.
Продолжение (предыдущие записи -
по метке).
Надо признать, что в природе есть авиационные ПКР и получше Х-35. Речь идёт об американской AGM-84 "Гарпун" - прототипе и ближайшем аналоге (если не сказать, близнеце) российской ракеты, которая на Западе даже получила шутливое прозвище "Гарпунский" (Harpoonsky) наряду с официальным обозначением НАТО AS-20 Kayak.
ПКР AGM-84 "Гарпун" на подкрыльевом пилоне палубного противолодочного (патрульного) самолёта S-3B "Викинг" из авиакрыла авианосца "Карл Винсон" типа "Нимиц". "Викинги" были сняты с вооружения в начале 2009 г. (фрагмент фото 2004 г. с navy.mil)
Несмотря на то, что во многих публикациях, посвящённых ПКР "Гарпун", упоминается модификация AGM-84D2 с удвоенной (280 км) дальностью пуска (за счёт удлинения на 0,6 м топливного бака и уменьшения расхода топлива ТРД), распространения она не получила - на сегодняшний день в производстве и на вооружении ВМС США находится одна единственная модель AGM-84 Harpoon Block II (других модификаций на сайтах US Navy и Boeing попросту нет [1] [2]). Последний из известных автору контрактов на поставку Block II (около 90 шт.) был заключён между ВМС и "Боингом" 19.07.2012 [3]. По всей видимости, "Гарпун" Block II будет оставаться основной ПКР ВМС США ещё довольно долго (по крайней мере, пока не доведут до ума SLAM-ER), поэтому будем сравнивать Х-35 только с этой моделью.
ПКР AGM-84A "Гарпун" (рис. с modernforces.ru)
Характеристики ПКР авиационного базирования "Гарпун" AGM-84 Block II (в скобках - Х-35 без ускорителя): стартовая масса - 526 (520) кг; длина х диаметр х размах крыла - 3,85х0,34х0,91 (3,85х0,42х1,30) м; масса БЧ - 224 (145) кг; дальность пуска - 124 (130) км; скорость полёта - 08-0,85М (0,8М). Первоисточники [1] [2] дают массу БЧ - 488 и 500 фн. (221 и 227 кг), дальность - свыше 67 морских миль; скорость - "высокую дозвуковую" (high subsonic).
Из приведённых данных видно, что при тех же массе, длине, дальности и скорости "Гарпун" несёт в полтора раза больше полезной нагрузки, нежели Х-35. В отсутствие каких-либо объяснений в источниках, приходится предположить четыре возможных причины подобного диссонанса: 1) отсутствие у отечественного ОПК опыта проектирования лёгких ПКР и соответствующих комплектующих; 2) второстепенность Х-35 по сравнению с тяжёлыми сверхзвуковыми ПКР (первоначально заданный диапазон целей - боевые катера и корабли до 5000 т) и, как следствие, менее жёсткий контроль со стороны заказчика; 3) незначительная заинтересованность в новой ракете (даже корабельного базирования) со стороны ВМФ в период её испытаний и доводки, пришедшихся на 1990-е г.г. (когда разработчику пришлось самостоятельно искать заказчика за пределами Российской Федерации), 4) сознательное уменьшение массы БЧ ради дополнительного запаса топлива, необходимого для увеличения скорости (до сверхзвуковой) и/или обеспечения более активного противозенитного маневрирования на конечном участке траектории.
Как бы то ни было, но (возможно - на наше счастье) ПКР AGM-84 "Гарпун" выпускается только в самолётном варианте - без стартового ускорителя (690 кг), необходимого для разгона ракеты до скорости 0,75М (920 км/час). Сказанное подтверждается информацией, размещённой на сайте компании "Боинг" [2], где в перечне носителей числятся P-3 "Орион", S-3 "Викинг", F/A-18 "Хорнет", F-16, B-52, "Нимрод" и ни одного вертолёта.
