Слова на буквы а и э. Немного истории языка. Примитивно.

Jan 11, 2013 04:02

А вот известно, например, что все слова, которые в современном русском языке начинаются на буквы а и э (кроме союза а, слова это и образованных от него  и междометий) заимствованные. Все эти арбузы, апельсины, арки, этажи, экраны пришли из латинского, греческого, отчасти из старославянского и др. языков. Вы это знали? А знали, почему? Знали, откуда ( Read more... )

старославянский и древнерусский, с детьми, словари, заимствования, история языка, язык, фонетика

Leave a comment

Comments 23

liseeva January 11 2013, 18:24:33 UTC
а почему? то есть, почему вдруг стало нельзя , а потом опять можно?

Reply

lagushka January 11 2013, 20:00:05 UTC
Да, мне тоже это интересно ( ... )

Reply

liseeva January 12 2013, 11:32:54 UTC
спасибо

Reply

lagushka January 11 2013, 20:05:47 UTC
Ой, извините, я не перелогинилась. Это я:-).

Reply


alekseia_anna January 11 2013, 21:47:00 UTC
Спасибо Вам, перепостила для сына.

Reply

nekakprivikli January 11 2013, 22:26:04 UTC
Здорово!

Reply

stratanaftka January 11 2013, 23:36:23 UTC
Интересно! Я когда читала словарь старославянских имен, тоже обратила внимание, что имен на А нет вообще (на Э тоже, но их и сейчас мало и те инородные)И еще, мне подумалось, что мода в каком-то смысле возвращается, т.е. сейчас несмотря на реабилитацию буквы Ё, в начале слова "модно" произносить ЙО.

Reply

lagushka January 13 2013, 15:44:07 UTC
Про старославянские имена надо подумать, ведь в старославянском, вроде, такого строгого запрета на звук а в начале слова не было. Агнец, аз - из старославянского. Я спрошу у кого-нибудь.
А про йо я не поняла. Можете пример привести?

Reply


muzaofimmortal January 12 2013, 00:01:03 UTC
Вы пишете про закон в смысле, близком к закону физики или химии? В смысле, что это не результат нормирования, а просто особенность функционирования языка в то время?

Мне кажется, что когда-то я читала, что слова на "ф" тоже практически все заимствованные, а вот про причины не помню.

А еще, конечно, я хотела поздороваться-познакомиться. Меня зовут Тоня, у меня растут две дочки, надеюсь, что все это будет им когда-нибудь так же интересно, как мне, а мне всегда была интересна лингвистика и особенно этимология и история языка, поэтому гип-гип-ура вашему журналу!! :))

Reply

lagushka January 13 2013, 15:49:34 UTC
Да, я имею в виду законы языка, а не сформулированные правила, точно. Ведь нигде нет правила, что нельзя начинать слова с ы. Просто вот у нашего языка вкус такой, наверное. Это, кстати, очень интересно, что такое правила, а что такое законы, и как они друг с другом взаимодействуют.

Здравствуйте!:-) А меня Женя зовут:-).Растет у меня только один сын пока:-).
Про этимологию, если она интересно, очень здорово иметь дома этимологический словарь. Мне давным-давно подарили на День рождения Фасмера, и я до сих пор в восторге:-).

Reply

muzaofimmortal January 14 2013, 14:13:28 UTC
Фасмер интересно, но сухо :) Мне больше нравится Успенского читать, например. Еще у меня интересная книжечка "К истокам слова" есть.

Reply

lagushka January 15 2013, 20:01:36 UTC
Да, Успенский мне тоже, конечно, нравится. Его несколько лет назад Аванта переиздала. И даже этимологический словарь у него есть для детей Почему не иначе? называется. Но Фасмер пообъемнее, конечно.
К истокам слова почитаю, спасибо.

Reply


muzaofimmortal January 12 2013, 00:06:29 UTC
Ой-ой, про букву "ф" ваш следующий пост. Невнимательная я, пошла читать :)))

Reply


nedovolnay January 12 2013, 05:32:33 UTC
А почему в Евангелии употребляется слово агнец?

Reply

nekakprivikli January 12 2013, 08:05:21 UTC
О, здорово, что вы спросили! Я начала было в этом посте сначала писать отступление про агнца и старославянский, потом подумала, что будет слишком громоздко, и не стала пока.
Я тогда в следующем посте об этом напишу! Спасибо за стимул!
Если коротко, то Евангелие написано на церковнославянском языке, его предок - старославянский язык, это письменная обработка одного из говоров предка современного БОЛГАРСКОГО языка (Кирилл и Мефодий взяли именно его за основу для перевода с греческого Евангелия и других церковных текстов) . Т.е. старославянский изначально отличался от предка нашего современного русского языка. Но не очень сильно, что позволяло его понимать. Кроме того, т.к. это был прежде всего язык письменных текстов, причем священных, он и развивался по другим законам.
Поэтому имеет смысл выражение "слово заимствованно в древнерусский из старославянского" потому что это разные языки. Но я напишу в отдельном посте подробнее. Это же интересно.

Reply

nedovolnay January 13 2013, 05:39:08 UTC
Спасибо!
У меня ещё вопрос: почему в древности местоимение 1 лица ед. ч. было азъ, а теперь я? Была первая буква алфавита, стала последняя.

Reply

lagushka January 13 2013, 06:51:40 UTC
Я написала об этом. В древнерусском языке было не аз, а яз, как раз из-за того же й перед а. Аз было в старославянском (предке нынешнего церковнославянского), это другой язык, язык сначала только церковных текстов, как латынь у врачей, например. Аз и яз существовали параллельно: аз в старославянском, яз в живом, древнерусском.
И, ксати, буква я, такая, какой мы ее сейчас пишем вообще появилась только после реформы орфографии ПетраI, и то она тогда не была последней буквой алфавита. Последней она стала только после реформы орфографии 1917 года, до этого последней была ижица.

Reply


Leave a comment

Up