Рисуночное письмо с детьми

Feb 18, 2013 05:07

Раз уж эта тема заинтересовала, то продолжу. Это, думаю, должно хорошо пойти с домашними детьми.
Мы в первом классе, понятное дело, обязательно читаем Киплинга "Как было написано первое письмо". А потом пытаемся писать рисуночные письма сами и пытаемся сообразить, какие трудности могут встретиться при прочтении, какие слова трудно нарисовать и т.п. Это вообще полезное занятие (представлять, какие трудности возникнут у читающего), потому что здорово развивает очень полезное представление о другой точке зрения и о точке зрения другого и вообще помогает понять такую штуку как отличие механизмов порождения речи от механизмов восприятия, например, и то, почему один может обидеться на другого, если этот другой обидеть его не хотел, да там много чего и про понимание и про непонимание. Но это, так, философствования. На самом деле мы так изучаем историю письма. От рисунков, передающих событие, переходим к рисункам, изображающим слова, а затем рисункам, изображающим звуки (обычно не единичные звуки, а слоги, части слова), и так постепенно приходим к буквам. Причем можно обсудить, что для чтения первых двух видов рисунков, совсем не обязательно знать язык, на котором говорит пишущий: рисунок обычно понятен любому человеку. Но такое письмо очень неточно выражает то, что хочется сказать.
Обязательно обсуждаем, что рисуночное письмо используется и сейчас на вывесках, знаках дорожного движения, те же указатели выхода в транспорте и общественных местах (можно ходить и искать с ребенком вместе такие знаки и обсуждать, почему они понятны (потому что люди договорились или можно догадаться самим, не зная о договоренности: может быть и так, и так), карты можно поразглядывать и поотгадывать обозначения на них.
Потом пытаемся прочитать несколько настоящих писем. Я их брала из учебника Реформатского "Общее языкознание". Там рисуночные письма индейского племени, например, очень поэтичные(что-то типа "В едином порыве сердец племена кого-то там обращаются... не помню точно, а учебник куда-то задевался:-)). Потом опять сами пытаемся писать поэтично и читать, что написали (тоже, понятное дело, поэтично). Тут простор для творчества, создания метафор, сравнений, эпитетов, аллегорий и т.п.:-)
А потом знакомимся слегка с иероглифическим письмом, и предлагаю пописать иероглифами. Но новыми, выдуманными. И изобретаем письменный язык. Чтобы проще было это придумывать, у меня есть несколько обозначений готовых. Например, я рисую человечка в шляпе, и мы договариваемся, что он англичанин и его зовут Ник, и читаем его как -ник. Потом рисую змею и говорю, что это питон Каа, читаем эту змею как -ка. Приставки (или просто слоги) рисую шариками над чертой, под чертой, на черте, в коробке, катящимся по черте и т.п. (над, под, на, в, по)
Так можно зашифровать уйму слов, придумывая, понятное дело, все новые значки. Мы для них даже словари составляли. Но дома, конечно, это может пойти еще веселее и интереснее.
Ну вот слова для примера: ноч-ник, печ-ник, по-воз-ка, на-воз, по-лом-ка, по-ход (корень ход договаривались ногами рисовать заранее), по-ход-ка, на-ход-ка и т.п. Еще вспомню, обновлю, может быть.
Тут мы, естественно, сталкивались с тем, что такое письмо интересно, но тяжело им все слова записать. И словари нужно создавать. И иностранцы уже далеко не все смогут прочитать и понять, да и те, кто нашего письма не знает, тоже столкнутся с трудностями. Ну и здесь я им больше загадывала, а они "читали".
А потом мы смотрим, как устроено наше письмо. Буквенное. Пытаемся понять, что такое буква. Я, конечно, рассказываю про происхождение букв, рисуем обязательно перевернутую букву а и смотрим, что она и правда похожа на быка (алеф) и т.п. У меня таблички с историей букв опять таки в Реформатском, но вообще, думаю, их легко найти в интернете, если понадобится.
И еще что мы делаем время от времени, когда понимаем, что буквы в большинстве своем обозначают один речевой звук: мы придумываем буквы для неречевых звуков. Для хлопка, топанья ногой, щелчка пальцем, цоканья, шуршания ладонями, падения ручки на пол (и любых других, которые можно воспроизвести), записываем их в разной последовательности, а потом вместе "читаем вслух". Так и "музыку" можно писать:-).
Это так, идеи. Я не со всеми и не всегда делала одно и то же именно из-за особенностей школьного формата. Но дома можно отрваться по полной, думаю:-).

иероглифы, идеограммы, письменность, с детьми, про жизнь, история языка, язык

Previous post Next post
Up