Пробный вылет F/A-18F с нештатной нагрузкой - четырьмя учебными ПКР ATM-84 "Гарпун" (фото Boeing, 14.10.2013)
Другим, несколько более далёким, аналогом Х-35 является изначально французская, а ныне - европейская, ПКР авиационного базирования "Экзосет" AM 39 Block2 Mod2 (Block2 Mod2 означает возможность применения с самых новых типов ЛА, таких как "Рафаль" F3). Производит ракеты совместная англо-франко-германо-итальянская компания MBDA Missile Systems (Matra BAE Dynamics Alenia), эксплуатируют - в основном ВМС Франции (Marine nationale), а также Аргентины, Бразилии, Египта, Греции, Пакистана, Перу, Чили и, возможно, некоторые другие.
Характеристики "Экзосет" AM 39 (усреднённые данные [7] и [8], в скобках - Х-35 с ускорителем): стартовая масса - 660 (610) кг; длина х диаметр х размах крыла - 4,66х0,35х1,00 (4,40х0,42х1,30) м; масса БЧ - 165 (145) кг; дальность пуска - 50-70 (130) км; скорость полёта - high subsonic [8], 1М [7] (0,8М). Портал "Ракетная техника" [9] даёт дальность - 50 км при высоте пуска 300 м и 70 км при 10 000 м, скорость - 0,9М.
Авиационная ПКР AM 39 "Экзосет" (3D-модель Олега Иваненко с gunpoint-3d.com)
Имея несколько более тяжёлую БЧ (на 20 кг или 14%) при близкой стартовой массе и длине, "Экзосет" AM 39 значительно (в 2-2,5 раза) уступает Х-35 в дальности. Дело в том, что в отличие от американских и российских конструкторов французы применили на своей ракете не турбореактивный двигатель (ТРД), а ракетный двигатель на твёрдом топливе (РДТТ), в результате чего, принеся в жертву дальность пуска, они добились важного преимущества перед конкурентами - по причине отсутствия воздухозаборника и опасности его заливания при полёте в свежую погоду на сверхнизкой высоте, удалось снизить высоту полёта ракеты на конечном участке траектории в 1,5 раза - с 3-5 до 2-3 м над гребнями волн.
Что касается возможности применения авиационных ПКР "Экзосет" с вертолётов, то есть модификации машин среднего класса AS532 "Кугуар" и SH-3 "Си Кинг", которые могут нести две ракеты на специальных держателях. Широкого распространения они не получили и, насколько известно автору, используются только в ВМС Чили ("Кугуар" SH-32), Аргентины и Пакистана ("Си Кинг" ASH-3 и HAS1/MK-45 соответственно). Бразильские "Си Кинги" выработали свой ресурс и должны быть (или уже) заменены на S-70B "Си Хок" (местное обозначение - MH-16).
Вертолёт ВМС Чили SH-32 "Кугуар" с ПКР AM 39 "Экзосет" (фото с blueskyrotor.com)
Более лёгкие вертолёты, такие как HAS3 "Линкс" или AS565 "Пантера", могут довольствоваться лишь более лёгкими ПКР малой (сверхмалой) дальности - Пингвин" (Норвегия, Kongsberg) и "Си Скьюа" (Великобритания/ЕС, BAC-BAE Dynemics/MBDA), обладающих следующими ТТХ (Penguin/Sea Skua): стартовая масса - 385/147 кг; длина х диаметр х размах крыла - 3,00/2,85х0,28/0,22х1,40/0,60 м; масса БЧ - 120/35 кг; дальность пуска - 34/ок. 20 км; скорость полёта - ок. 1М. Карьера "Си Скьюа" в ВМС Великобритании должна закончиться к концу 2010-х г.г. [12], после чего она будет заменена новой лёгкой многоцелевой ракетой LMM, первоначально именовавшейся FASGW(L). Перспективы "Пингвина" несколько более оптимистичны.
Наряду с "Гарпуном", модификация "Пингвина" Mk2 Mod7 является одним из двух типов ПКР (
ссылка), состоящих на вооружении ВМС США (именно её ТТХ приведены в предыдущем абзаце). Под обозначением AGM-119B она может входить в состав боевой нагрузки основного вертолёта корабельного базирования Сикорский SH-60B "Си Хок" среднего класса - такой же рабочей лошадки американского флота, как у нас Ка-27. Следует отметить, что средние "Си Хок", "Кугуар", "Си Кинг", "Мерлин" и лёгкие "Линкс", "Уайлдкэт" и "Пантера" являются не ударными, а многоцелевыми (транспортно-боевыми) машинами.
