Третье наше посещение программы "Умной Москвы".
"Космонавтика" "Планета Земля"В этот раз была, как ясно из названия, программа по химии.
Для взрослых вел ее Артём, аспирант третьего года химфака МГУ.
И в прологе для детей, и в лекции для взрослых было много шуток, юмора и драйва. Очень положительные впечатления остались у меня от этого проекта.
Как Миша на следующий день
делал опыт с хромом, я уже написала. Сама программа ему тоже очень понравилась.
В этот раз было ОЧЕНЬ много детей, я насчитала 63 человека! Хотя, по идее, должно быть не более 60-ти.
Дети такие забавные в строгих химических халатах :)
Перед переходом в лаборатории для всей аудитории проводится краткий экскурс в историю вопроса.
Менделеев, как многие ученые того времени, был вполне себе энциклопедистом: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель.
Вот он ДО открытия своей знаменитой таблицы и ПОСЛЕ:
Из черных ящиков, традиционных для УМ, появляются предметы, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
Нефтеперегонка как сфера его научных интересов: пробирка с нефтью.
Воздухоплавание: воздушные шарики с гелием (улетели под потолок)
Постройка ледоколов: кораблик из черной коробки и ледокол на экране
Самолично Дмитрий Иванович находился в четвертой коробке:
Там же была и его кровать, на которой он уснул и увидел во сне свою знаменитую таблицу (на самом деле нет).
Дети пошли в лаборатории, а для взрослых началась традиционная викторина.
Ведущий Артём:
Я человек эрудированный, но не так уж подкована в химии, выиграть викторину мне и в этот раз не удалось. Но было весьма интересно послушать лекцию.
Ведущий еще хороший был, артистичный, много хохмил, не занудничал.
Артём рассказал, что Умная Москва начиналась как проект для взрослых. Был придуман формат просветительских лекций, но выяснилось, что взрослые не очень-то жаждут приходить в выходной день и за свои деньги, и, кроме того, те кто приходят, приводят своих не пристроенных детей, которые скучали и мешали лекторам. Тогда и возникла идея "замаскировать" лекции для взрослой аудитории занятиями с детьми :) И проект в таком формате стал очень востребованным и успешным. Не знаю, сколько во всем вышеизложенном правды, но забавно :)
Викторина включает в себя 18 вопросов, проводится быстро, потом листочки собирают и про заданные вопросы рассказывают, я много интересного для себя услышала.
Про яблоки. Темнеют на воздухе яблоки вовсе не от окисления железа, как неправильно знают поголовно все.
На самом деле
все написано здесь! Коротко: В яблоках много веществ группы антиоксидантов, которые называются полифенолы. Кроме того, в яблоках содержатся ферменты полифенолоксидазы, задача которых, как видно из их названия, - окислять полифенолы. В результате окисления полифенолов образуются хиноны. Сами по себе они бесцветны, но в отличие от полифенолов, которые по своей природе препятствуют реакциям окисления, хиноны, - наоборот, сильнейшие окислители, которые, образовавшись на поверхности яблочного среза, начинают взаимодействовать со всем, что им на пути попадется. В результате и образуются вещества, которые придают яблоку ржавый цвет. Для чего все это нужно и какой в этом смысл? - читайте по вышерасположенной ссылке :)
Были сделаны ГМО-яблоки с выключенным геном, кодирующим изготовление полифенолоксидазы, и они не темнели на срезах. Протестированные люди заявляли, что такие яблоки вкуснее, хотя на самом деле вкус не менялся.
Про полиэтиленовые пакеты. Изготовление бумажных сумок-пакетов приносит более чем в сто раз больше вреда для окружающей среды, чем изготовление и использование полиэтиленовых. Мало того, даже использование многоразовых сумок не облегчает бремени природы. Потому что не получая пакет в супермаркете, человек покупает специальный пакет для мусора (а так он бы выкидывал мусор в пакет из магазина), и количество использованных пакетов практически не уменьшается.
А потом в зал вернулись дети.
Когда программа закончилась, мы с Мишей уже традиционно пошли по лабораториям смотреть, чем он занимался. Ребенок мой очень любит рассказывать и делиться, поэтому картина деятельности вырисовывается практически полная.
Лабораторий всего четыре. В каждой лаборатории группа детей делится на две подгруппы, каждая определяет один из двух элементов.
1.
Ребенок демонстрирует, как они определяли бром и йод.
2.
Здесь выделяли азот и кислород. Артём нам, взрослым, рассказал, что на первом пилотном прогоне программы оказалось, что определения получившегося газа с помощью горения оказалось недостаточно. И в самом деле: кислород горит, а в атмосфере азота лучинка гаснет, и дети, у которых был азот, были очень разочарованы! Поэтому добавили проход получившихся газов через раствор, который в случае азота меняет цвет. Получилось всем сестрам по серьгам: у кого кислород - горение лучинки, у кого азот - цветная жидкость.
3.
Дети выделяли и определяли медь и олово.
Вот получившаяся медь:
А это олово:
4.
Здесь выделяли магний и алюминий.
Мише достался алюминий. Магний под микроскопом дает красивые узоры в виде снежинок, хорошо, что детям с алюминием тоже дали посмотреть.
Когда они определили все восемь таинственных элементов, для них провели подытоживающее короткое занятие.В общем зале по получившимся номерам был разгадан ребус, выяснили, что искомый химический элемент - любимый элемент Менделеева (не спрашивайте меня, почему) - хром.
Наградили дипломами.
И, повторюсь, на дом подарили наборы для опытов с хромом (см.
мой пост).
По-моему, было очень интересно!
А потом мы пошли смотреть Парад трамваев, про который я не оставляю надежду тоже написать :)