лера)
Тут, конечно, важно создать нужное настроение на уроке, не загонять детей в рамки, дать им возможность почувствовать свободу выражать себя и писать так, как хочется; понять, что хорошо получается не тогда, когда всё сделано чётко по образцу, а когда написанное является выражением собственных чувств. Как писал замечательный литературовед Мирон Петровский, «для того, чтобы писать книги, не нужно притворяться кем-то, отличным от самого себя, не нужно приспосабливаться к чему бы то ни было - ни к жанровым, ни к иным условностям, ко всем этим будто бы неизбежным «так принято», одним словом - можно и нужно быть свободным». Когда и ребята делают такое открытие, работы получаются действительно хорошие.
Всё это я говорю, предваряя слова об опасности такого «формального» подхода при написании сочинений. Действительно, очень часто форма сама погружает ребят в нужное настроение, подсказывает слова, темы, образы, но иногда, когда форма дана, а содержания, соответствующего такой форме, у детей ещё не появилось, есть опасность получить схематичные, глупые сочинения.
Но, несмотря на это, я считаю возможным предлагать детям «опережающие» тексты с очень чётко «читаемой» структурой. Вот, например, текст упражнения из учебника, данного в теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (он, на мой вкус, несколько назидателен, но благодаря этому структура проглядывается в нём очень ясно):
«Снег. Обычный, знакомый всем, белый, пушистый, холодный снежок.
Белый? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясный зимний полдень он белый, с чуть заметным фиолетовым оттенком и глубокими синими тенями. Облака несколько притушёвывают его сияние. На закате снег окрашивается в багрянец, а позднее, на грани вечера и ночи, становится лиловато-пепельным. Лунный свет делает его зеленоватым, в тени - мутно-лиловым.
В солнечную погоду снег кажется розовым и золотым, а непогода отражается в нём унылой желтизной». (По А.А. Яблокову)
Понятно, как строятся тексты такого типа (их, кстати, очень много в учебнике (и в тестах ЕГЭ, к слову сказать, предостаточно), и стоит обращать каждый раз на эту повторяемость внимание ребят, так как понимание структуры текста не только даёт возможность создавать свои письменные высказывания, но и развивает предсказательность): 1.Предложение, задающее тему высказывания (Снег.). 2. Тезис-ошибка(…белый… снежок). 3. Вопросительное предложение, ставящее под сомнение тезис-ошибку (Белый?). 4.Доказательство верного тезиса.
По образцу этого текста трудно написать хорошие сочинения. Многих детей расслабляет слишком чёткая структура и не вполне понятная цель высказывания, поэтому «от себя» говорить удаётся не всем. Но и такая работа мне кажется полезной. «Пустая» форма может наполниться содержанием позже, когда это содержание придёт, и хорошо тогда уже иметь готовый «шаблон» для его выражения.
По такому типу хорошо могут написать сочинения только действительно наблюдательные, умеющие видеть в привычном необычное и умеющие удивляться дети. Вот одна из удачных работ.
«Туманы… Туманов очень много. Туман - это облако, сошедшее на землю. Очень занятые люди считают туман серым месивом. А вы когда-нибудь рассматривали туман? Вы видели, как красив туман утром, когда солнечные лучи пронзают его жёлтыми саблями? А на закате туман багряно-розовый. В Лондоне он тоже розовый: там много кирпичных зданий - пыль летает и окрашивает его в розовый цвет. В лесу весной туман зеленеет: каждый весной деревья окутывает зеленоватая дымка. Облака - это ведь тоже туман. А разве они белые?» (Настя)
Кстати, стоит сказать, что, готовясь к этому сочинению, хорошо задать ребятам на дом составить словарик названий цветов.
Конечно, написанные сочинения нужно обсудить. Удавшиеся - прочитать, обратить внимание на хорошие находки. Не совсем удавшиеся - постараться отредактировать.
Как видно из написанного выше, освоение текстов той или иной структуры проходит в несколько этапов и с использованием различных видов деятельности:
* анализ текста-образца с точки зрения единства формы и содержания,
* возможно, какой-то вид изложения,
* сравнение различных текстов со сходной структурой,
* создание своего текста по образцу,
* анализ своего текста.
Кроме того, всё, что говорилось выше, относилось к случаям, когда нужно создать текст с некоторой степенью художественности. Но на уроках развития речи нужно давать и более «низменные» навыки: умение пользоваться источниками для создания своего текста, или приобретение таких навыков работы с текстами разных типов речи, как составление плана, выделение опорных слов, выделение слов, формирующих тип речи.
И все эти виды работы тоже можно проводить, по тому же принципу поэтапного освоения способа выражения (анализ - воспроизведение - творчество - анализ).