Таким образом, после принятия на вооружение вертолёта Ка-27К и (де-факто) ПКР Х-35 ВМФ РФ станет обладателем самого мощного в мире авиационного противокорабельного ракетного комплекса вертолётного базирования. (Продолжение следует)
Вертолёт Сикорский SH-60B "Си Хок" 43-й вертолётной противолодочной эскадрильи (HSL-43) с противокорабельной ракетой (ракетами) AGM-119 "Пингвин" выполняет тренировочный полёт в районе Сан-Диего (Калифорния), 11.08.2003 (фото с navy.mil)
Источники
[1] Harpoon missile, Unites States Navy Fact File (
http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=2200&tid=200&ct=2).
[2] Harpoon, Boeing Defense, Space & Security (
http://www.boeing.com/boeing/defense-space/missiles/harpoon).
[3] Boeing Receives US Navy Contracts for SLAM ER and Harpoon Missiles (
http://boeing.mediaroom.com/index.php?s=20295&item=2349).
[4] С. Кочубей, "Совершенствование противокорабельного ракетного комплекса "Гарпун", Зарубежное военное обозрение, №7/1990 (
http://pentagonus.ru/publ/17-1-0-660).
[5] И. Шевченко, "Разработка корабельного ракетного оружия в ведущих зарубежных странах", Зарубежное военное обозрение №11/2012 (
http://pentagonus.ru/publ/razrabotka_korabelnogo_raketnogo_oruzhija_v_vedushhikh_zarubezhnykh_stranakh_2012/31-1-0-2328).
[6] Противокорабельная ракета Harpoon, "Ракетная техника" (
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/harpoon/harpoon.shtml).
[7] AM 39 Exocet, Missiles air-surface, Marine nationale (
http://www.defense.gouv.fr/marine/decouverte/equipements-moyens-materiel-militaire/missiles/missiles-air-surface).
[8] Exocet AM 39, MBDA Missile Systems (
http://www.mbda-systems.com/products/maritime-superiority/exocet-am39/41-7).
[9] Противокорабельная ракета Exocet, ИНС "Ракетная техника" (
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/exocet/exocet.shtml).
[10] Penguin anti-ship missile, Kongsberg Defence & Aerospace (
http://www.redstar.gr/Foto_red/Book/Penguin.pdf).
[11] Penguin anti-ship missile, Unites States Navy Fact File (
http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=2200&tid=600&ct=2).
[12] Sea Skua, Royal Naval Missiles (
http://www.armedforces.co.uk/navy/listings/l0037.html).
[13] Противокорабельная ракета Sea Skua, "Ракетная техника" (
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/sea_skua/sea_skua.shtml).
Другие фото
Пуск ПКР AGM-119 "Пингвин" с вертолёта SH-60B "Си Хок" из состава HSL-51, район Окинавы, 23.07.2002 (фото с navy.mil)
Пуск ПКР "Си Скьюа" с вертолёта "Супер Линкс" ВМС Великобритании
Вертолёт ВМС Чили SH-32 "Кугуар" б/н 76 с двумя ПКР AM 39 "Экзосет" (фото с deagel.com)
Модель того же вертолёта с теми же ракетами 1/72 фирмы Italeri (фото с aircraftresourcecenter.com)
Вертолёт SH-3 "Си Кинг" ВМС Бразилии с ПКР AM 39 "Экзосет" (фото с naval.com.br)
Вертолёт MK-45 "Си Кинг" ВМС Пакистана с ПКР AM 39 "Экзосет" (фото с defence.pk)
Пуск ПКР AM 39 "Экзосет" с вертолёта ASH-3 "Си Кинг" ВМС Аргентины (фото с desarrolloydefensa.blogspot.ru)
Подходящий носитель для "неподъёмного" "Гарпуна" - базовый патрульный самолёт P-3 "Орион" ВМС США с максимальной взлётной массой 63 400 кг и боевой нагрузкой из четырёх ПКР AGM-84 плюс всякая мелочь (фото navy.mil)