Постмодернизм, шестидесятники и советофилия.

Nov 06, 2011 02:49

Продолжающаяся полемика Михаил Эпштейна (mikhail_epstein) и Дмитрия Быкова (bykov, начало МЭ, ответ ДБ, ответ МЭ и дискуссия) о советофилии и тотальгии интересна, как по сути обсуждаемого: сравнением отношения к советскому прошлому и путинскому настоящему двух уважаемых талантливых людей с в общем-то близкими политическими и художественными взглядами, так и тем, что ( Read more... )

жд-дебаты, бСоюз, книги, интели, россия

Leave a comment

Comments 6

nedosionist November 8 2011, 18:56:38 UTC
См. обсуждение с М. Эпштейном у, mikhail_epstein, и в Х-посте в rujew-us.

Reply


kokoon_art November 17 2011, 17:30:13 UTC
На мой взгляд, Быков пытается дать некую формулу - не лживую и приемлимую для интеллигенции - для того чтобы прилично "закрыть" Совок, в том смысле, в каком Франция закрыла Наполеоновские войны, а Германия закрыла Холокост (я имею в виду несколько, может быть, преувеличенную по сравнению с реальностью тему Сопротивления). Положить на полочку, наклеить ярлык. В Германии сейчас никого Гитлер не волнует...
Совок, особенно сталинизм, неприлично открыт, по-моему, и привлекает несоразмерный интерес. Одни исторические сообщества чего стоят, что там творится...Нужна формула - и не прохановско-зюгановская, конечно, но и не новодворская, а такая, чтобы подошла нормальному:) приличному человеку.
И вот она - зло тоталитаризма вызвала к жизни хорошее, живое, сопротивляющееся злу общество, описанное Стругацкими, и далее по списку. Общество с огромным потенциалом, самое читающее, самое дружное и опять же по тексту.

Reply

nedosionist November 17 2011, 20:47:54 UTC
Добро пожаловать.
Я не думаю, что "интерес к совку" - несоразмерный. Это период как-бы отброшенный в смысле самоознания общества. Оценка советского прошлого слишком непосредственно связана с оценкой путинского настоящего. Быков, да, ищет такую "формулу для приличного человека". Это то, где надо копать, и в этом мой интерес к их обсуждению.

В смысле быковского довода - о воспитании добра на зле, кстати, неясно, является ли немецкое забвение Гитлера столь удачным. Странно, кстати, что Вы стерли у Эпштейна именно те реплики, на кот. я собрался было ответить. :) "Хорошее, живое, сопротивляющееся злу общество" было не всем обществом в целом, а субкультурой, образовавшейся на стыке советского и анти-советского. Это нормальный диалектический синтез, подобный упомянутому там.

И http://nedosionist.livejournal.com/23879.html?thread=196935#t196935

Reply

kokoon_art November 18 2011, 09:11:59 UTC
я стерла реплики, тк Михаил явственно попрощался, и показалось неприличным, что написала так много букв постфактум.
Они "отбились" и не хотят больше спорить.
Забвение - в смысле перевода событий наконец в историческую плоскость, в этом смысле немецкий опыт неплох. Подробная память - знаете про "камни преткновения"? - но лишенная той внутренней энергии, заставляющых людей спорить о сталине до драки. Энергия все-таки для "сегодня" нужна.

Reply

nedosionist November 18 2011, 20:03:34 UTC
В этом смысле мне показалось примечательным, что Быков бОлшую энергию направлял на сегодня - т.е. оценка прошлого с тем, что это дает в настоящем; в то время как Эпштейн осуждал прошлое, с тем чтобы оно осталось в основном в прошлом.

Reply


kokoon_art November 18 2011, 09:37:16 UTC
да, кстати, одна стертая реплика содержала вопрос, на который у меня нет ответа.
СССР радикально отличался от нацистов провозглашением чистейших безупречных идеалов (нацисты, тe позволяли себе откровенный цинизм, что их и подвело), а уж в позднее вегетарианское время - тем более.
Насколько я поняла, по Быкову, само провозглашение светлых идеалов дает положительный вектор. По Мирскому, это еще хуже ("не было режима лживее").

Reply


Leave a comment

Up